Приход, настоятель прихода, приходской притч

Приход. «Приходом, - по определению «Устава Рус­ской Православной Церкви», принятого Архиерейским Собо­ром 2000 года, - является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. При­ход является каноническим подразделением Русской Право­славной Церкви, находится под начальственным наблюдени­ем своего епархиального архиерея и под руководством постав­ленного им священника-настоятеля» (XI. 1). Приход образу­ется по согласию совершеннолетних лиц православного испо­ведания с благословения епархиального архиерея. В сравне­нии с предыдущим «Уставом» в ныне действующем нет ука­зания на минимальное число прихожан в 20 лиц. «Для по­лучения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами» (XI. 2).

«Границы приходов устанавливаются Епархиальным сове­том» (XI. 2). Упоминание границ прихода представляет собой важную новацию. В «Уставе» 1988 года не было аналогично­го положения. Между тем, Поместный Собор 1917-1918 го­дов включил указание на пребывание клириков и мирян при­хода на определенной местности в само определение прихода, содержавшееся в принятом Собором «Приходском уставе». Четко обозначенные границы приходов существовали и в си­нодальную эпоху.

Конечно, и в синодальный период всякий православный мог молиться, исповедоваться или причащаться в любом, а не только в своем приходе, и в любом соборном или монас­тырском храме. Но важнейшими требами: крещением, браковенчанием, отпеванием - прихожанин был связан со своим приходом, так что отступления от установленного в этом от­ношении порядка могли допускаться лишь при их серьезной мотивации. Разрушение структуры приходских границ проис­ходило у нас по трем основным причинам. Устранение при­ходов от ведения метрических книг, имевшее место на заре советской истории, фактически устранило прежде поддержи­ваемый государственными властями порядок совершения треб, связанных с актами гражданского состояния. Кроме того, гонения на Церковь в советскую эпоху побуждали ма­лодушных или, деликатнее сказать, осторожных христиан «заметать следы» своего участия в церковной жизни и уже в этих целях посещать разные храмы. Наконец, условия жиз­ни в большом городе с его сложной транспортной системой, с тем, что место службы у большинства его жителей распо­ложено далеко от места проживания, делают близлежащий храм не всегда самым доступным. В суммирующем результа­те все эти обстоятельства выветрили из сознания многих со­временных христиан саму необходимость принадлежать к оп­ределенной приходской общине, либо, при сохранении созна­ния такой необходимости, позволять себе в этом отношении полную свободу выбора, мотивируемую часто субъективными пристрастиями.

Конечно, нет ни необходимости, ни реальной возможности эту свободу выбора упразднить либо существенно ограничить, приписав всех православных к определенным приходам, как это было в синодальную эпоху. Но помимо принципиальных канонических соображений, есть и вызываемая пастырскимисоображениями реальная нужда в том, чтобы границы меж­ду приходами были обозначены, даже и в больших городах. Острота такой необходимости становится особенно очевидной, когда мы рассматриваем ситуацию с вызовами священников к тяжело больным или находящимся при смерти христианам. Внесение порядка в размежевание приходов может суще­ственно уменьшить случаи, когда священнику приходится ехать на другой конец города к умирающему, рискуя не за­стать его живым и ставя в трудное или безвыходное положе­ние тех, кто обратится за подобной же требой в свой приход­ской храм и не успеет застать священника в своем приходе, потому что он отъехал в чужой. Первый шаг в восстановле­нии правильной территориальной структуры приходов зало­жен в содержащемся в новом «Уставе» упоминании приход­ских границ.

К своей деятельности приход приступает после благослове­ния архиерея. В своей гражданско-правовой деятельности он обязан соблюдать каноны и иные установления Русской Пра­вославной Церкви и законодательство страны нахождения. Приход обязан отчислять через епархию средства на обще­церковные нужды в размере, установленном Синодом, и на епархиальные нужды в размерах, установленных епархиаль­ной властью. В своей деятельности приход подчинен и подот­четен правящему архиерею, он исполняет решения Епархи­ального собрания и Епархиального совета и распоряжения архиерея.

