Формирование основных лагерей гуситского движения

Весть о гибели Гуса дошла до Чехии и вызвала большие волнения. Дворянство послало Констанцскому собору протест против расправы над Гусом, Пражский университет не признал справедливости решений собора, народ стал отказываться от уплаты десятины и ренты в пользу церкви. Начались нападения на монастыри и на представителей церковной иерархии. Таким образом, после смерти Гуса нарастает революционный взрыв и формируются политические партии. Зажиточные слои общества стремились лишить церковь ее имущества и привилегий, сохранить за собой политическую власть, как и господство над народными массами. Последние же выступали за уничтожение всякой эксплуатации. Это привело к разделению гуситов на два основных лагеря. Феодалы, бюргерство, университетские магистры и другие зажиточные слои образовали умеренный лагерь, провозгласивший своей главной задачей добиться причащения из чаши и для мирян

(то есть «под двумя видами») — разумеется, со всеми экономическими и социально-политическими последствиями такой меры. Этот лагерь стал называться партией утраквистов (подобоев, чашников). Народные же массы, желавшие радикальной перестройки общества, программой чашников не удовлетворились. Также выступая за лишение церкви привилегий и за чашу для мирян, они требовали и более глубоких реформ, устаноапения общественного строя, основанного на Библии. Это радикальное крыло гуситов получило название таборитов по имени города Табора, в котором впоследствии образовался их центр. Подавляющее большинство жителей Чешского королевства входило в тот или иной лагерь гуситов.

Гуситская революция

Смерть Яна Гуса в 1415 г. стимулировала реформационные устремления общества. Король Вацлав IV отказывался удовлетворить требования о подавлении в стране «еретичества». Население захватывало церковные земли, изгоняло католических священников и заменяло их гуситскими. На рубеже 1418 и 1419 гг. чешские католические паны, патрициат, римская церковь и германский император Сигизмунд (Зигмунд) объединили свои силы для наступления на гуситов, стали изгонять гуситских священников, добились назначения пражскими коншелами решительных противников гусизма. Тогда радикальные гуситы начали готовить восстание. 30 июля 1419 г. они собрались с оружием на проповедь священника Яна Желивского и двинулись к ратуше Нового места, требуя освободить людей, заключенных в темницы за протесты против старых порядков. Коншелы отказались выполнить требование. Тогда толпа взяла ратушу приступом, выбросила из окон представителей власти и добила тех, кто еще был жив. Так началась революция. Вацлав IV не был в состоянии подавить выступление, ему пришлось признать смену власти в Новом месте. 16 августа 1419 г. Вацлав умер. Прага стала центром революционных действий. Правые гуситы (паны, низшая шляхта, бюргерство) в конце августа 1419 г. выработали требования, Предлагавшие Сигизмунду Люксембургскому следующие условия признания его чешским королем: 1) гарантия причащения мирян Из чаши; 2) свобода закона Божьего (т.е. богослужения); 3) секуляризация церковного имущества; 4) признание установившегося в городах порядка. Эти требования стали известны как программа «четырех пражских статей». Но радикалы с этой программой не согласились. В это время толпы крестьян и плебеев пришли 8 Прагу и были с ликованием встречены пражской беднотой. Тогда

католики захватили Пражский Град и Малу Страну и разместили там свои войска. Новоместские радикалы 25 октября заняли Вы-шеград. Началась война. Радикальные гуситы овладели Малой Страной, королеве Софье пришлось бежать из Праги. Через 10 дней было заключено перемирие.

К этому времени возникли новые гуситские центры: Градец Кралове на востоке Чехии, Пльзень на западе и ряд других городов. Среди народных масс оживились хилиастические представления о втором пришествии Христа. Проповедники начали в духе Евангелия от Иоанна организовывать паломничества в горы. В июне 1419 г. у холма Табор собралось более 40 тысяч гуситов со всех концов страны. Поскольку Христос не являлся, было решено взять судьбу в собственные руки. 21 февраля 1420 г. гуситы захватили г. Сезимово-Усти и создали там общину как прообраз равноправного общества братьев и сестер. Однако положение города не обеспечивало его успешной обороны. Поэтому гуситы выбрали другое место, где стали строить укрепление, получившее название Табор.

