Уэ-1. идеология: сущность, структура, функции. классификация идеологий
УДК 320(476.5)(075.8)
ББК 66.0я73
ISBN 978-985-418-796-9 | ã Янковская Л. В., 2009 |
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность научного анализа государственной идеологии в Республике Беларусь в настоящее время обусловлена в первую очередь становлением политических институтов суверенного государства, формированием гражданского общества в нашей стране. При этом наша республика оказалась в ситуации, с которой западные страны не встречались: необходимо найти путь перехода от социалистического строя к новому устройству, более адекватно отвечающему тенденциям мирового развития.
В последние годы в республике активизировалась идеологическая работа, инициируемая государством, в рамках которой ставится цель донести до членов общества основные идеи, ценности, идеалы той концепции, которая лежит в основе его деятельности по управлению страной. Таким образом, государство стремится сделать процесс распространения идеологии более организованным, эффективным и преодолеть нарастающую стихийность в процессах политической социализации личности.
Значительную роль в этом процессе призвано сыграть преподавание специального курса "Основы идеологии белорусского государства", введенного в качестве обязательного предмета в учебные заведения различного уровня.
Данный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с новой типовой учебной программой, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь в августе 2007 года, и ставит задачу оптимально организовать самостоятельную работу студентов по освоению материала курса.
Учебно-методический комплекс включает три модуля, в каждом из которых определены цели изучения конкретной темы, содержится информационный блок, расписанный строго по учебным элементам и представляющий компактные ответы на узловые вопросы темы, имеется блок текущего самоконтроля степени усвоения учебной информации, размещена информация справочного характера в виде словаря понятий, планы семинарских занятий. Первые два модуля имеют пропедевтический характер, поскольку предваряют главное содержание дисциплины. Третий модуль – самый большой по объему, так как представляет основное содержание курса "Основы идеологии белорусского государства".
К студенту обращена методико-рекомендательная часть каждого модуля, которая состоит из пояснений, советов, направляющих его на рациональную работу по освоению учебного материала, указаний относительно обязательного изучения дополнительных источников. Эту часть модуля также представляет систематизация учебного материала в специальных таблицах, схемах.
В каждом модуле присутствует словарь тех понятий, содержание которых может быть не совсем известно студенту. Поскольку на ряде факультетов курс "Основы идеологии белорусского государства" изучается на младших курсах (первом, втором), то в этот словарь включены некоторые понятия из политологии, социологии, экономической теории – предметов, с которыми студенты будут знакомиться лишь на старших курсах.
Содержание учебно-методического комплекса базируется, во-первых, на принципе оптимального сочетания репродуктивного и продуктивного характера образовательной деятельности, в связи с чем в блоках текущего контроля и темах семинарских занятий предлагаются задания, рассчитанные не только на простое воспроизведение усвоенной информации, но и задания творческого характера, предполагающие ответы на вопросы, связанные с самостоятельным поиском информации. Во-вторых, на принципе вариативности, который реализуется в информационном блоке по проведению семинарских занятий, где предлагается набор вопросов, заданий, из которых преподаватель может комплектовать оптимальный состав вопросов, соответствующих темам прочитанных лекций, уровню теоретической подготовки студентов данного курса, профилю факультета. Выполнение практических заданий к семинарам предполагает нахождение ответа на вопросы экономического, социологического, политологического характера, но все они связаны с проблемами социально-экономического развития Республики Беларусь и решаются на основе принципов и идей государственной идеологии нашей страны.
Цель преподавания дисциплины "Основы идеологии белорусского государства" – формирование у студентов знаний и представлений об идеях и ценностях, необходимых для осознанного участия в общественно-политической жизни страны в качестве полноправных граждан.