Охраняя незыблемость прав Русской Православной Церк­ви и защищая ее от расколов, Архиерейский Собор 2000 года включил в «Устав» следующее положение: «В случае выделе­ния какой-либо части или выхода всех членов Приходского собрания из состава прихода они не могут заявлять никаких прав на приходское имущество и средства. В случае приня­тия Приходским собранием решения о выходе из иерархичес­кой структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви,приход лишается подтверждения о принадлежности к Рус­ской Православной Церкви, что влечет прекращение деятель­ности прихода как религиозной организации Русской Право­славной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало приходу на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на исполь­зование в наименовании названия и символики Русской Пра­вославной Церкви» (XI. 7).

Органами приходского управления «Устав» называет на­стоятеля прихода, а также Приходское собрание, Приходской совет и Ревизионную комиссию.

«Устав» предусматривает возможность создания прихожана­ми братства и сестричества с согласия настоятеля и по благо­словению епархиального архиерея. При этом целью братства и сестричества должно быть привлечение прихожан к участию в трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности и милосердию, к религиозно-нравственно­му просвещению. Приходские братства и сестричества состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключитель­ных случаях их уставы, утверждаемые архиереем, могут быть представлены для государственной регистрации. К своей дея­тельности братства и сестричества приступают после благосло­вения архиерея. В своей деятельности братства и сестричества руководствуются Уставом Русской Церкви, постановлениями высших органов церковной власти и управления, решениями епархиального архиерея и настоятеля прихода, а также граж­данскими уставами Русской Православной Церкви, епархии, своего прихода и собственным уставом, если братства и сест­ричества зарегистрированы в качестве юридических лиц. Брат­ства и сестричества отчисляют через приходы средства на об­щецерковные нужды в размерах, установленных Священным Синодом, на епархиальные и приходские нужды - в порядке и размере, установленными органами епархиальной власти и настоятелями приходов.

В случае выхода какой-либо части или всех членов братства и сестричества из их состава они не имеют права заявлять претензии на братское и сестрическое имущество и средства. Если общим собранием братства или сестричества выносится решение о выходе из юрисдикции Русской Православной Церк­ви, таковые братства и сестричества лишаются подтверждения о принадлежности к Русской Церкви, что «лишает их права на имущество, которое принадлежало братству или сестричеству на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви».

Настоятель прихода и приходской причт.Настоятель храма назначается правящим архиереем для духовного руко­водства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности он подотчетен архиерею.

Настоятель несет ответственность за совершение богослуже­ний и проповедь, за религиозно-нравственное состояние прихо­жан. В его обязанности входит руководство причтом в испол­нении им своих богослужебных и пастырских обязанностей; наблюдение за состоянием храма и наличием всего необходи­мого для совершения богослужений; забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме; о выполнении указа­ний епархиального архиерея; организация катехизаторской, благотворительной, церковно-общественной, образовательной и просветительской деятельности прихода; созыв заседаний При­ходского собрания и председательство на них. При наличии к тому оснований, настоятель приостанавливает исполнение ре­шений Приходского собрания иПриходского совета, с после­дующей передачей соответствующих вопросов на рассмотрение епархиального архиерея. Настоятель наблюдает за осуществле­нием решений Приходского собрания и работой Приходского совета; представляет интересы прихода в органах государствен­ной власти и местного самоуправления; представляет архиерею непосредственно или через благочинного ежегодные отчеты о состоянии прихода и его деятельности; осуществляет офици­альную переписку от лица прихода; ведет богослужебный жур­нал и хранит приходской архив; выдает свидетельства о кре­щении и браке. Отпуск настоятель может получить исключи­тельно по разрешению епархиальной власти.

Приходской причт состоит из священника, диакона и пса­ломщика. «Число членов причта может быть увеличено или сокращено епархиальной властью по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами, во всяком случае, причт должен состоять не менее, чем из двух лиц - священника и псалом­щика» (XI. 22). При этом должность псаломщика может быть замещена лицом в священном сане.

