Основы рынка и взаимодействие элементов рыночного механизма
1. Товарное производство и предпосылки его возникновения.
2. Товар его свойства. Деньги.
3. Сущность рынка. Структура и инфраструктура рынка.
4. Рыночный механизм и взаимодействие его элементов.
Исторически известны две формы ведения хозяйства:
• Натуральное хозяйство
• Товарное производство
Натуральное хозяйство представляет собой замкнутую систему хозяйственных связей (организационно - экономических отношений), в которой блага производятся для удовлетворения потребностей отдельных хозяйственных единиц.
Для такого типа хозяйства характерны следующие черты:
• Замкнутая система организационно-экономических отношений. При этом хозяйственная единица создает для себя, для собственного потребления блага. За пределы этой системы отношения обмена не выходят.
• Наличие ручного универсального труда, и как следствие создается ограниченное количество благ, которые потребляются внутри системы.
• Наличие прямых экономических связей между производством и потреблением.
• Отдельные хозяйствующие системы разобщены, и отсутствуют какие - либо связи между ними.
• Простое воспроизводство.
Вместе с тем развитие натурального хозяйства сформировало предпосылки для перехода к товарному производству:
• Возникновение и развитие общественного разделения труда.
Последнее представляет собой специализацию отдельных производителей на создание отдельных материальных благ, при этом происходит обособление различных видов труда, что в конечном итоге приводит к росту производительности труда и как следствие появлению отношений лишнего количества материальных благ.
• Развитие хозяйственного обособления приводит к возникновению обмена, хотя этот обмен и носит спонтанный характер.
Под товарным производством понимается открытые системы хозяйственных связей, в которых блага производятся не только и не столько для удовлетворения собственных потребностей хозяйствующего субъекта, сколько для обмена путем купли-продажи. Для товарного производства, кроме всего прочего характерно наличие косвенных опосредованных связей между производством и потреблением, посредствам обмена и распределения.
Товарное хозяйство в своем развитии проходит, как правило, две стадии:
• Простое товарное производство - в его основе лежит трудовая частная собственность и личный труд производителя.
• Предпринимательское товарное производство.
В условиях товарного производства всё продается и все покупается. При этом происходит разделение собственности и труда. Появляется собственник средств производства и наемный работник. Главным "действующим лицом" в товарном производстве выступает товар.
Товар - есть результат труда, который, во-первых, предназначен для обмена через купле-продажу и, во-вторых, удовлетворения потребностей людей.
Труд, как целесообразная деятельность человека имеет две взаимосвязанные стороны.
С одной стороны труд есть специфическая целесообразная деятельность человека по преобразованию и приспособлению вещества природы с целью удовлетворения потребностей человека. Эта специфика заключается в том, что, во-первых, используются специальные предметы труда, а во-вторых, применяются уникальные средства труда и, в-третьих, особое качество труда, что проявляется в специальных знаниях, профессиональных навыках и т.д.
Труд в его специфическом проявлении, как реализация физических и иных способностей человека называется конкретным трудом. Результатом конкретного труда являются конкретные блага.
С другой стороны труд представляет собой затрату человеческой энергии вообще (физической, нервной и т.д.) независимо от сферы ее применения. Как затрата энергии вообще при создании материальных благ называется абстрактным трудом.
Таким образом, труд с одной стороны является конкретным трудом, а с другой стороны абстрактным трудом. Результатом конкретного труда является качественная определенность блага, при этом все блага разнородны и количественно несравнимы. Вместе с тем все материальные блага представляют собой большие или меньшие затраты абстрактного труда или энергии человека. Как затраты труда все блага качественно однородны и количественно сравнимы.
Качественная сторона блага удовлетворяет потребности человека. Количественная сторона блага является основой обмена одних благ на другие.
Таким образом, любой товар обладает двумя свойствами: потребительской стоимостью, как способ удовлетворения потребностей людей, и стоимостью, которая является основой обмена одних товаров (благ) на другие.