В процессе изучения дисциплины студенты должны сформировать следующие компетенции:
– уметь анализировать идеологические процессы в Республике Беларусь;
– обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учетом знания идеологии белорусского государства;
– проявлять качества идеологической толерантности;
– использовать знание относительно теории, истории и методологии идеологических процессов в профессиональной деятельности;
– ориентироваться в мире идей, ценностей и представлений различной идеологической ориентации;
– отстаивать мировоззренческие основы идеологии белорусского государства;
– анализировать и оценивать социально-политические процессы в стране и мире;
Учебно-методический комплекс рекомендуется для студентов всех специальностей, слушателей института повышения квалификации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ модуля и учебного элемента | Наименование раздела и темы |
М-1 | Идеология и ее общественное предназначение |
УЭ-1 | Идеология: сущность, структура, функции. Классификация идеологий. Предмет курса «Основы идеологии белорусского государства» – совокупность идей, принципов, ценностей, определяющих цели и задачи развития белорусского общества и пути их реализации. Современное понимание идеологии как совокупности идей, ценностей и представлений, посредством которых определенная общность людей осознает свои потребности, интересы, формулирует цели и пути их достижения. Язык идеологии. Формирование идеологии. Идеология и мировоззрение. Идеология и политика. Идеология и наука. Функции политической идеологии. Уровни политической идеологии: теоретико-концептуальный, программно-политический, обыденно-актуализированный. Основания классификации политических идеологий |
УЭ-2 | Государственная идеология как социально-политический феномен. Государственная идеология как концепция, на основе которой осуществляется управление обществом. Элементы государственной идеологии: культурно-историческая, политическая, экономическая и социокультурная составляющие. Идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология. Сосуществование государственной и частных идеологий в гражданском обществе |
М-2 | Основные идеологии современности |
УЭ-1 | Идеология либерализма и неолиберализма. Либерализм – доминирующее идейно-политическое течение Запада. Адам Смит, Джон Локк – основоположники либерализма. Индивидуализм и свобода личности – базовые ценности либерализма. Идеи либерализма относительно организации политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. Кризис классического либерализма в ХХ веке. Неолиберализм как социальный либерализм |
УЭ-2 | Идеология консерватизма и неоконсерватизма. Консерватизм – идеология и политика сохранения сложившихся форм общественной жизни. Основоположники консерватизма: Эдмунд Берк, Жозеф де Местр, Луи де Бональд и др. Консервативная трактовка человека, власти и собственности. Отношение консерватизма к революционным и эволюционным социальным изменениям. Эволюция консерватизма во второй половине ХХ века. Сущность неоконсерватизма |
УЭ-3 | Социализм и его разновидности. Социализм и его разновидности. Социальное равенство и справедливость – базовые ценности социализма. Социально-политические идеи утопического социализма. Марксистское понимание социализма. Идеология социал-демократизма |
М-3 | Содержание идеологии белорусского государства |
УЭ-1 | Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства. Представления народа о своей государственности – составная часть национально-государственной идеологии. Основные этапы формирования белорусов как самобытной этнической общности. Государственность на белорусских землях. Княжества на территории Беларуси. Великое княжество Литовское, Русское и Жамойтское. Государственно-правовое положение ВКЛ в Речи Посполитой. Вхождение белорусских земель в состав Российской империи. Провозглашение Белорусской Народной Республики – попытка создания белорусской государственности. Образование БССР. Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусской государственности |
УЭ-2 | Общество постиндустриального (информационного) типа – стратегическая цель развития Беларуси Стратегия общественного развития Беларуси в ХХI веке. Понятие общественного развития и подходы к его теоретической интерпретации. Основные черты доиндустриальной, индустриальной стадий общественного развития. Общество постиндустриального (информационного) типа – стратегическая цель развития Беларуси в современных условиях |
УЭ-3 | Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии. Республика – форма организации государственной власти в Беларуси. Идея унитарности государственного устройства и предпосылки ее реализации в Республике Беларусь. Реализация принципов и институтов демократии в политической системе Республики Беларусь. Республика Беларусь – социальное правовое государство. Идея светского государства и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Проблема формирования гражданского общества в республике |