Избрание и назначение клириков совершает епархиальный архиерей. «Устав» перечисляет условия, которым должен соответствовать кандидат на поставление в священный сан, а именно: принадлежность к Русской Православной Церкви, совершеннолетие; необходимые нравственные качества; доста­точную богословскую подготовку; свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению. Кандидат не должен состоять под церковным или граждан­ским судом и обязан принять церковную присягу. Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы только епар­хиальным архиереем по личному прошению, по церковному суду или ввиду церковной целесообразности.

Причт прихода несет ответственность за духовно-нрав­ственное состояние прихода и за выполнение своего богослу­жебного и пастырского долга. Члены причта не могут поки­дать приход без разрешения церковной власти. «Священно­служитель может принять участие в совершении богослуже­ния в другом приходе с согласия епархиального архиерея той епархии, в которой данный приход находится, или с согла­сия благочинного или настоятеля при наличии удостовере­ния, подтверждающего каноническую правоспособность» (XI. 29). В соответствии с 13-м правилом Халкидонского Собора, священнослужитель может быть принят в другую епархию только при наличии отпускной грамоты.

Билет №9. 1. «Номоканон в XIV титулах».

Так первоначально назывались сборники, включающие в себя как каноны, так и гражданские законы по церковным делам. Славянское название таких сборников — "законоправильники".

Древнейший из "Номоканонов" усваивается Иоанну Схоластику. Но эта компиляция, по единодушному мнению ученых, не принадлежит знаменитому Патриарху. С его именем она связана потому, что в ее основу легли "Синагога" Иоанна Схоластика и его "Сборник из 87 глав". Составитель "Номоканона" сохранил титулы "Синагоги", но не приводил под ними полного текста канонов, а только указывал их цифрами. Гражданские же законы он помещал под каждым титулом, полностью заимствуя их дословно из "Сборника из 87 глав", дополняя положениями из "Дигест", "Кодекса", "Новелл". Законы из "Сборника из 87 глав", которые составитель не смог отнести ни к одному из 50 титулов, он поместил в конце "Номоканона" под заглавием "Другие церковные главы из того же нового законоположения" (ετερα κεφαλαια).

О времени появления сборника А.С. Павлов писал: "Составление этого "Номоканона" Цахариэ относит ко времени императора Маврикия (582-602 гг.). Мне кажется, напротив, что эта компиляция произошла несколько позднее, именно после появления "Номоканона в 14 титулах". По крайней мере, то обстоятельство, что в "Номоканоне в 50 титулах" каноны церковные не излагаются уже в тексте, а только цитируются цифрами, может быть объяснено только тем, что автор этого Номоканона уже имел перед глазами готовый образец такого изложения канонов и законов в "Номоканоне в 14 титулах" [1].

Епископ Никодим (Милаш), ссылаясь на немецкого ученого Бинера, относит составление "Номоканона Иоанна Схоластика" к более раннему периоду — к царствованию императора Юстина II (565-578 гг.) [2].

Впоследствии сборник дополнялся новыми канонами. В дополненном виде он был переведен на славянский язык св. Мефодием. В паннонском житии святого говорится: "Тогда же и Номоканон рекше закону правило и отеческие книги преложи" [3].

Самый знаменитый и исторически важный из церковно-правовых сборников Византии — "Номоканон в 14 титулах". До начала XIX века общепринято было приписывать составление этого сборника Константинопольскому Патриарху св. Фотию. Поэтому в литературу он вошел как "Номоканон Фотия".

Однако благодаря исследованиям Бинера и русского ученого барона Розенкампфа в 20-30 гг. прошлого века было установлено, что предисловие к "Номоканону" состоит из двух частей, написанных разными авторами. Скрупулезные текстологические исследования Бинера, Розенкампфа, Биккеля, Цахариэ, Суворова, Павлова, Бенешевича привели к бесспорному выводу, что существует две редакции "Номоканона", составленные двумя разными авторами, и в разные эпохи. В конце XIX века лишь иеромонах Каллист продолжал настаивать на том, что автором не только второй, но и первой редакции "Номоканона" является патриарх Фотий [4].