25 марта 1420 г. в битве у Судомержи гуситы победили превосходившего их по силам противника. Уже в этой первой победе проявился военный гений рыцаря Яна Жижки, ставшего по приходе в Табор одним из гетманов. В Таборе возникла коммуна, общество братьев и сестер. Каждый приходивший сюда бросал свои ценности в общую кадку. Главным принципом коммуны был «Божий закон», все противоречившее ему уничтожалось. Во главе военных общин стояли четыре гетмана, большое влияние имели священники и проповедники. Был избран и собственный епископ. Программа таборской коммуны предусматривала всеобщее равенство, изгнание порочной церкви и органов феодального управления.

Однако очень скоро утопические представления таборитов столкнулись с реальностью. Приходилось отходить от уравнительных принципов, подчинять интересы индивидов общим обстоятельствам. Такое развитие событий было предопределено реальной обстановкой. Необходимость обеспечения Табора оружием, одеждой, питанием способствовала развитию в нем производства, что изменило и социальную структуру города. Начались противоречия между таборитскими проповедниками. Группа, объединявшаяся вокруг Микулаша из Пелгржимова, оценивала ситуацию более трезво, чем радикалы, а священник Мартинек Гуска и его единомышленники стояли на крайних радикальных позициях. Весной 1420 г., когда военные действия достигли большого размаха, во главе таборитов встали четыре гетмана из низшего дворянства, верные народному крылу движения, но

расходившиеся во взглядах с хилиастскими проповедниками. Мар-тинек Гуска и его сторонники были объявлены нарушителями порядка и дисциплины. Весной 1421 г. гетман Ян Жижка физически истребил самые радикальные элементы, объявленные экстремистскими. Это обстоятельство вместе с необходимостью материального обеспечения войск привели к ликвидации первоначальной революционно-плебейской коммуны.

Гуситские войны

С 1419 г. в Чехии шли гуситские войны. С одной стороны, это была вооруженная борьба между чешскими гуситами и чешскими же католическими панами, а с другой — борьба чехов-гуситов против международной реакции и иностранной интервенции.

Правая партия была готова на определенных условиях принять Сигизмунда (Зигмунда) Люксембургского чешским королем. Но тот решил подавить чешских «еретиков» силой и 17 марта 1420 г. начал крестовый поход против них. Гуситы стали готовиться к отпору. 30 июня Сигизмунд с огромным войском подошел к Праге. На помощь ей двинулись табориты. 14 июля разыгравшаяся на горе Витков битва была императором проиграна. Вновь проявился военный талант Яна Жижки из Троцнова.

После этого между гуситами возобновились распри. Умеренное крыло желало утвердить в Чехии монархию, радикальное было против. Пражане даже объявили таборитское учение еретическим, таборитское войско оставило Прагу. В июне 1421 г. в г. Часлав собрался сейм, провозгласивший четыре пражские статьи земским законом и официально отклонивший кандидатуру Сигизмунда на чешский престол. Сигизмунд стал готовить второй крестовый поход, который и начался 28 августа 1421 г. Но войско крестоносцев опять потерпело жестокое поражение и 10 января 1422 г. было почти полностью уничтожено. И снова начались раздоры между гуситами. 9 марта 1422 г. в Праге был убит Ян Желивский, и с его гибелью закончился период радикализма в Праге. Так завершилась первая фаза гуситской революции, для которой характерна гегемония бедноты и решительная революционная программа.

Новая фаза революции ознаменовалась отделением Жижки от Табора в 1423 г., а также войной между гуситами и внутренними католиками. Возглавлявший гуситов Жижка всегда выхо-ДИл победителем. Но в 1424 г. он умер, и с его смертью нарушилась расстановка революционных сил.

Победы гуситской армии над армиями реакции объясняются Не только военным талантом Жижки. Объявление всех чехов

еретиками означало угрозу их поголовного истребления. Чтобы сохранить себя, чешский народ должен был мобилизовать все свои возможности. Известно, что в периоды революционных движений просыпаются народные силы, ранее скованные угнетением и предрассудками. В период гуситского движения чешский народ почувствовал себя свободным, решительно встал на защиту новых идеалов и выдвинул из своей среды талантливых вождей, в том числе и Жижку, творца новой армии. Гуситская армия состояла из крестьян и городской бедноты и создала принципиально новую организацию. Ее основу составляла пехота, кроме того, имелись конница и артиллерия, и совершенно новым оружием были «боевые возы», обеспечивавшие пехоте возможность успешно бороться с тяжелой конницей противника. Новшеством являлось и взаимодействие родов войск. Армия была спаяна крепкой дисциплиной, определявшейся военным уставом, разработанным в 1423 г. Жижкой. Огромное значение имел моральный фактор, энтузиазм простых людей, взявшихся за оружие во имя достижения царства Божьего на земле. Глубокая убежденность в справедливости целей борьбы обеспечивала строгую дисциплину. Наряду с «боевыми возами» в качестве боевых средств использовались приспособленные для ведения боя сельскохозяйственные орудия. Все это сделало гуситское войско непобедимым и позволило разбить армии пяти крестовых походов.