Пропорция, в которой один товар обменивается на другой, называется меновой стоимостью. Развитие обмена в конечном итоге привело к возникновению особого товара, на который стали обмениваться все остальные товары, таким всеобщим эквивалентом стали деньги. История развития денег связана с различными этапами развития человеческого общества. Первоначально деньги связаны были с товарной формой.
В условиях золотого стандарта деньги выполняют следующие функции:
• Мера стоимости - в этой функции деньги идеальны.
• Средство обращения - в этой функции деньги реальны, но не полноценны.
• Средство образование сокровищ - в этой функции деньги реальны и полноценны.
• Средство платежа, при этом нет встречного движения товаров и денег.
Существуют следующие законы денежного обращения:
1. Количество денег необходимых для обращения прямо-пропорционально сумме цен проданных товаров и обратно - пропорционально скорости обращения денежной единицы.
2. Нарушение законов денежного обращения является основой возникновения инфляции.
Рынок представляет собой хозяйственную систему, в которой производители и потребители связаны экономическими отношениями по средствам обмена.
Существуют различные классификации рынков:
По пространственному признаку различают:
• местный
• региональный,
• национальный,
• мировой рынки.
По субъектам, вступающим в рыночные отношения:
• рынки потребителей отдельных лиц и домохозяйств,
• рынки производителей приобретающих товары и услуги для производства,
• рынки промежуточных продавцов (посредников),
• рынки государственных институтов (рынки товаров социального и военного назначения).
По объектам отношений:
• товарные,
• финансовые,
• рынки труда,
• услуг и т.д.
По рыночной конкуренции:
• рынок чистой конкуренции (совершенной конкуренций) – много продавцов и покупателей, доля каждого мала в объеме рынка и поэтому никто не может влиять на цену;
• рынок чистой монополии.
• рынок монополистической конкуренции, то есть наличие отдельных крупных монополий;
• олигопольный рынок (олига - несколько)
Монополия - исключительное право одного лица, группы лиц или государства на какой - либо вид деятельности;
По степени развития экономических свобод продавцов и покупателей:
• свободный рынок
• теневой рынок
• регулируемый рынок (такая рыночная система регулируется государством с помощью правовых норм).
Структура рынка представляет собой совокупность различных хозяйствующих субъектов обслуживающих деятельность рынка, и связывающая в разных формах покупателей и продавцов.
Структура рынка включает:
• Торговые предприятия - оптовые, розничные и закупочные.
• Специализированные посредники - брокерские и дилерские конторы, страховые компании, банки и т.д.
• Биржи - труда, товарные, фондовые, валютные и т.д.
• Аукционы и ярмарки
• Государственные и бюджетные учреждения, например служба занятости населения и т.п.
Рыночный механизм представляет собой такую форму организации хозяйства, при которой потребители и производители взаимодействуют по средствам купли-продажи (рынка) для реализации (решения) основных проблем экономики - какие товары, в каком количестве и для кого производить?
Проблема выбора является следствием ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей. Рыночный механизм представляет собой взаимодействие, взаимообусловленность четырех элементов: спрос, предложение, цена, конкуренция. Спрос представляет собой то количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут приобрести по определенной цене и в строго определенный промежуток времени.
Зависимость объема спроса и размера цены получило название закона спроса - чем выше цена на данный товар, тем ниже на него спрос.
Закон спроса отражает обратно-пропорциональную зависимость между ценой и объемом спроса. Графическое изображение этой зависимости получило название кривой спроса. Изменение объема спроса под влиянием динамики цены получило название эластичности спроса.
Если объем спроса изменяется в большей мере, чем размер цены, то спрос называется эластичным и наоборот, если объем спроса изменяется в меньшей мере, чем размер цены, то спрос не эластичен. Если спрос эластичен, то коэффициент эластичности всегда больше единицы. Главным фактором, влияющим на спрос (на объем спроса) являются доход и цена, а так же количество потребителей и т.д. Спрос является характеристикой сферой обращения. Предложение характеризует сферу производства. Предложение представляет собой тот объем продукции, который могут и хотят реализовать производители по определенной цене и в строго определенный промежуток времени.