Относительно первой редакции сборника В.Н. Бенешевич писал: "С наибольшей долей вероятности можно указать на 629 г. как на год завершения труда. Начало же работы относится к 620-629 гг." [5]. Бинер высказывал догадку, которую находят вероятной епископ Никодим (Милаш) и А.С. Павлов: автором сборника был Константинопольский Патриарх Сергий (610-638) [6]. Э. Хонигман связывает составление "Номоканона в 14 титулах" со св. Иоанном Постником, считая, что тот, завершив работу над "Синтагмой в 14 титулах", на ее основе составил "Номоканон", включив в новый сборник императорские законы [7].

По словам В.Н. Бенешевича, "Номоканон в 14 титулах" поражает искусством, с которым его составитель владеет своим огромным материалом. В этом отношении "Номоканон" оставил далеко позади компиляцию Иоанна Схоластика" [8].

"Номоканон" состоит из предисловия и двух частей. Первая часть, которая также называется "Номоканон", разделена на 14 титулов, а титулы на главы по образцу первой части "Синтагмы". Помимо указателя канонов, под каждой рубрикой приводятся также гражданские законы по тематике главы и титула, заимствованные из "Трехчастного сборника". Сходство в текстах законов, помещенных в "Номоканоне" и "Трехчастном сборнике", почти буквальное.

Вторую часть сборника, называемую "Синтагмой", составляют тексты канонов, расположенные в хронологической последовательности. В первую редакцию "Номоканона" вошли Правила Святых Апостолов, четырех первых Вселенских Соборов, 8 Поместных Соборов и 12 Отцов — тех, чьи каноны вошли в окончательно сложившийся канонический свод Православной Церкви (кроме Послания св. Тарасия).

Вторая редакция "Номоканона в 14 титулах", существующая в нескольких изводах, составлена в 883 г. Что касается имени составителя, то такие ученые, как Цахариэ фон Лингенталь, епископ Никодим (Милаш), Н.С. Суворов, отвергали авторство Патриарха Фотия и относительно второй редакции "Номоканона". Противоположной точки зрения придерживались канонисты: Н.А. Заозерский, А.С. Павлов, М.А. Остроумов, В.Н. Бенешевич.

А.С. Павлов так излагает суть полемики: "Сущность возражений Цахариэ (против авторства Патриарха Фотия. — В. Ц.). состоит в следующем: во-первых, заслуга нового издателя "Номоканона" так незначительна, что едва ли можно приписать его столь ученому и выдающемуся лицу, каков был Патриарх Фотий, особенно если взять во внимание, что важнейшие дополнения к первоначальному изданию "Номоканона" и "Синтагмы", именно правила Трулльского и VII Вселенского Собора, были сделаны уже прежде Фотия; во-вторых, если бы издание 883 г. опубликовано было от лица Вселенского Патриарха, то было бы необъяснимо, каким образом во времена, очень близкие этой эпохе, продолжали появляться списки "Номоканона" и "Синтагмы", представляющие тот и другую в первоначальном виде, и почему вообще до XII в., до времен Вальсамона, было игнорировано столь знаменитое имя. В-третьих, в 883 г., когда вышло новое издание "Номоканона" и "Синтагмы", Фотий не был Патриархом, а лишь прежде и после этого года" [9].

