Идейные течения в народничестве

Идейные течения в народничестве - student2.ru

  Бунтарское Пропагандистское Заговорщическое
Идеологи М. А. Бакунин П. Л. Лавров П. Н. Ткачев
Цели Отрицает государство, централизованное управление «сверху». Самоуправление на­рода (рабочие ассо­циации, группы, об­щины, области). Анархизм - общест­венно-политическое течение, выступаю­щее за уничтожения государственной вла­сти в результате сти­хийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций произво­дителей. Справедливое со­циалистическое общество. Установление всеоб­щего равенства. Заме­на старых государст­венных институтов новыми, революцион­ными.
Методы Крестьянин по своей природе - бунтарь, он готов к революции => народный бунт (даже если он «бессмыслен­ный и беспощадный») Разбудить народ, при­звать его к бунту должна интеллиген­ция - «умственный пролетариат». Народная револю­ция, длительная подготовка. Кресть­янин не готов к ре­волюции. Незначи­тельное меньшин­ство лучших людей - пропаганда среди народа, разъяснение его потребностей и сил. Создание революционной органи­зации. Крестьянин не готов к революции, а агитация не даст результатов. Законспирированная организация револю­ционеров (революци­онное меньшинство) совершит переворот, захватит государст­венную власть. Это даст толчок револю­ции, недовольство на­рода выйдет наружу.
Общие черты Народ, крестьянство - главная движущая сила революции. Базис социализма - крестьянская община. Построение социалистического общества (общества всеобщего равен­ства) Организующая сила - революционная партия.

Народничество, его основные идеи

НАРОДНИЧЕСТВО – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политичекую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной

ü У России особый путь развития

ü Будущее России – социализм, минуя капитализм

ü Россия придет к социализму через крестьянскую общину

ü Руководить крестьянами должна партия революционеров - профессионалов

4. Домашнее задание. Стр. 158 – 164 – читать, с. 169, Вопросы 1,2 к документу «Катехизис революционера»

УРОК № 8. Народничество во 2 пол. 60 – нач.80х гг. 19 в.

Цели урока:

Образовательная: продолжить изучение радикального движения, выяснить причины перехода к терроризму как методу борьбы с властью.

Развивающая: развивать навыки работы с документами, умение определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

Воспитательная: показать опасность и нецелесообразность террора – как метода борьбы с властью

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные, ч/п

Формы работы: опрос, рассказ учителя, ученические сообщения

Организационный момент.

Актуализация знаний по теме: «Зарождение народнического движения»

1) Кто такие народники, каковы были их цели?

2) Какие обстоятельства обусловили распространение революционного движения в России?

3) Кто стоял у истоков народнической идеологии?

4) Назовите три направления в народничестве и их идеологов.

5) Какие революционные организации действовали в России в 60х гг. 19 в.?

6) Что такое нечаевщина? Дайте характеристику и нравственную оценку «Катехизису революционера»

Изучение нового материала.

Хождение в народ»

Одновременно с «чайковцами» существовал ряд других народ­нических групп, не связанных между собой. В 1873 г. бывший сту­дент-вольнослушатель Петербургского технологического институ­та А. В. Долгушин организовал немногочисленный кружок сторон­ников Бакунина. В одной из подмосковных деревень «долгушинцы» сконструировали примитивную печатную машину, на которой пе­чатали прокламации и воззвания. Правда, однажды крестьяне решили, что они печатают фальшивые деньги, и Долгушину при­шлось переубеждать их при помощи пистолета.

Не соблюдая никаких мер предосторожности, народники рас­пространяли свою продукцию среди крестьян, вели с ними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре молодые революционеры бы­ли арестованы.

Гг. – «хождение в народ». Использовалась «летуча пропаганда»

Наши рекомендации