Зависимость между ценой и объемом предложения получило название закона предложения. Зависимость объема предложения и цены имеет прямо-пропорциональный характер - чем выше цена, тем больший объем предложения.
Графическое изображение закона предложения получило название кривой предложения. Эта кривая имеет восходящий характер. Главным фактором, влияющим на объем предложения выступает цена. Предложения, как и спрос, может быть эластичным и не эластичным. Если предложение изменяется в большей мере, чем цена, то предложение эластично при этом коэффициент эластичности больше единицы и наоборот.
В результате взаимодействия спроса и предложения формируется рыночная цена, по которой реализуются товары. Если на рынке возникает такая ситуация, при которой объем спроса и объем предложения соответствуют друг другу, то формируется равновесная цена. Графическим изображением такого состояния является точка пересечения кривых спроса и предложения. Такое состояние рынка не характерно для реальной действительности. Как правило, рыночная цена может быть меньше или больше равновесной цены. Если рыночная цена выше равновесной, то на рынке существует дефицит. Если рыночная цена ниже равновесной, то на рынке появляются излишки.
Существуют следующие виды цен:
• С учетом регулирования их различают - свободные цены, договорные или контрактные цены, регулируемые цены (государство устанавливает верхний предел цен), твердо установленные государством цены на отдельные виды товаров.
• В зависимости от форм и методов торговли различают: оптовые цены, розничные цены, тарифы на услуги, биржевые и аукционные цены, цены мирового рынка.
Любая цена содержит две составляющие издержки (затраты на производство данного товара) и прибыль.
Функции цены:
• Учетная
• Доходная
• Регулирующая
• Стимулирующая
• Стратегическая
Скелетом рыночной экономики выступает конкуренция. Она представляет собой борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и обмена товаров, между потребителями за товаропроизводителей, а также, между производителями и потребителями за источники доходов.
Существуют следующие причины возникновения конкуренции:
• Полная хозяйственная обособленность субъектов. (как производителей, так и потребителей)
• Зависимость их положения от рыночной цены.
Конкуренция существует следующих видов:
• отраслевая
• межотраслевая
• ценовая
• неценовая
Функции конкуренции:
• Способствует формированию равновесной цены.
• Формирует общественные нормальные условия производства и реализации продукции.
• Стимулирует развитие НТП и внедрение его в производство, так как это снижает затраты на производство.
• Конкуренция усиливает социальное расслоение общества.
Теория фирмы.
• предприятия и фирмы
• капитал фирмы, его кругооборот и оборот
• издержки производства
Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, которая, во-первых, образована на базе профессионального трудового коллектива, и, во-вторых, этот коллектив на основе имеющихся финансовых и материальных ресурсов создает товары и оказывает услуги.
Существуют следующие признаки предприятия:
• производственно – техническое единство, т.е комплекс производств, взаимодействие которых обеспечивает создание благ или оказание услуг.
• обладает организационно-административной самостоятельностью, что означает, что руководство в пределах своих полномочий независимо принимает и реализует различного рода решения. Такая самостоятельность укрепляется правом юридического лица, что означает:
• наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении определенного имущества, обособленного от имущества других организаций и физических лиц.
• возможность в определенной мере отвечать этим имуществом по своим обязательствам.
• способность приобретать от своего имени имущественные и неимущественные права и обязанности
• наличие самостоятельного бухгалтерского баланса.
• существование органов управления
Любое предприятие имеет систему экономических и социальных целей.
Экономические цели:
• поддержание постоянной платежеспособности и ликвидности хозяйствующего субъекта
• повышение доходности используемого капитала.
• оптимизация соотношения между собственными и заемными денежными средствами.
• рост конкурентно способности выпускаемой продукции (услуг)
• увеличение доли предприятия на рынках товаров и услуг
Социальные цели:
• создание приемлемых для работников условий труда и благоприятного микроклимата.
• обеспечение профессионального роста работников.
• формирование и развитие систем участия работников в собственности, доходах и управлении предприятием.
• развитие имиджа, статуса предприятия
• сохранение окружающей среды.