На это Павлов отвечает: "Ближайшая или даже исключительная цель нового издания "Номоканона" состояла в том, чтобы включить сюда правила двух Константинопольских Соборов, на которых Фотий был председателем и которые были благоприятны ему лично. На второе возражение заметим, что спустя три с небольшим года после издания "Номоканона", именно в 886 г., Фотий во второй раз был лишен престола, что, конечно, не могло благоприятствовать быстрому и повсеместному принятию вновь редактированного им канонического кодекса… Наконец, ниоткуда не видно, чтобы издание 883 г. было официально опубликовано от лица Вселенского Патриарха. Официально публиковались тогда только самые источники церковного права, а не сборники их, которые, как прежде, так и теперь, были делом частным, хотя бы и иерархических лиц. Фотий не выставил своего имени в новом издании "Номоканона". Тем не менее имя Фотия… не было игнорировано на Востоке до времен Вальсамона. В некоторых рукописях "Номоканона", написанных задолго до того времени, когда убеждение в авторстве знаменитого Патриарха сделалось на Востоке всеобщим, имя его выставлялось против второго предисловия к "Номоканону". Что касается до третьего и последнего возражения Цахариэ, то оно прямо ошибочно. 883 г. падает на второе патриаршество Фотия, когда он стоял на верху своей славы… Ввиду всех изложенных обстоятельств, — продолжает А.С. Павлов, — нужно согласиться, что предание о принадлежности Патриарху Фотию второй редакции "Номоканона" в 14 титулах и соединенной с ним "Синтагмы" имеет свои достаточные основания. В XII веке это предание сделалось только общим убеждением, благодаря… комментарию, написанному величайшим из греческих канонистов Вальсамоном" [10]. Профессор В.Н. Бенешевич, проделав скрупулезный текстологический анализ большинства изводов второй редакции "Номоканона", высказывается более сдержанно в пользу авторства Патриарха Фотия: "Древнее предание об авторстве Фотия не опровергнуто и усиливается при ближайшем ознакомлении с материалом, стиль схолии 883 г. (предисловие) не может считаться чуждым Фотию" [11]. В.Н. Бенешевич считает, что кроме переработки "Номоканона", предпринятой в 883 г., и, вероятнее всего, Патриархом Фотием, существует еще несколько вариантов поздней редакции сборника [12].

Во вторую редакцию "Номоканона" дополнительно вошли каноны Трулльского и VII Вселенского Собора, Константинопольских Соборов 881 и 879 гг. и "Послание о симонии" Патриарха Тарасия. Иными словами, в "Номоканоне" Фотия есть все правила, вошедшие в канонический свод, который мы знаем ныне.

По словам В.Н. Бенешевича, "Номоканон 883 г. — великий акт самоопределения Восточной церкви, он знаменует возвращение к древним подлинным основам церковного строя, как они были закреплены в VI-VII веках, но в духе строгого церковного предания, нашедшего себе выражение в правилах Соборов, начиная с Трулльского. Если принять во внимание, что для Западной церкви такое значение имел Лже-Исидоров сборник, характеризующийся как раз противоположными чертами, то с точки зрения истории церковного права не будет преувеличением датировать разделение церквей 883 годом" [13].

Со временем этот наиболее полный и самый удобный в пользовании сборник вытеснил в Греческих церквах все остальные компиляции. Поэтому Константинопольский Собор 920 г. торжественно утвердил "Номоканон в 14 титулах" как кодекс, общеобязательный для Вселенской Церкви. В настоящее время "Синтагма" "Номоканона" Патриарха Фотия и составляет канонический свод Православной Церкви.

2.Коллегиальные органы приходского управления.

При­хожанами, согласно «Уставу», «являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом». «Устав» вменяет в обязанность прихожан участие в богослуже­нии, регулярную исповедь и причащение, соблюдение канонов и иных церковных предписаний, совершение дел веры, стрем­ление к религиозно-нравственному совершенствованию и со­действие благосостоянию прихода. Обязанностью прихожанявляется также забота о содержании причта и храма.

Высшим органом управления прихода «Устав» называет Приходское собрание, председателем которого по должности состоит настоятель. «Устав» 1988 года содержал иную форму­лировку - об избрании настоятеля председателем приходско­го собрания. В состав Приходского собрания, согласно «Уставу», «вхо­дят священнослужители прихода, его учредители, а также прихожане, регулярно участвующие в литургической жизни прихода, достойные по своей приверженности Православию, нравственному облику и жизненному опыту участвовать в решении приходских дел, достигшие 18-летнего возраста и не состоящие под запрещением, а также под церковным или светским судом. Прием в члены Приходского собрания и выход из него осуществляются на основании прошения (заяв­ления) решением Приходского собрания. В случае признания члена Приходского собрания не соответствующим занимаемо­му им положению, он может быть выведен из Приходского собрания решением Приходского собрания» (XI. 34). Данное положение «Устава» допускает две интерпретации: о членстве в собрании всех клириков и канонически правоспособных прихожан, но также и о членстве в нем только представите­лей причта и прихожан, которые берут на себя ответствен­ность за содержание прихода. В реальной церковной жизни реализуется обычно второй вариант интерпретации уставногоположения о составе приходского собрания.

