Государство как политический институт общества

Лекция 1

Политика: определение, сущность.

Понятие:

Политика – это:

1) реальное отношение людей по поводу гос. власти (мы – электорат, те, кто голосует);

2) взгляды на концепции о гос. устройстве и его совершенствовании (например, если одни говорят: «Мы хотим федеративное гос-во», другие: «Утилитарное» - Украина);

3)искусство гос. управления (Лик Ван Ю – бывший руководитель Сингапура – добился полного исключения коррупции в своей стране);

4) концентрированное выражение экономики (заблуждение - если будет экономический достаток, то все затруднения и нужды снимутся, но увы – это заблуждение).

В современном понимании, политика – это не только отношения доминирования и подчинения, а особый ряд деятельности людей, заключающийся в координации чужих интересов. По мере развития и усложнения общества, интересы образующих его людей вступают в неизбежные противоречия. Политика – это целенаправленная деятельность соц. групп и их представляющих индивидов по осознанию и предоставлению своих противоречивых интересов в процессе борьбы за право контроля и использование политической власти в рамках гос. системы.

Виды политики:

по целевой сфере общества:

-экономическая - регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере,

-социальная - регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе,

-аграрная -одна из составных частей экономической политики, сферой влияния которой является сельское хозяйство и связанные с ним хозяйственные сферы,

-демографическая – одна из составных частей социальной политики, сферой влияния которой является целенаправленная деятельность гос.органов в сфере регулирования воспроизводства населения;

по масштабу:

-внутренняя - регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства,

-внешняя - регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.

Функции политики:

Чем больше функций у политики, тем менее развито общество.

1) поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение порядка и организованности (Линкольн – во время гражданской войны объединил север и юг);

2) разработка целей всего общества (в СССР – родители говорили: «Цель нашего общества в построение коммунизма»);

3) предотвращение групповых конфликтов (напр., как сейчас на Украине).

Социокультурные аспекты политики:

Политика выступает в единстве 3 взаимосвязанных аспектах:

1) сфера общественной жизни – политика – это элемент структуры общества, за которым закреплены функции согласования общих и частных интересов;

2) вид активности соц. субъектов – политика – это способ совокупной индивидуальной активности соц. субъектов, вид человеческой деятельности и соц. поведения;

3) тип соц. отношений – политика – это высший вид человеческого общения.

Структура политики:

1) форма, содержание и процесс политики;

2) первичные и основные действующие начала политики;

3) уровни, виды, функции политики.

Первичные и основные действующие начала политики:

Объект (когда действует на другой объект - действующее начало политики – превращается в субъект) Объект

Первооснова субъекта – индивид.

Лекция 2

Свойства политики:

Структура свойств политики:

1) онтологические – развиваются на:

- конкурентность (противодействует энтропии социума; энтропия-по образу хим.реакций. взаимопроникновение, в обществе нет конкуренции и общество в конце концов исчезнет в соц.арены-пример, плотники просили такую же зарплату как у певца Шаляпина, он пришел одетый плотником и весь день помогал работать, потом сказал им-идите петь, они сказали, что не умеют, ну и нечего тогда зарплату просить как у певца),

- ассиметричность (в поэтике нет ничего симметричного, нет ничего постоянного, все договоры, действия в условиях баланса сил, гармония недостижима и лишь ассиметрия постоянна),

- рациональность,

- инклюзивность (проникновение, в политике все проникновения, она со всех сторон),

- пространственность (раскрывают суть политики, одни и те же политические процессы, происходящие в разных частях государства, могут протекать по-разному-в составе РФ есть республика Адыгея-когда хотели отсоединить, человек, который управлял ей, сказал, что если отсоединят, то он подаст в отставку),

- темпоральность (еще в древности время делили на: 1) Хронос-исчисляемое астрономическое время, и 2) Кайрос-политическое время, оно имеет свой вектор, скорость, динамику – не все возможно и доступно во всякое время-пример, приехали японцы на завод, посмотреть свое оборудование, сказали, что мы отстали от них навсегда, утвердили это по слою пыли на заводе; наше экономическое положение отстает на столько, что сейчас мы не можем догнать 1991г),

- венчурный (рисковый-в политике эта грань характеризует непредсказуемость-Ельцин дал присягу, но сам распустил верховный совет-привысил свои полномочия президента);

2) морфологические;

3) процессуальные.

Лекция 3

Государство

Вопросы:

1. Общие признаки государства.

2. Форма и функции государства. Основные концепции возникновения государства.

3. Исторические рубежи в развитии государства.

Государство как политический институт общества.

Государство является центральным звеном политической системы. Имеет 2 значения:

1) в широком смысле, государство – это общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Государство отождествляется со страной.

2) в узком смысле, государство – это учреждение или организация, обладающее верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими организациями (как партия, профсоюзы).

Общие признаки государства:

1) территория (условно по приоритету на первом месте);

2) гражданство (граждане имеют право голосовать и выбирать);

3) суверенитет (самостоятельность принятий решений государством – напр. Тува, в 40 гг. была самостоятельным государством, в 44 г. СССР выразил желание, чтобы Тува вошла в состав СССР);

4) легальное применение силы в рамках контроля за правилами общежития (только государство или другой уполномоченный государством орган может легально применять вооруженную силу);

5) монополия на денежную эмиссию (выпуск в обращение денежных знаков) и взимание налогов;

6) отделение публичной власти от общества и появление слоя профессиональных управленцев.

Наши рекомендации