УЭ-4 | Социально ориентированная рыночная экономика как стратегия экономического развития Республики Белорусь. Особенности белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. Устойчивое и инновационное развитие – способ движения Беларуси к своей стратегической цели. |
УЭ-5 | Социогуманитарная составляющая идеологии белорусского государства. Основные принципы социальной политики. Деятельность белорусского государства по развитию духовной культуры общества |
УЭ-6 | Механизм функционирования идеологии белорусского государства. Роль Президента Республики Беларусь в выражении национальных интересов. Формы и методы деятельности Президента по реализации положений национально-государственной идеологии: правовые, административные, моральные. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – важнейшее звено формирования и реализации государственной идеологии. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь, органы государственного управления, институты судебной власти, органы местного управления как инструменты практической реализации положений государственной идеологии. Специализированные научно-исследовательские и информационно-пропагандистские учреждения гуманитарного профиля и их роль в теоретико-концептуальном обосновании и оформлении идеологии в Республике Беларусь. Роль средств массовой информации в формировании и распространении национально-государственной идеологии |
|
Модуль-1
ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
УЭ-1. Идеология: сущность, структура, функции. Классификация идеологий.
УЭ-2. Государственная идеология как социально-политический феномен.
Словарь понятий.
Самоконтроль знаний. Тестовые задания.
Семинарское занятие 1.
Студент должен знать:
– что представляет собой идеология как определенная система идей, принципов, представлений, отражающих общество с позиции интересов определенных социальных групп;
– какова социальная роль идеологии в обществе;
– в чем заключается особое место и значение государственной идеологии в обществе.
Студент должен уметь:
– ориентироваться в различных классификациях идеологий;
– определять факторы, обусловливающие возможное превращение того или иного социального знания в идеологию;
– отличать идеологию от мировоззрения и науки;
– определять причины, вызывающие необходимость смены идеологий в развитии общества;
– обнаруживать в деятельности средств массовой информации идеологическую компоненту.
УЭ-1. ИДЕОЛОГИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ИДЕОЛОГИЙ.
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА
1.1. Прежде всего, необходимо выяснить, что такое идеология?
Нельзя внести точность в рассуждения, если она сначала не введена в определение.
Д. Гершель
Чем богаче подлежащий определению предмет, то есть, чем больше различных сторон он предоставляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции.
Г.В.Ф. Гегель
Понятие "идеология" в переводе (греч. idea – идея + logos – учение) означает учение об идеях. Оно, введенное в научный оборот французским философом Дестют де Траси в начале ХIХ века, в последующие времена толковалось различным образом. В широком смысле слова идеология означает совокупность идей, основных принципов, идеалов, лежащих в основе любой социальной деятельности (например, идеология менеджмента, идеология избирательных кампаний и т.д.). В данном пособии речь будет идти о политической идеологии как некой концепции, лежащей в основе деятельности по решению социальных проблем с помощью механизма государственной власти.
Чтобы подойти к относительно полному определению идеологии, необходимо уметь отличать ее как определенную информационную систему от иных систем знаний, существующих в обществе и тесно связанных с ней. Идеология как элемент духовной культуры есть определенная система знаний об обществе, то есть она дает достаточно полную картину общества. Но известно, что общество изучает масса наук: социология, политология, экономическая теория, психология, история, которые дают весьма полезные знания, используемые в социальной практике. Идеология не является наукой, она имеет принципиальное отличие от нее.
В чем же специфика идеологии как определенного вида социального знания?
Во-первых, идеология – это совокупность знаний, дающих картину общества, объясняющих социальные процессы, происходящие в нем, с точки зрения интересов определенных социальных групп данного общества. Поэтому в идеологии всегда содержится оценка описываемых социальных процессов. Идеология – это всегда оценочное, "заинтересованное", субъективное знание. Об этом свидетельствуют такие его компоненты, как ценностные ориентации, идеалы.