Фирма – это организация, которая, во-первых, имеет право юридического лица, во-вторых, создает материальные блага и оказывает услуги, а также реализует их, в-третьих, может иметь в своем составе относительно самостоятельные субъекты обладающие правом юридического лица.
По российскому законодательству существуют следующие организационно правовые нормы хозяйствующих субъектов:
1. Общества:
• ООО(ограниченность заключается в том, что общество отвечает по своим обязательствам в рамках уставного капитала)
• Акционерное общество закрытого типа (уставный капитал такого общества формируется за счет размещения акций среди ограниченного круга акционеров.)
Акция – ценная бумага, которая характеризует долю своего собственника (акционера) в уставном капитале общества.
Если акционер выходит из состава такого общества, то его акции остаются (выкупаются) обществом или продаются лицу, которое рекомендует общество.
• открытые акционерные общества (акции такого общества свободно покупаются и продаются)
• акционерные общества работников или народные предприятия.
Характеристика:
• Работники-акционеры должны иметь в собственности не менее 75% уставного капитала.
• Один работник-акционер не может иметь в собственности более 5% акций.
• При увольнении акционер обязан продать обществу свои акции.
• Принцип голосования (один акционер – одна акция)
• Акции находящиеся на балансе предприятия безвозмездно распределяются между работниками пропорционально суммам оплаты труда за прошедший финансовый год
• Государственные и муниципальные унитарные предприятия:
• такое предприятие осуществляет виды деятельности, которые отвечают уставным задачам.
• не наделено правом собственности на закрепленное за ним оборудование и имущество, при этом оно неделимо.
Если имущество принадлежит на праве оперативного управления, то предприятие приобретает статус казенного. Казенные предприятия находятся только в федеральной собственности. Государство определяется для него план-заказ на объем производства.
Унитарные предприятия кроме казенных обладают большей экономической свободой, при условии выполнения плана заказа они могут осуществлять и другие виды работ, получая при этом прибыль.
2. Производственный кооператив:
• добровольное объединение граждан
• личное трудовое участие в деятельности кооператива
• объединение его участниками имущественных паевых взносов.
• Субсидиальная ответственность членов кооператива по его обязательствам.
• Число членов кооператива не менее 5.
• Прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием каждого.
• Член кооператива имеет один голос.
• Член кооператива имеет право выхода из него.
Движущим мотивом деятельности любого предпринимателя в рыночной экономике является извлечение прибыли. В самом общем плане сущность бизнеса формально можно представить следующим образом. Покупка любого товара ради его продажи. D-T-D)D)-D=дельтаd.
Хозяйственная практика свидетельствует о том, что существуют различные варианты извлечения прибыли
• Спикулятивный бизнес.
Экономической основой при этой является дефицит товаров на определенном его рынке. При этом спрос превышает предложение, что способствует росту цены на данный товар. Рост цены на данный товар в свою очередь понуждает производителей к увеличению объемов данного товара. Следствием чего является снижение цен на данный товар. И объемы спроса и предложения приходят в некоторые соответствия.
В рыночной экономике каждый субъект выступает как в роли продавца, так и в роли покупателя. Спекулятиныый способ извлечения прибыли во-первых носит временный характер и во-вторых в целом для общества не может быть. Более того если хозяйствующий субъект выигрывает например 15% как продавец то те же 15% он проигрывает как покупатель.
• Криминальный бизнес.
Такой способ обогащения преследуется в законодательном порядке.
В конечном итоге ни спекулятивный бизнес, ни криминальный вариант не позволяют всем без исключения хозяйствующим субъектам получать в законном порядке прибыль.
• Основан на создании новой стоимости и осуществление это варианта возможно только в производстве.
Формула производственного бизнеса существенно отличается от общей формулы.
D…-…-TCпр Рс…-П…-…Тштр…-Dштр…
Тштр-новые товары, которые обладают иной полезностью и иной потреб стоимостью и содержащие возросшую стоимость.
Дштр- денежные средства которые получены в результате реализации новых товаров содержащих возросшую стоимость.
Возрастание стоимости в процессе производства происходит потому, что существует особый фактор производства (рабочая сила), который обладает способностью создавать стоимость, превышающую его собственную стоимость.
