Понятие государственной и муниципальной собственности

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет Экономики и Финансов

Специальность Экономическая безопасность

Кафедра Макроэкономического регулирования

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Анализ особенностей принятия решений в процессе управления государственной (муниципальной) собственностью»

Автор работы:

студентка 2 курса

очной формы обучения

Богомолова Ольга Федоровна

Подпись:____________________

Руководитель работы:

Должность: преподаватель

Старикова Ольга Владимировна

Оценка:_____________________

Подпись:____________________

«___» _____________ 2015г.

Санкт-Петербург

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты государственной и муниципальной собственности…………….......................................................................................5

1.1. Понятие государственной и муниципальной собственности……...….5

1.2. Система управления в государственной и муниципальной собственности……..………………………………………………..………………..6

1.3. Основы управления государственной и муниципальной собственностью………………………………..……………………………………11

Глава 2. Принятие управленческих решений как основа управления государственной и муниципальной собственностью……..…………………14

2.1. Особенности принятия управленческих решений………….……...…..14

2.2. Эффективность управленческих решений…………………..…..……..16

Глава 3. Анализ управления государственной и муниципальной собственностью г. Санкт-Петербурга…………………………………………..19

3.1. Повышение эффективности управления государственной собственностью г. Санкт-Петербурга…..…….……………………………...........19

3.2. Совершенствование форм и методов управления государственным имуществом г. Санкт- Петербурга……………………………………..………….22

Заключение...............................................................................................................27

Список использованной литературы..................................................................28

Введение

В настоящее время возникла необходимость проведения анализа и принятия решений в области управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Сегодня ощущается объективная потребность в создании более точной, доступной и правовой системы критериев, в соответствии, с которыми государственная собственность будет управляться эффективнее и под контролем общества.

Осуществляемые в Российской Федерации экономические и политические реформы изменили правовое, финансово- экономическое и социальное положение государственных, муниципальных предприятий и учреждений, их статус в хозяйственной деятельности. Рыночные механизмы ставят государственные и муниципальные предприятия в принципиально новые отношения с бюджетами, хозяйственными партнерами, возникают новые экономико- правовые регуляторы. Другими словами, государство действует в значительной мере по правилам рыночной экономики.

Это требует существенного повышения эффективности системы управления экономикой, в том числе в сфере использования государственного и муниципального имущества, которую государственные и местные органы власти имеют возможность регулировать непосредственно.

Управление государственным(муниципальным) имуществом представляет собой управленческую деятельность в интересах государства (местного сообщества) , связанную с установлением правил, условий использования государственного(муниципального) имущества, с учетом общественных ценностей и достижения целей управления. Система управления государственным и муниципальным имуществом в Российской Федерации должна строиться на обеспечении обороны страны и безопасности государства, социальной и политической стабильности общества, защите нравственности , здоровья, прав и законных интересов граждан.

Я считаю, что рассматриваемая мною тема очень актуальна в наше время.

Цель работы:

-Проанализировать нормативно- правовых актов, регулирующие отдельные сферы управления государственным и муниципальным имуществом.

- Рассмотреть и уточнить понятия «государственное и муниципальное управление»

Не смотря на то что значительная часть государственного и муниципального имущества перешла в частные руки , государство остается крупнейшим собственником. Поэтому проводимая политика в сфере управления государственным и муниципальным имуществом будет неизбежно оказывать существенное влияние на частный сектор экономики. В связи с этим требуется особое внимание при выборе стратегии и модели управления собственностью.

Несомненно, существует влиятельный слой чиновников, заинтересованных в сохранении сложившегося положения, которое облегчает передачу государственной и муниципальной собственности в частные руки. Ничем иным нельзя объяснить того что в разработанном правительстве комплексе мероприятий не обеспечивается в полной объеме решение задач по оптимизации структуры государственной собственности и ее эффективному управлению , а основной упор делается на продажу государственного имущества.

Глава 1. Теоретические аспекты государственной и муниципальной собственности.

Понятие государственной и муниципальной собственности.

Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в не собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации [14].

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ ст.294, 296.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

- ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации;

- охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);

- объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации;

- объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;

- государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка России; золотой запас, алмазный и валютный фонды);

- имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации

Муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности, особый вид публичной (общественной) собственности, представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления (их представителями) в процессе реализации ими социально-экономических функций и иными субъектами экономической деятельности и обеспечивающих условия сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества.

Муниципальная собственность - экономическая категория, ее статус и правосубъектность определяются установленными правилами, соответственно разграничивая экономический и юридический аспекты понятия "муниципальная собственность", необходимо подчеркнуть приоритет экономической природы данного феномена.

В настоящее время муниципальная собственность занимает достойное место в структуре форм собственности Российской Федерации. Характерными особенностями муниципальной собственности являются:

- непосредственная связь данной собственности с интересами местного сообщества;

- воплощение в ней особой совокупности экономических отношений между человеком и властью;

- отнесение ее к разновидности публичной (общественной) собственности;

- муниципальная собственность является основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории муниципального образования.

Сущность и назначение муниципальной собственности предполагает, что целью управления является решение вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Субъекты, реализующие право владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, действуют в публичном интересе, установленном их предметами ведения, компетенцией и полномочиями.

Состояние объектов муниципальной собственности и муниципальных хозяйствующих субъектов целиком на совести местных органов власти и управления.

Муниципальная собственность является одним из важнейших элементов современной экономической системы. Эта собственность включает в себя широкую сеть объектов как хозяйственного, так и социально-бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования и являющуюся основой территориальной воспроизводственной системы. От уровня развития муниципальной собственности, а также эффективности использования её составляющих и всей системы в целом во многом зависит качество жизни местного населения. При этом следует подчеркнуть, что процесс формирования муниципальной собственности в муниципальных образованиях России ещё не завершён. Территориальные, отраслевые особенности муниципальной собственности, формы использования её производственной, финансовой и социальной составляющей ещё не имеют устоявшихся проявлений, требуют изучения и оптимизации.2

Муниципальная собственность служит основой независимости и самостоятельности местного самоуправления, инструментом социальной защиты и поддержки населения территории. В России выполнение этих функций муниципальной собственности приобретает особую значимость.

Наши рекомендации