В этой связи значительный познавательный смысл приобретают употребляемые авторами метафоры: идеология – это призма, бинокль, через которые смотрят на мир представители конкретных социальных слоев, классов, чьи интересы выражает данная идеология. В идеологии всегда обосновывается необходимость их реализации с помощью государственной власти.
Во-вторых, идеология в отличие от конкретных, частных наук об обществе (социологии, политологии, этики, эстетики, экономической теории) есть комплексная система знаний о нем, которая не содержится в целостном виде в каких-то отдельных книгах и сочинениях. Она как бы "вплавлена" в различные системы гуманитарного знания. В этой связи всегда возникает трудность нахождения информации, называемой "идеологией", которую необходимо распространять в обществе тем или иным субъектам политической деятельности, в каком-либо одном источнике.
На основе вышесказанного необходимо иметь в виду следующее определение идеологии.
Идеология есть совокупность философских, этических, правовых, экономических идей и идеалов, отражающих и объясняющих социальные процессы с точки зрения интересов конкретных социальных групп, классов, которые обосновывают необходимость их реализации с помощью государственной власти.
Таким образом, те или иные знания об обществе становятся идеологией тогда, когда в них не только описываются социальные процессы, но и дается их оценка с позиций интересов определенных социальных слоев. Поэтому идеология есть потенциальная форма любого социального знания.
Определение понятия "идеология"
(динамика логического процесса)
Идеология – совокупность знаний об обществе |
Идеология – совокупность оценочного знания об обществе |
Идеология – совокупность философских, этических, правовых, экономических знаний, идей, идеалов, дающих картину, общества с точки зрения интересов определенных социальных групп. |
1.2. Идеология не является совокупностью однородной информации. Поэтому в ней можно выделить различные компоненты. Проанализируйте различные варианты структурирования идеологии.
I. Прежде всего, в ней можно выделить систему знаний, дающих картину общества в целом, а также ориентационную подсистему, которая включает совокупность конкретных идей, социальных ценностей и идеалов, определяющих стратегические цели тех классов и социальных групп, интересы которых отражены в данной идеологии.
II. Кроме этого, в научной литературе принято вычленять составные части идеологии в виде трех основных ее уровней в зависимости от степени их приближения к массовому, обыденному сознанию [10, 11].
Первый уровень – теоретико-концептуальный, в котором обосновываются основные идеологические принципы политических движений. Для этого используются знания, полученные соответствующими гуманитарными науками (экономической теорией, философией, этикой, социологией, политологией). Высший уровень идеологии образуют теории, концепции, которые изложены в литературных сочинениях, где с помощью достаточно строгих понятий описывается общество, его устройство и положение в нем того класса, интересы которого отражает данная идеология, формулируются идеи, на основе которых можно построить идеальное общество.
Второй уровень – программно-политический, на котором общие идеи и принципы конкретизируются в программах политических партий и движений в виде целей, задач, соответствующих определенному периоду их реализации. На этом уровне идеология становится "видимой", так как проникает на страницы газет, журналов, в телевизионные передачи, рекламу, учебники, произведения искусства.
Третий уровень – обыденный, актуализированный, который проявляется на уровне индивидуального и группового сознания масс, включенных в различные формы политического участия. На этом уровне обосновывается легитимация (обоснование правомерности) конкретных социально-политических сил на власть, так как только при поддержке масс эти силы смогут получить и удержать власть. А это становится возможным, если удается убедить массы в правильности, истинности политических программ. Действительность осмысляется здесь в образно-ассоциативной форме – знания соприкасаются с чувствами и эмоциями.
III. Если иметь в виду содержаниетех идей, на основе которых выстраивается образ идеального общества, то следует помнить о философско-мировоззренческой, культурно-исторической, политической, экономической, социогуманитарной частях идеологии.
