Тема 2. Механизм правового регулирования трудового права
Содержание механизма правового регулирования трудового права составляют разнообразные правовые средства. Наиболее часто к ним относят юридические нормы, правоотношения, индивидуальные предписания либо специфические юридические инструменты (рычаги), применяемые субъектами правоотношений в своей деятельности: договоры, ответственность, меры защиты, различные юридические приемы и конструкции (исковая давность, способы обеспечения обязательств и проч.).
Данный блок правовых средств обеспечивает формирование источников позитивного права, в которых содержатся основы введения в каждой конкретной отрасли права определенных юридических режимов, отражающих и выражающих политику государства в области общественных отношений, относимых к предмету соответствующих отраслей и правовых институтов.
Для того чтобы право могло реально действовать, необходимо придать определенным событиям или действиям характер юридически значимых фактов, с наступлением которых люди оказываются в положении сторон правоотношений, обладающих взаимосвязанными субъективными правами и обязанностями.
Использование данных прав, соблюдение запретов, исполнение обязанностей субъектами правоотношений, равно как и применение к ним норм права уполномоченными органами или лицами, относится к стадии осуществления права, в сфере которой функционируют правовые средства реализации права, образующие в совокупности второй блок динамической части механизма правового регулирования.
Использование договоров и властных актов правоприменения, в свою очередь, нуждается в правовых средствах обеспечения содержащихся в них правил поведения, и таковыми, в принципе, могут быть два достаточно типичных способа регулирования поведения людей - положительное стимулирование и негативная ответственность. Именно эффективные стимулирование и ответственность в труде, взятые вместе, призваны обеспечить реализацию субъектами трудового права их прав и обязанностей и тем самым способствовать воплощению в реальной действительности тех моделей поведения, которые предусматривает позитивное право.
Таким образом, механизм правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений включает: а) правовые средства воздействия на субъектов права; б) правовые средства, обеспечивающие действие права; в) правовые средства реализации права; г) правовые средства обеспечения поведения субъектов права.
Приведенная классификация правовых средств имеет в качестве основания, по сути дела, стадии правового регулирования, среди которых принято выделять: а) стадию общего неперсонифицированного воздействия права; б) стадию активной работы такого элемента правового регулирования, как правоотношение; в) стадию реализации права; г) стадию обеспечения реализации права2.
Правовые средства регулирования отношений, входящие в предмет трудового права, могут быть дифференцированы и по другим основаниям. Например, по своему юридическому значению они могут классифицироваться на средства общего, отраслевого, локального и индивидуального характера. Примером специфических отраслевых средств, характерных именно для трудового права, могут служить коллективный договор, материальная и дисциплинарная ответственность и др. Рыночной экономике присуще усиление роли правовых средств локального и индивидуального характера, в чем можно и нужно видеть проявление свободы труда и отказ государства от не характерных для рынка и не гибких по своей сути централизованных средств общего и отраслевого значения.
Итак, современный механизм правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений базируется, если можно так выразиться, на трех китах:
1) частноправовом и, соответственно, индивидуально-договорном регулировании трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем как первичными субъектами рынка труда;
2) социально-партнерском и, соответственно, коллективно-договорном регулировании тесно связанных с трудовыми коллективных отношений, возникающих между представителями работников и работодателями или их объединениями как вторичными субъектами рынка труда;
3) публичном государственно-правовом регулировании отношений, связанных с установлением обязательных для повсеместного применения национальных стандартов труда, разрешением трудовых споров, государственным контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, установлением процедуры и пределов юридической ответственности.
Этот механизм, который должен воплотиться в позитивном и субъективном трудовом праве России, может быть охарактеризован с позиции включаемых в него правовых средств следующим образом: а) как механизм преимущественно децентрализованного регулирования труда, использующий договорные средства реализации права, но имеющий пределы договорной свободы в виде закрепленных в законе основных прав работников и мер их ответственности; б) как механизм, опирающийся на индивидуальные и коллективные регуляторы труда материального и нематериального характера; в) как механизм, комбинирующий стимуляционные и директивные средства, но отдающий предпочтение использованию стимуляционных средств; г) как механизм, сочетающий в себе договорный принцип в возникновении (а частично и в прекращении) трудовых правоотношений и директивно распорядительный в управлении коллективным трудом; д) как механизм, характеризующийся разнообразием правовых средств, позволяющих достигать посредством их применения самых различных целей, например, обеспечения договорной свободы вступления в трудовые отношения и искоренения всех форм дискриминации в труде, стимулирования конкретных результатов труда и охраны имущества работодателя, поддержания дисциплины труда и обеспечения охраны труда и др.; е) как механизм, распадающийся на правовые средства, обеспечивающие, так сказать, "саморегулирование" индивидуальных и коллективных трудовых отношений самими их участниками, и правовые средства, обеспечивающие реализацию работодателем своей нормативной, директивной или дисциплинарной (правоприменительной) власти, составляющей содержание внешнего правового регулирования.