С 1426 г. главным гетманом таборитов стал Прокоп Голый, выходец из патрицианской семьи, получивший университетское образование. С конца 1420 г. он принадлежал к умеренным табори-там. Военные и дипломатические способности позволили ему стать во главе гуситской Чехии.

16 июня 1426 г. саксонский курфюрст начал третий крестовый поход против гуситов. Но и он потерпел поражение. Военные действия были даже перенесены за пределы Чехии. 14 марта 1427 г. в Австрии гуситы разбили войско австрийских феодалов.

В это время франконский курфюрст Фридрих Гогенцоллерн начал готовить четвертый крестовый поход. Таборитское войско спешно возвратилось в Чехию. Узнав о приближении войск Прокопа, крестоносцы сосредоточились у г. Тахова, но 4 августа 1427 г. разбежались, а гуситы разгромили войска чешского панского союза. Так установилась гегемония таборитской армии во всей Чехии. В 1428 г. табориты совершили успешный поход в Силезию, напали на Верхний Пфальц и с частью сил подошли к Вене. Император Сигизмунд пошел на переговоры, которые состоялись в начале апреля 1429 г., но ни к чему не привели. В конце 1429 г. пять самостоятельных гуситских армий перешли чешские границы и вторглись в Германию. При подходе гуситов к г. Бамбергу

его беднота изгнала своих господ и захватила власть. От Нюрнберга гуситы получили огромный выкуп за отказ от штурма. При этом в заграничных походах гуситы придавали огромное значение пропаганде своих идей — и словом и мечом. Вернувшись из Германии в феврале 1430 г. с большими трофеями, гуситы в 1431 г. совершили походы в Силезию и Лужицы.

Постоянное ведение войны и содержание большого числа людей, для которых война стала ремеслом, требовали пополнения припасов, причем обрести их в опустошенной Чехии уже не было возможности. В этих условиях походы за границу становились средством удовлетворения насущных потребностей и действенной мерой против экономической блокады, проводимой католическими странами. Поэтому на первом этапе заграничные походы были вынужденной реквизиционной акцией, а по мере разложения Табора принимали и откровенно мародерский характер, хотя гуситы не забывали и о своей революционной программе. Необходимость реквизиций привела к падению популярности гуситских бойцов, а разложение внутри войск ослабляло их военную мощь и вело к изоляции армии от народа.

Феодальная Европа не отказалась от попыток подавить гуситскую Чехию силой. В 1431 г. был организован пятый крестовый поход под руководством кардинала Цезарини. 14 августа огромная армия крестоносцев, не вступив в сражение под г. До-мажлицы, бежала с поля боя. Это привело к изменению в отношениях между Чехией и феодальной реакцией. Заседавший в Базеле с июля 1431 г. церковный собор пригласил гуситов на переговоры. В начале 1433 г. чешское посольство во главе с Прокопом Голым прибыло на Базельский собор. Переговоры ни к чему не привели. Затем они были перенесены в Прагу. Здесь католическое и гуситское панство договорились о совместном выступлении против таборитского войска. 30 мая 1434 г. у деревни Ли-паны близ Праги произошла битва между таборитскими отрядами и силами панского союза, закончившаяся полным поражением таборитов. Причины заключались не только в предательстве одного из гетманов, поражению способствовали также противоречия внутри гуситского лагеря, утомление народа от продолжительных войн, изоляция таборитов в результате постоянных Реквизиций, стремление правых гуситов договориться с церковью и Сигизмундом. Но, несмотря на разгром радикального крыла, гуситство продолжало оставаться решающей силой в стране. Умеренные гуситы согласились при условии значительных уступок со стороны Сигизмунда признать его чешским королем, а 5 июня 1436 г. достигли соглашения с католической церковью в

форме так называемых «Базельских компактатов». Впервые в истории католическая церковь вынуждена была признать еретиков полномочными исповедовать свою веру. Идеологическая гегемония церкви оказалась нарушенной.

Наши рекомендации