Существуют след способы увеличение собственной стоимости:
• увеличение времени труда работников
• увеличение размеров капитала
• рост производительности и интенсивности труда.
Всякий капитал как самовозрастающая стоимость в своем движении проходит 3 стадии:
• Первая стадия осуществляется в сфере обращения, денежные средства превращаются в товарный капитал
• Вторая стадия реализуется в сфере производства. Товарный капитал превращается в производительный капитал. В результате взаимодействия факторов производства происходит создание новых товаров обладающих нужной полезностью и содержащих возросшую стоимость.
• Третья стадия, как и первая, осуществляется в сфере обращения, товарный капитал с возросшей стоимостью (Тштрих), вновь превращается в денежный капитал. Который содержит, в том числе, и прибыль.
Последовательные превращения капитала из одной функциональной формы в другую (из денежной в товарную, из товарной в производительную, из производительной снова в товарную, из товарной снова в денежную) и прохождение через 3 стадии называется кругооборотом капитала.
Для непрерывного движения капитала необходимы 2 условия:
• капитал должен без остановки переходить из одной функциональной формы в другую и
• в каждый данный момент, функционирующий капитал должен находиться одновременно во всех функциональных формам и на всех стадиях.
Кругооборот капитала, взятый не как отдельный акт, а как постоянно повторяющееся явление называется оборотом капитала.
Оборот капитала начинается с авансирования его в денежной форме и заканчивается возвращением его владельцу так же в денежной форме.
Производительный капитал состоит из 2х частей:
• Основного капитала
• Оборотного капитала.
Основной капитал свое материальное воплощение находит в различном оборудовании, а так же в здании производственного значения. И обладает следующими характеристиками:
• в процессе производства не изменяет своей материально-вещественной формы.
• его стоимость постепенно, частями трудом рабочего переносится на стоимость готового изделия.
• Денежное выражение износа основного капитала называется амортизацией, или амортизационное отчисление.
• Процесс производства обслуживает длительное время. Срок службы основного капитала для активной части - 10 лет. Норма амортизации – 10%.
• Для пассивной части – 50 лет. Норма амортизации – 2%.
Вторая часть производительного капитала – оборотный капитал представлена стоимостью предметов труда и стоимостью рабочей силы т.е заработной платы, включается также стоимость материалов сырья топлива и т.д.
Для этой части капитала характерна:
• натуральная форма предметов труда преобразуется в производстве в иную полезность.
• обслуживает процесс производства – 1 раз.
• его стоимость переносится на стоимость готового изделия в течение одного акта процесса производства.
Для того чтобы была возможность осуществления процесса производства, процесса создания материальных благ необходимо расходование денежных средств. В экономической литературе расходы на создание товаров и создание услуг получили название издержек производства. Эти издержки включают след расходы:
• На приобретение различных материалов, сырья, комплектующих (мат.затраты)
• расходы на оплату труда работников
• отчисления в государственные внебюджетные фонды, пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования (начисления на фонд оплаты труда (30%).
• амортизация.
• прочие расходы (арендная плата)
Основными факторами снижения затрат выступают:
• использование достижений НТР в производстве.
• 2 повышение производительности труда
• экономия ресурсов
• применения безотходных технологий
• снижение расходов на организацию производства и труда
Существуют различные критерии классификации издержек.
1. с точки зрения периодичности:
Единовременные затраты (разовые затраты) связаны с расходами на подготовку нового производства.
По связи с объемом производства. Если издержки не зависят от объема производства, то они называются постоянными (аренда, содержание охраны)
Если издержки зависят от объема производства, то они называются переменными.
Сумма постоянных и переменных издержек образуют валовые издержки или общие издержки. Важным показателем эффективности любого производства является 00000000000, как валовые издержки на количество произведенной продукции.
Предельные издержки это затраты или прирост издержек обусловленный приростом выпуска дополнительной продукции
Транзакционные издержки, которые включают сбор и обработку информации, проведение переговоров и принятие решений, а также контроль и юридическая защита выполнения подписанных контрактов