Общий надзор органов прокуратуры

Одним из направлений деятельности органов прокурату­ры является общий надзор.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 20) предметом общего надзора является:

1) исполнение законов органами местного самоуп­равления, министерствами, ведомствами, иными органами государственного управления, конт­рольными органами, предприятиями, учреждения­ми, организациями и объединениями, независимо от их подчиненности, органами военного управле­ния, воинскими частями и учреждениями, обще­ственными, политическими организациями, объе­динениями, должностными лицами;

2) соответствие законам издаваемых перечисленными органами, организациями, должностными лицами правовых актов.

Прокуратура наделена комплексом полномочий, позво­ляющих прокурорам своевременно реагировать на нару­шения законности в управлении, принимать меры по ус­транению причин и условий ее нарушения, восстанавли­вать нарушенные права, привлекать к ответственности виновных лиц.

Полномочия прокурора по осуществлению общего над­зора закреплены в ст. 21 вышеназванного Закона. В соответ­ствии со своей компетенцией он вправе беспрепятственно посещать объекты надзора и проверять исполнение ими за­конов; истребовать для проверки акты, издаваемые ими с нарушением закона; требовать от руководителей и должно­стных лиц представления необходимых документов, мате­риалов статистических и иных сведений, проведение про­верок и ревизий деятельности подконтрольных и подведом­ственных им предприятий, учреждений, организаций и подчиненных должностных лиц в связи с имеющимися у прокурора сведениями о нарушениях закона.

В процессе проверки исполнения законов прокурор вправе:

— проверять законность административного задержания граждан и освобождать своим постановлением тех из них, которые были незаконно подвергнуты админис­тративному задержанию несудебными органами;

— возбуждать уголовное дело или производство об ад­министративном правонарушении;

— обращаться в суд за защитой прав и законных инте­ресов граждан общества, государства, вызывать дол­жностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.

Должностные лица, к которым поступило требование про­курора о проведении проверок и ревизий, обязаны приступить к их осуществлению не позднее 10 суток с момента получе­ния таких требований.

Проверки исполнения законов, законности издаваемых поднадзорными объектами правовых актов осуществляют­ся прокуратурой на основании поступивших в нее сообще­ний, заявлений, жалоб, сведений о фактах нарушения за­конности (ст. 21 и 22 Закона).

Реализуя свои полномочия, органы прокуратуры не впра­ве вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов. Требования прокурора, вытекаю­щие из его полномочий, обязательны для исполнения ад­ресатом. Их неисполнение влечет за собой предусмотрен­ную законом ответственность.

В целях обеспечения законности в сфере управления орга­ны прокуратуры используют в своей работе соответствующие материалы, к которым относятся:

1. Проверка исполнения законов поднадзорными объек­тами. Итогом проверок являются справки, в которых дается анализ вскрытых нарушений, условий и причин, их порождающих, предлагаются меры по их ус­транению. Справки направляются в соответствующие органы, организации для принятия мер по устране­нию выявленных нарушений законности.

2. Проверка правовых актов, издаваемых поднадзорны­ми объектами и действиями должностных лиц, по­рождающих юридические последствия. Такие про­верки осуществляются с целью установления соответ­ствия актов и действий закону, иным нормативным актам. При этом выясняется, нарушены ли права и законные интересы граждан, общества, государства исполнением проверяемых актов, действий, нанесен ли им ущерб.

3. Участие прокурора в заседаниях органов представи­тельной и исполнительной властей, в том числе при рассмотрении внесенных им протестов и представле­ний. Участие в таких заседаниях позволяет прокуро­ру уже на стадии рассмотрения правовых актов давать им юридическую оценку.

4. Изучение и обобщение сведений о нарушениях за­конности, поступающих в прокуратуру либо публи­куемых в средствах массовой информации, и приня­тие по ним соответствующих мер.

В случае нарушения законности прокурор обязан реаги­ровать соответствующим образом. В Законе закреплены три формы реагирования прокурора на нарушения законности.

