Маркетинг услуг государственных и муниципальных организаций
Маркетинг- это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством купли, продажи и обмена товаров.
«Маркетинг организаций - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и /или поведения целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям». (Ф. Котлер)
«Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде». (Ф. Котлер)
Государственная (муниципальная) услуга, или иначе - бюджетная услуга, является ключевой единицей бюджетной ответственности органов государственной власти и муниципальных образований. В совокупности бюджетные услуги могут составлять до 80% всех расходов бюджета.
Согласно ст. 2 Закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга — деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативно-правовыми актами РФ и нормативно-правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Муниципальная услуга — деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Видами государственных(муниципальных) услуг являются:
- государственные услуги, оказываемые неопределенному кругу лиц;
- государственные услуги, оказываемые конкретному пользователю (физическому или юридическому лицу, гражданам и их объединениям, группе лиц) – государственные административные услуги.
Государственные услуги неопределенному кругу лиц представляют собой, согласно цитируемой концепции, действия государственных органов, которые «создают правовые и организационные условия получения конкретными гражданами и их объединениями товаров и услуг (производимых государственными и негосударственными производителями) в соответствии с их интересами.
отличительные признаки государственной(муниципальной) административной услуги:
«1) индивидуальность предоставления (оказывается конкретному физическому или юридическому лицу);
2) обращение (в связи с реализацией прав и обязанностей) пользователей государственных услуг в государственный орган;
3) предоставление услуги непосредственно в государственном органе;
4) осуществление этой услуги в силу объективных социально-экономических причин не может быть передано коммерческим или некоммерческим организациям и их объединениям».
Маркетинг услуггосударственных и муниципальных организаций относится к его некоммерческому виду т.к. осуществляется организациями и отдельными лицами, которые действуют в общественных интересах, выступают за какую-либо идею и не стремятся к получению финансовых прибылей.
К особенностям некоммерческого маркетинга можно отнести следующее:
1. Некоммерческий маркетинг связан с организациями, территориями и идеями, а также с товарами и услугами.
2. Происходит обмен голосов за лучшую власть или лучшее обслуживание, за снижение роста расходов.
3. Более сложные цели маркетинга, поскольку успех или неудача не может измеряться с чисто финансовых позиций.
4. Преимущества некоммерческого маркетинга часто не связаны с оплатой услуг и товаров потребителями.
5. От некоммерческих организаций могут ожидать или требовать обслуживания экономически невыгодных сегментов рынка.
Некоммерческие организации обычно имеют две категории клиентов. Это потребители и те, кто финансирует деятельность таких организаций, органы власти или спонсоры.
Маркетинг в сфере муниципального управления объединяет и интегрирует все виды управленческой деятельности, которые основываются на выявлении и учете потребностей и интересов всего общества и отдельных социальных слоев, групп населения, на стимулировании полезных обществу новых потребностей и интересов. Отдельные социальные группы и слои населения должны видеть, что действия органов системы муниципального управления приводят к комплексному эффекту удовлетворения их нужд, запросов и потребностей.
Следовательно, система маркетинговой деятельности состоит из следующих компонентов: кадровый и политический маркетинг, маркетинг жилищной сферы, маркетинг услуг образования и здравоохранения и т.д.