«Устав» содержит и следующее положение: «При отступ­лении членов Приходского собрания от канонов и установле­ний Русской Православной Церкви состав Приходского собра­ния по решению епархиального архиерея может быть изме­нен частично либо полностью» (XI. 35). Данное положение гарантирует подчиненность прихода канонической власти архиерея при появлении нестроений в приходской жизни.

Приходское собрание созывает настоятель или благочин­ный по указанию архиерея, оно может быть также созвано иным полномочным представителем епархиального архиерея не реже одного раза в год. Приходские собрания, на которых избираются или переизбираются члены приходского совета, проводятся непременно с участием благочинного или иного представителя епархиального архиерея. Повестку дня собра­ния предлагает его председатель. Он же руководит заседани­ями. Собрание правомочно принимать решения при участии в нем не менее половины членов. Постановления собрания принимаются простым большинством, при равенстве голосов перевес дает голос председателя. Для ведения протокола за­седания Приходское собрание избирает из числа своих членов секретаря. Протоколы подписываются председателем, секрета­рем и пятью избранными членами собрания и подлежат утверждению епархиальным архиереем, после чего принятые решения вступают в силу. Решения собрания могут быть оглашены в приходском храме.

В обязанности Приходского собрания «Устав» включил сохранение единства прихода и содействие духовно-нравствен­ному возрастанию прихожан; принятие Гражданского устава прихода и изменений в нем, которые утверждаются архиере­ем и вступают в силу после государственной регистрации; при­нятие и исключение своих членов; представление на утвержде­ние архиерея кандидатуры председателя Приходского совета - церковного старосты; избрание Приходского совета и Реви­зионной комиссии, планирование финансовой и хозяйственной деятельности прихода; обеспечение сохранности приходского имущества и забота о его преумножении; «принятие планов расходов, включая размеры отчислений на благотворитель­ность и религиозно-просветительные цели, и представление их на утверждение епархиального архиерея; одобрение планов и рассмотрение проектно-сметной документации на строительство и ремонт церковных зданий; рассмотрение и представление на утверждение епархиального архиерея финансовых и прочих отчетов Приходского совета и докладов Ревизионной комис­сии; утверждение штатного расписания и определение содержа­ния членам причта и Приходского совета; определение поряд­ка распоряжения имуществом прихода», заботу о состоянии церковного пения; возбуждение ходатайств от лица прихода перед архиереем и гражданской властью; рассмотрение жалоб на членов Приходского совета, Ревизионной комиссии и пред­ставление их Епархиальной власти.

Исполнительным и распорядительным органом Приходско­го собрания является Приходской совет, подотчетный насто­ятелю и Приходскому собранию. Совет состоит из председа­теля - церковного старосты, его помощника и казначея. Традиционное наименование председателя Приходского сове­та «старостой» не предусматривалось «Уставом» 1988 года. По благословению правящего архиерея председателем совета может быть избран настоятель. Состав совета избирается из числа членов Приходского собрания сроком на три года без ограничения числа переизбраний. Соответствующее положе­ние в прежнем «Уставе» было выражено в более осторожной редакции: приходскому собранию предоставлялось право со­кратить или продлить трехлетний срок пребывания его чле­нов в совете. «Епархиальный архиерей утверждает избрание председателя Приходского совета либо назначает на эту дол­жность своим Указом настоятеля или другое лицо с введени­ем его в состав Приходского собрания. Епархиальный архи­ерей имеет право отстранить от работы члена Приходского совета, если таковой нарушает каноны, положения настояще­го Устава или гражданского Устава прихода». В предыдущем «Уставе» не было зафиксировано этого канонически бесспор­ного права епархиального архиерея.