В порядке общенадзорной деятельности прокурор вно­сит протест на противоречащий закону акт (ст. 22 Закона). Протест приносится в орган, организацию или должнос­тному лицу, издавшим акт, либо в суд. В нем прокурор из­лагает требование об отмене правового акта или его части либо о приведении его в соответствие с законом. Прине­сение прокурором протеста не приостанавливает действие опротестованного акта кроме случаев, предусмотренных законодательством, например, принесение прокурором

протеста на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает его исполнение.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления в соответствующий орган, организацию, должностному лицу. При исключительных обстоятельствах, требующих немед­ленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить более короткий срок рассмотрения протеста. От­вет прокурору на протест дается в письменной форме.

Протест прокурора как правовой акт содержит опреде­ленные реквизиты:

— наименование опротестованного акта;

— кем и когда он издан;

— содержание опротестованного акта либо части его;

— правовое обоснование незаконно изданного акта;

- указание на нарушение нормы закона или подзакон­ного акта;

— требование прокурора об отмене или приведении в соответствие с законом опротестованного акта;

— предложение о рассмотрении протеста в установлен­ный законом 10-дневный срок;

— должностное положение прокурора, его классный чин, дата принесения протеста.

Представление прокурора является актом прокурорского надзора,формой его реагирования на факты нарушения закона, причины и условия, им способствующие. Оно вно­сится в орган, общественное объединение, политическую организацию, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по их устранению.

Представление подлежит безотлагательному рассмотре­нию, и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору со­общается в письменной форме.

Если представление рассматривается коллегиальным ор­ганом, то он должен уведомить прокурора о дне заседания.

Основанием внесения представления может быть:выяв­ленное нарушение закона либо совокупность нарушений, обобщение жалоб и заявлений граждан, поступающих в прокуратуру, судебной практики и другие обстоятельства, позволяющие прокурору судить о состоянии законности на том или ином поднадзорном объекте.

Как и протест, представление содержит в себе опреде­ленные реквизиты:

— наименование поднадзорного объекта, которому оно

адресуется;

— материалы, явившиеся основанием внесения пред­ставления;

- наименование нарушенного закона или законов;

— сущность совершенных правонарушений, их причи­ны и условия;

— предлагаемые меры по ликвидации нарушений за­конности и устранению причин и условий, им спо­собствующих;

- указание на конкретных виновных лиц и предложе­ние о привлечениях их к ответственности;

— должностное положение, классный чин прокурора, дата внесения представления.

Исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином, прокурор вправе вынести поста­новление о возбуждении уголовного дела или производ­ства об административном правонарушении.

Постановление о возбуждении производства об адми­нистративном правонарушении направляется в уполномо­ченный на то орган или должностному лицу, которые обя­заны рассмотреть дело в установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщить прокурору в письмен­ной форме.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие из перечисленных функций относятся к сущнос­ти и назначению контроля: своевременное и оперативное вы­явление и пресечение правонарушений; устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушения; выяв­ление причин и условий, способствующих совершению право­нарушений; все указанные функции?

2. Какие из перечисленных далее функций относятся к предмету общего надзора органов прокуратуры: соответ­ствие законам издаваемых органами местного самоуправле­ния правовых актов; надзор за законностью в подразделени­ях милиции общественной безопасности (муниципальной ми­лиции); или внесение протеста на приговор суда?

3. В чем состоит содержание судебного контроля?

Задача № 1

Приказом директора кирпичного завода было установле­но, что жалобы, не требующие расследования, должны рас­сматриваться в срок не более 7 дней, а те, по которым не­обходимо провести проверку, — в 30-дневный срок.

Правильны ли действия директора завода?

Задача № 2

После официального предупреждения застройщиков по распоряжению главы районной администрации уполномочен­ные на то хозяйственные организации ликвидировали само­вольно поставленные гаражи, в том числе и гараж Андрее­ва, инвалида Великой Отечественной войны, которому в по­рядке исключения было разрешено поставить его около жилого дома. В областной совет профсоюза поступила кол­лективная жалоба застройщиков.

Как должно быть решено дело?

Задача № 3

В постановлении главы районной администрации было записано, что ее руководители обязаны осуществлять в сво­ем районе общее и непосредственное руководство деятельно­стью следующих организаций: отдела народного образования, здравоохранения, финансового, комиссии по делам несовер­шеннолетних, военкомата, суда, прокуратуры, а также по­стоянной комиссии по транспорту.

Определите законность действий администрации.

ПРОТОКОЛ

Наши рекомендации