Возникновение народничества. III течения в народничестве

В конце 50 — начале 60-х годов в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека — нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеа­лы). Нигилист-врач, инженер, агроном делал конкретную работу, отрицая официальную идеологию, устои общества. В 1861 г. правительство ввело плату за обучение в университе­те, произошли студенческие волнения, многие студенты были исключены. Тысячи «изгнанников» шли в народ по доброй воле, других высылала полиция. Они становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить «долг на­роду». Народничество стало ведущим направлением в освободитель­ном движении, оно имело свою идеологию. Народники

Ø защищали интересы крестьян;

Ø отрицательно относились к буржуазному строю;

Ø верили в социалистическую утопию;

Ø надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капита­лизм; они считали, что «община — зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе — социалист»;

Ø не понимали, что в деревне уже возникают капиталистические отношения;

Ø рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль;

Ø не придавали особого значения борьбе за конституцию гражданские свободы;

Ø полагали, что самодержавие не имеет прочной социально основы и поэтому свергнуть его будет легко.

В своем развитии народничество прошло два этапа:

Ø первый — 70-е — начало 80-х годов — революционное народничество;

Ø второй — 80—90-е годы — либеральное народничество.

В революционном народничестве было три течения и три главных идеолога:

Ø пропагандистское направление — идеолог Лавров. Он считал, что Россия может миновать стадию капитализма и перейти к социализму путем революции. Основой будущего строя станет крестьянская община, которую он рассматривал как ячей­ку социализма. Он выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. При этом он счи­тал, что не только крестьяне, но и сама интеллигенция еще не готовы к революции. По его мнению, нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интел­лигенция должна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднять крестьян на восстание;

Ø бунтарское, или анархическое, направление — идеолог Бакунин. Резко критиковал марксизм, отрицательно относился к диктатуре пролетариата. Он счи­тал, что государство — это высшее зло, оно угнетает челове­ка и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Предлагал свободную организацию об­щества «снизу вверх» — союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. В результате, но мне­нию Бакунина, установятся социализм, равенство, упразд­нится брак, дети будут воспитываться обществом в духе ате­изма. В конце 60-х годов Бакунин познакомился со студентом Нечаевым, который основал в Москве неле­гальный кружок «Народная расправа», и попал под его вли­яние. Нечаев проповедовал, что революционер — это «об­реченный человек, у него одна страсть — революция», что для достижения своих целей он должен использовать лю­бые средства, даже самые аморальные. Он создал подполь­ную организацию со строгой конспирацией и жесткой дис­циплиной. Студента Иванова, которого Нечаев заподозрил в предательстве, он приказал убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Убийство было раскрыто полицией, Нечаеву удалось бежать за гра­ницу, но в 1872 г. был выдан русским властям. Начался показательный судебный процесс, более 30 человек было приговорено к тюремному заключению. Бакунин порвал с Нечаевым, который в 1882 г. умер в Петропавловской кре­пости.

Ø заговорщическое направление — идеолог Ткачёв. Он полагал, что самодержавие не имеет прочной основы, поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. Они захватят власть и проведут социалистические преобразования, установят равенств братство. В конце 70-х годов идеи Ткачёва стали одерживать верх в народническом движении.

Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х годов.В зарождении народничества большую роль сыграл нелегальный студенческий кружок Н. В. Чайковского («чайковцы»). Его участники готовили пропагандистов из интеллигенции рабочих для работы «в народе».

Весной 1874 г. народники начали первое хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи, в котором приняло участие свыше 2 тысяч человек из Москвы, Петербурга, Самары, Ростова. Они направились прежде всего в Среднее Поволжье, которое в 1873—1874 гг. охватил тяжёлый голод, и полагали, что это обстоятельство поможет поднять крестьян на «всеобщий бунт». Народники трудились плотниками, грузчиками, коробейниками, ходили по деревням, беседовали с крестьянами о революции, о социализме. Но пропаганда социализма среди крестьян успеха не имела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтовать против царя. Народники в 1876 г. создали тайную революционную организацию со старым названием Земля и Воля». В нее вошли братья Михайловы, Плеханов позднее Перовская, Фигнер (всего 150 человек).

Это была четко построенная организация, отличавшаяся высокой централизацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Программа землевольцев включала: подготовку народной революции, работу среди крестьян, передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собра­ний, вероисповедания, создание земледельческих и промыш­ленных ассоциаций. В 1877 г. началось второе хождение в народ. Во многих губер­ниях России были организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками, кузнецами, учите­лями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха — народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было раз­громлено.

Наши рекомендации