Приходской совет, в соответствии с «Уставом» 2000 года, исполняет решения Приходского собрания; представляет на утверждение Приходского собрания планы хозяйственной деятельности, планы расходов и финансовые отчеты; отвеча­ет за сохранность и содержание в надлежащем порядке хра­ма и иных сооружений прихода, прилегающих территорий, принадлежащих приходу земельных участков и всего имуще­ства, находящегося в собственности или пользовании прихо­да, ведет его учет; приобретает имущество для прихода, ведет инвентарные книги; решает текущие хозяйственные вопрос; распоряжается денежными средствами прихода с ведома и под контролем настоятеля; предоставляет в случае нужды жилье членам причта прихода; по согласованию с настояте­лем и в соответствии со штатным расписанием принимает рабочих и служащих; заботится о храме, о поддержании бла­гочиния и порядка за богослужениями и на крестных ходах; «осуществляет контакты с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами» (XI. 46).

Председатель Приходского совета представляет совет в деловых, финансово-хозяйственных и административных во­просах, а также в суде; в необходимых случаях выдает дове­ренности. При этом Приходское собрание имеет право при необходимости поручить своему члену ведение дел с граждан­скими организациями, а также защиту интересов прихода в суде. Все официальные документы прихода подписывают на­стоятель и церковный староста. Если же председателем При­ходского совета является настоятель, вторую подпись ставит казначей. Банковские и другие финансовые документы под­писывают староста и казначей. «В гражданских правоотноше­ниях казначей исполняет обязанности главного бухгалтера. Казначей осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений, составляет годовой финансовый отчет» (XI. 51). В случае изменения состава Приходского совета, а также в случае замены старосты При­ходское собрание образует комиссию из трех членов, которая составляет акт о наличии имущества и денежных средств, на основании которого Приходской совет принимает материаль­ные ценности прихода. Обязанности помощника старосты определяются Приходским собранием.

Приходское собрание избирает из числа своих членов сро­ком на три года Ревизионную комиссию, которая состоит из председателя и двух членов. Члены Приходского совета и Ревизионной комиссии не могут состоять в близком родстве. Комиссия подотчетна Приходскому собранию. Ревизионная комиссия проверяет финансово-хозяйственную деятельность прихода, сохранность и использование имущества, проводит ежегодную инвентаризацию, ревизует зачисление пожертвова­ний и поступлений и расход денежных средств. Результаты проверок комиссия представляет на рассмотрение Приходско­го собрания. «В случае выявления злоупотреблений Ревизи­онная комиссия немедленно информирует о том епархиаль­ную власть» (XI. 55). В обязанности Ревизионной комиссии входит также контроль за снятием кружек и пожертвования­ми. Акты о проведенных проверках комиссия представляет на очередное или чрезвычайное заседание Приходского собра­ния, которое при наличии злоупотреблений, нехватки имуще­ства или денежных средств, а также при обнаружении оши­бок в ведении или оформлении финансовых операций прини­мает соответствующее решение. Приходское собрание имеет право с согласия архиерея предъявить иск в суде. Право ре­визии прихода и приходских учреждений принадлежит так­же правящему архиерею.

Билет №10. 1.Толкования канонов: Аристин, Зонара, Вальсамон. «Алфавитная Синтагма » Матфея Властаря.

Характерная особенность церковного права византийской эпохи, как уже было сказано, — толкование ранее изданных правил. Толкования канонов и законов греческие юристы называли схолиями, а латинские — глоссами.

Первоначально схолии писали на полях рукописей, содержавших тексты правил; они носили характер замечаний и пояснений, касающихся отдельных слов или мест канона либо всего его текста. Но со временем некоторые из древнейших схолий были приписаны к тексту правил или даже сами становились самостоятельными правилами. Например, 60-е правило Лаодикийского Собора — по происхождению своему не соборное правило, а позднейшая схолия на 59-е правило. Правила 60 нет в древнейших списках канонов Лаодикийского Собора. Правило 12 св. Григория Неокесарийского — это тоже, по сути дела, позднейшая схолия, составленная из 56 и 75 правил св. Василия Великого.

