Образование казахской народности

В XIV-XV веках роды и племена, населявшие территорию Казахстана, прошли все этапы в формировании как народности. Однако эти племена и роды были разобщены, находясь под политической властью Белой Орды, ханства Абулхаира, Могулистана и других ханств. Такая разобщенность затрудняла завершение их формированиея в единую народность.

Междоусобная борьба вызвала перекочевку родов и племен из ханства Абулхаира, что привело к распаду самого ханства. Отдельная часть его населения, оказавшись в Средней Азии, вошла в этническую основу узбекской народности. Этнополитическая общность в Казахстане группировалась вокруг султанов Жаныбека и Керея. Этим, во-первых, открывался путь к созданию Казахского ханства, во-вторых, создавались условия для укрепления этнического состава казахской народности. Таким образом, это привело к ускорению процесса формирования казахской народности.

Роды и племена, переселившиеся в Жетысу и Дешт-и-Кыпчак вместе с Кереем и Жаныбеком, называли «узбек-казахами». Постепенно термин «узбек» вышел из употребления и название «казахи» стало этническим названием казахского народа. А название «узбеки» стали носить переселившиеся в Среднюю Азию роды и племена, которые образовали узбекскую народность.

Происхождение термина «казах».

В древних языках алтайских и сибирских народностей слово «казах» означало «прочный», «крепкий» и «великан».

В Восточном Дешт-и-Кыпчаке слово «казах» в IX-X веках употреблялось в социальном смысле и означало «группы людей, ведущих вольный образ жизни и живущих разбоем», а в XI-XII веках оно относилось к этно-социальным группам кыпчаков. Видимо, в это время (в середине XIII века) в период тесных отношений между Золотой Ордой и Египтом был создан «Арабо-тюркский словарь». В нем слову «казах» придаются значения «вольный», «скиталец».

По мнению видного ученого-историка Б. Е. Кумекова, слово «казах» среди них носило не социальный, а этнический смысл, значение.

Термин «Алаш» и казахские жузы.

Слово «алаш» встречается во многих легендах казахского народа. Одна из таких легенд -«Алаша хан».

Слово «алаш», вероятно, появилось в IX-X веках. Оно являлось боевым кличем казахского народа. В некоторых летописях это название употреблялось вместо термина «казах». В одной из казахских легенд рассказывается, что у одного хана родился сын, названный Алаша (от слова «ала» - «пестрый», «пегий»).

О причинах возникновения жузов почти нет никаких сведений. Одни из них считают, что появление термина «жуз» связано с числом 100 (жуз-орда - сотня-орда). Другие связывают его с военно-племенной системой управления (правое крыло, левое крыло и среднее крыло). А третья группа ученых разделение на жузы связывает с особенностями и различиями хозяйства и природно-климатическими условиями жизни в этих регионах.

Считается, что разделение на три жуза произошло в 10-12 веках.

Аналогичное мнение высказывал и Шокан Валиханов, подчеркивая, что поводом для создания казахских жузов были смутные времена, когда казахи «...для обеспечения своих прав в местах своего кочевья составляли союзы...». Этими союзами и являлись жузы.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА В XIV-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКОВ

В регионах с оседлым и полуоседлым хозяйством строились и постоянные жилища. Так, например, кочевые и полуоседлые жители пригородов Отрара, Саурана, Сыгнака и других крупных городов строили постоянные зимовки и кенты, занимаясь одновременно и оседлым скотоводством и земледелием. Они жили в домах, построенных из дерева, глины и камня. В зимние месяцы они поселялись в них, а в другие времена года по традиции жили в юртах.

Так, зимой мужчины носили теплые тымаки - головные уборы из мерлушки и шкур зверей, летом - калпаки из тонкой белой кошмы.

Пролегание Великого Шелкового пути через территорию Казахстана давало возможность местному населению, жившему вдоль этого пути, обменивать свою продукцию на металлические деньги или различные товары Запада и Востока.

В. Рубрук писал, как кыпчаки предложили ему кислый молочный напиток и называли его «айран». Он отмечал, что кыпчаки большинство блюд готовят из мяса. Вместе с тем блюда готовились также из муки, проса, ячменя и пшеницы.

Наиболее распространенным жанром устной литературы были сказки. Среди них «Куламерген — Жоямерген», «Батыр Желим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик», «Кендебай с саврасым конем» и другие волшебно-героического и назидательного содержания.

Эпическая поэма о Кобланды-батыре повествует о совместной борьбе кыпчаков и кыятов против кызылбашей и калмыков, в ней также рассказывается о реальных исторических лицах времени Золотой Орды Алшагыре, Казане, Карамане, Айбаке.

В XIII-XV веках наряду с устным народным творчеством появились образцы устной поэзии, созданные известными в народе авторами. Среди них Кетбуга, Котан, Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы, имена которых стали легендарными.

В XIV—XV веках наряду с устной литературой стала развиваться и письменная. Большинство из ее произведений было написано на кыпчакском языке. Среди них безымянные «Кодекс Куманикус» и «Огузнаме». В этот период уже были известны поэмы «Мухаббатнаме» узбекского поэта Хорезми, «Хосров и Ширин» кыпчака Кутба, «Жусуп-Злиха» Дурбека и другие литературные произведения.

«Кодекс Куманикус» использовался как словарь кыпчакского языка и предназначался для европейцев, знавших латинский язык и приехавших в Золотую Орду с разными целями. Поэмы «Хосров и Ширин» и «Жусуп-Злиха» - произведения о беспредельной любви, они пронизаны мечтой о справедливом обществе. В них также содержатся наставления и советы правителям заботиться о народе и призывают их установить жесткий контроль за своими приближенными, чтобы они за свои злоупотребления несли наказание.

Широко популярной среди народа была и инструментальная музыка. В народе сохранились инструментальные произведения, передающие настроение человека - кюи «Ескендир», «Камбар-батыр», «Шора-батыр» и др. Кюи-легенды «Поход Жошы хана», «Аксак кулан» («Хромой кулан»), «Ел айырылган» («Разъединение народа»), «Сагыныш» («Тоска») и другие были созданы еще в эпоху Золотой Орды.

Наши рекомендации