Структура идеологии
I. | Общая картина общества | Совокупность основных идей | Ценности, идеалы |
II. | Теоретико-концептуальный уровень | ||
Программно-политический уровень | |||
Обыденный (актуализированный уровень) | |||
III. | Философско-мировоззренческая часть | ||
Культурно-историческая составляющая | |||
Экономическая составляющая | Политическая составляющая | Социогуманитарная составляющая |
1.3. Чтобы сделать хорошо обозримой область явлений, охватываемых понятием "идеология", необходимо раскрыть его объем, классифицируя различные виды идеологий. Какие бывают виды идеологий в обществе?
Необходимо помнить, что вопрос классификации идеологий важен для четкого определения функций конкретных идеологий, поскольку они не могут быть одинаковыми у различных идеологий. Имея в виду различные основания классификации, можно выделить следующие виды идеологий:
1. В зависимости от характера связи той или иной идеологии с государственной властью они делятся на официальные (государственные) и оппозиционные, выражающие интересы тех социальных сил, которые стремятся к власти.
2. Если иметь в виду направленность социальных ориентаций той или иной идеологии, то их можно разделить на идеологии, которые стремятся сохранить существующий общественный порядок, и идеологии, которые ставят цель преобразовать существующий строй. Причем, первую классификацию нельзя отождествлять со второй, как это часто делается в научной литературе. С одной стороны, не всегда государственная идеология стремится к консервации сложившихся устоев, а с другой, – не каждая оппозиционная идеология сориентирована на кардинальное изменение существующего строя.
3. В зависимости от социального субъекта – носителя той или иной идеологии – различают классовые идеологии (рабовладельческие, буржуазные, пролетарские, крестьянские), национальные, государственные.
4. По принадлежности идеологии к конкретному историческому периоду можно выделить:
а) идеологии доиндустриального общества, в роли которых, как правило, выступает религия, которая предлагает основные идеи для концепции социального управления, обращенные непосредственно к вере и имеющие ярко выраженный авторитарный и догматический характер;
б) идеологии индустриального общества, связанные с возникновением светских, централизованных государств. Данные идеологии (наиболее влиятельные из них – либерализм, консерватизм, социализм) содержат основательную рациональную аргументацию своих главных идей и ценностных ориентаций.
1.4. Чтобы завершить изучение вопроса о сущности идеологии, необходимо выяснить, какие функции выполняет идеология? Для чего она необходима в обществе?
При этом важно помнить, что вопрос о функциях идеологии не может решаться безотносительно к статусу, разновидности конкретной идеологии. Так, например, функции идеологии политических сил, стоящих у власти, не тождественны функциям тех идеологий, которые представляют оппозиционные силы в обществе. К тому же функции любой идеологии могут быть как явные, так и латентные (скрытые).
К общим, универсальным функциям любой идеологии относятся следующие:
1. Информационно-познавательная, которая заключается в том, что любая идеология дает некоторую совокупность знаний об обществе, отражая его. И хотя, в сравнении с наукой идеология не всегда адекватно отражает общество, тем не менее, она позволяет составить определенное представление о нем.
2. Функция выражения (представления обществу) интересов и устремлений определенных социальных групп (репрезентативная функция). Если класс, социальная группа имеет свою идеологию, то его интересы сформулированы, "проявлены" и становятся известны обществу. Только в этом случае данный класс может выступать в роли полноценного субъекта политических процессов.
3. Ориентационнаяфункция – через систему ценностей и идеалов, которые всегда имеются в идеологии, она предлагает конкретные цели и направления политического движения. Не случайно эта функция в литературе признается одной из главных и часто упоминается в определениях понятия "идеология".
4. Мобилизационная функция – функция побуждения участников политики к определенным социальным действиям. Она связана с ориентационной функцией идеологии, но предполагает не только знание ориентиров, направлений действий, но и убежденность в их правильности и необходимости достижения. Идеалы, ценности, разделяемые субъектом, становятся мотивом их реальных действий (революций, реформ, митингов, шествий и т.д.).
5. Интеграционнаяфункция – идеология всегда способствует объединению, сплочению того класса, интересы которого она выражает.
6. Воспитательно-социализирующая, которая проявляется в том, что та или иная идеология, создавая определенные общественные идеалы, обосновывая их значимость, формирует политическое сознание, политическую культуру индивидов.
Перечисленные выше функции идеологии могут рассматриваться как относительно самостоятельные. Любая идеология, как правило, проявляет свою значимость в сочетании различных функций.
Функции идеологии | |||||
Информационно-познавательная | Выражение интересов социальных групп | Ориентационная | Интеграционная | Мобилизационная | Воспитательно-социализирующая |
УЭ-2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ
КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА
2.1. Обратите внимание на то, что среди различных идеологий
в обществе государственная идеология занимает особое место.
При этом под государством необходимо понимать в данном случае аппарат управления всем обществом и не использовать это понятие как синоним страны, общества. Государственное управление – самый сложный вид управления, так как общество, выступающее объектом управления, является чрезвычайно разнообразной и постоянно меняющейся системой. Поэтому государство как субъект управления должно хорошо знать свой объект – общество, владеть способами эффективного воздействия на него. Это становится возможным при наличии у государства концепции, объясняющей сущность главных закономерностей развития общества и содержащей идеи относительно его совершенствования. Поэтому государственная идеология и выполняет в этом случае роль доктрины, концепции, на основе которой осуществляется управление обществом. "Государственная идеология есть составляющая основу деятельности государства целостная совокупность идей, ценностей, норм и представлений, которые отвечают интересам и устремлениям разных категорий граждан" [10, 61].
Государственная идеология – атрибутивный (неотъемлемый, существенный) признак любой нации-государства как социального субъекта вместе с признаками суверенитета, территории, власти, права. Государства без идеологии не бывает. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что государство как субъект управления обществом в силу ряда причин может находиться на различных стадиях институциализации. Например, на начальном этапе существования, приобретя суверенитет, оно естественным образом находится в стадии выработки собственной идеологической доктрины, не рефлексируя четко до определенного времени те идеалы и принципы, которые лежат в основе ее политики.
Государственная идеология по степени организации является более высокой системой, чем любая другая идеология в обществе, так как у государства имеются самые сильные ресурсы для литературного оформления и юридического закрепления (в правовых нормах) идей и ценностей, лежащих в основе государственной политики. Это, прежде всего, Конституция страны, совокупность законодательных актов, государственных программ, которые обязательны для соблюдения и исполнения всеми членами общества.
Откуда в обществе появляется государственная идеология?
В демократических режимах каждая общественная сила (класс, социальная группа, политическое движение) вырабатывает свою систему взглядов и идей, которые конкурируют между собой и доказывают свою правоту на политической арене. Та сила, которая в ходе политической борьбы доказала свою перспективность, приходит к власти, а ее идеология на определенный период времени становится официальной и ориентирует государственную деятельность в конкретном направлении. В обществе всегда имеются особые лица (философы, социологи, историки, политологи, политики, высшие должностные государственные лица) и учреждения, которые заняты постоянным обновлением государственной идеологии.
2.2. Выясните, каковы функции государственной идеологии? Необходимо помнить, что государственная идеология, выполняя в обществе функции, присущие любой другой идеологии (см. п. 1.4), в первую очередь концентрируется на следующих функциях:
1. Стабилизирующей (охранительной), направленной на укрепление устоев существующего общественного строя, сохранение целостности страны, обеспечение устойчивого развития общества.
2. Апологетической, направленной на защиту, оправдание принципов и идеалов, обеспечивающих конкретную систему экономических, политических, социальных ориентаций, лежащих в основе данного общественного строя.
3. Интегративной, способствующей достижению согласия, сплочению различных социальных групп, классов всего общества.
4. Мобилизационной, направленной на вовлечение классов, этнических, религиозных групп в процесс реализации задач, определенных государственными программами.
2.3. При выявлении структуры государственной идеологии необходимо помнить, что государство на основе определенной идеологии выстраивает конкретную политику, направленную на развитие основных сфер общества (экономической, политической, социальной, духовной). Поэтому в государственной идеологии четко выделяются следующие комплексы идей, ценностей, идеалов:
1. Экономический комплекс(экономическая составляющая) – совокупность идей относительно решения вопроса об основополагающих чертах национальной экономики. Какой она должна быть:
– основанной на частной собственности или общественной?
– каким образом должна регулироваться: рынком или государственно-административным образом?
– какова роль государства в экономических процессах?
– каковы должны быть приоритеты в развитии национальной экономики?
2. Политический комплекс (политическая составляющая) – совокупность идей и представлений относительно характера и особенностей организации политической жизни страны. Здесь должны присутствовать ответы на принципиальные вопросы, касающиеся политического устройства общества:
– какова должна быть мера политической свободы в обществе?
– какова идеальная форма государственного правления?
– каковы должны быть конкретно границы политики в обществе?
3. Социогуманитарный комплекс (социогуманитарная составляющая) – совокупность идей относительно создания условий для всестороннего развития личности, на основе которых определяются приоритеты в развитии социальной и духовной сфер общества:
– должно ли государство влиять на процесс распределения доходов в обществе?
– какова его роль в реализации социальных программ (образования, здравоохранения)?
– необходимо ли государству участвовать в создании в стране системы всеобщей занятости?
– какие принципы лежат в основе управления духовной культурой общества?
– должно ли государство финансировать из бюджета духовную культуру, или она может быть полностью включена в рыночные отношения?
4. Кроме вышеназванных составляющих государственной идеологии, которые ориентированы на конкретное устройство, конструирование основных сфер общества, в ней большое значение имеет также культурно-историческая составляющая, которая включает совокупность идей и представлений:
– о происхождении и формировании народа, этноса, образующего основу данного государства;
– основных этапах становления национальной государственности;
– месте и роли данного народа в мировом историческом процессе [10, 74].
Государственная идеология дает представление населению о направлении движения общества, отвечая на принципиальные вопросы: кто мы, зачем мы, куда держим путь? В связи с этим формируется конкретный образ ближайшего и отдаленного будущего.
Структура государственной идеологии | ||
Основные элементы | ||
Культурно-историческая составляющая | ||
Экономический комплекс идей | Политический комплекс идей | Социогуманитарный комплекс идей |
Экономическая сфера общества | Политическая сфера общества | Социальная сфера общества | Духовная сфера общества |
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ
Государство – аппарат управления всем обществом, использующий для этого нормы права.
Духовная сфера общества – сфера общества, где осуществляется производство, распределение и потребление духовных ценностей; сфера функционирования духовной культуры общества (наука, искусство).
Идеал – образец, высшая цель стремлений в рамках конкретной деятельности человека.
Идея– мысль, включающая цель и проекцию дальнейшего познания и преобразования действительности.
Институциализация – процесс становления организационных форм определенной деятельности.
Классификация – распределение каких-либо явлений, предметов по группам на основе общих признаков.
Мировоззрение – предельно общие взгляды о мире (природе и обществе), месте в нем человека. Включает в свой состав идеи, идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.
Наука – 1)сфера человеческой деятельности, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; 2) система объективных знаний о мире.
Общество – большая совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность в пределах целого ряда институтов и организаций. Общество – относительно устойчивая система социальных связей и отношений больших и малых групп, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, потребления материальных и духовных благ.
Оппозиция– политические силы (группы, партии), которые не имеют государственной власти и не согласны с официальным курсом.
Политика – 1) синоним политической сферы общества; 2) деятельность государства по управлению обществом; 3) борьба определенных индивидов, социальных групп за государственную власть.