Что касается древности схолий, то немецкий католический ученый Гергенретер обнаружил следующее: в одной из рукописей Мюнхенской библиотеки находится схолия, принадлежащая Патриарху Фотию [1]. Древними схолиями пользовались в своих толкованиях канонисты XII века Аристин, Зонара, Вальсамон.

Относительно хронологической последовательности появления их толкований в науке нет единого мнения. Последним, безусловно, появился труд Вальсамона: в толкованиях на "Номоканон" он прямо называет своих предшественников Зонару и Аристина. Но трудность представляет вопрос о том, кто написал толкования раньше: Зонара или АристИн. До XIX века преобладало мнение, что труд Зонары предшествовал труду Аристина. Беверегий относит время деятельности Зонары к царствованию Алексия Комнина [2]. Архимандрит Иоанн (Соколов) указывает 1120 год как приблизительное время написания Зонарой толкований на "Синтагму" [3]. Предшественником Аристина считал Зонару и профессор Московской духовной академии А.Ф. Лавров, впоследствии архиепископ Литовский Алексий [4]. Однако во второй половине XIX века большинство ученых стало склоняться к тому, что Аристин писал толкования на "Синопсис" раньше труда Зонары. Этой точки зрения придерживаются Цахариэ фон Лингенталь, А.С. Павлов, Н.С. Суворов, М.Е. Красножен [5].

Алексий Аристин — уроженец Эллады. Он получил юридическое образование и занимал высокую гражданскую должность, когда был вызван в столицу императором Иоанном Комнином. В Константинополе Аристин в диаконском сане занимал высшие государственные должности номофилакса, орфанотрофа, и, наконец, церковную должность великого эконома Патриаршей Церкви. Скончался он после 1166 года. В деяниях Константинопольского Собора 1166 г. в числе присутствующих на соборе упоминается великий эконом Алексий.

По поручению императора Иоанна Аристин составил толкование на канонический "Синопсис" (около 1130 г.). Вследствие краткости изложения правил в "Синопсисе" в нем было много неясностей и неточностей. Есть ошибки и в передаче содержания канонов. Но из-за краткости "Синопсис" удобен в употреблении и поэтому получил самое широкое распространение. Данным обстоятельством и объясняется выбор именно этого канонического сборника для комментирования.

В толкованиях на "Синопсис" Аристин пользовался полным текстом правил и вносил в свои комментарии выдержки из них. Пользовался он и древними схолиями на каноны. Изредка он делает ссылки и на гражданские законы по церковным делам. В своих толкованиях Аристин изъясняет буквальный смысл правил, не вдаваясь в казуистические тонкости.

По словам профессора М.Е. Красножена, Аристин "держится метода строго догматического: в большинстве случаев он изъясняет только буквальный смысл правил, указывая при этом, как должны быть понимаемы некоторые неточные и неясные слова и выражения, встречающиеся в синопсисе правила" [6].

Если об одном и том же предмете говорится в разных правилах, Аристин дает на них общее толкование. Лишь изредка он выходит за рамки изъяснения буквального смысла канонов и делает замечания относительно причин, побудивших к изданию некоторых правил, или по поводу употребления тех или иных канонов не как общецерковных правовых норм, а лишь в отдельных поместных Церквах. Обращает он внимание и на те правила, которые вышли из употребления. В тех случаях, когда текст "Синопсиса" ясен, Аристин делает замечание: "σαφης" (ясно), в "Кормчей" — "се разумно".

В руках Аристина был список "Синопсиса", в котором излагалась не вся "Синтагма" Фотиева "Номоканона": недоставало правил Константинопольских Соборов 861 и 879 гг., а из правил Святых Отцов помещено было лишь три "Канонических послания" св. Василия Великого. В некоторых списках Аристина приведены, однако, без толкований и изложения те правила, которые не вошли в "Синопсис". По мнению А.С. Павлова, дополнения были сделаны самим Аристином [7].

Для истории русского церковного права "Синопсис" с толкованиями Аристина имеет особое значение, потому что именно он составил основу нашей "Кормчей".

Другой знаменитый византийский канонист Иоанн Зонара при императорах Алексии и Иоанне занимал должность великого друнгария виллы, т.е. начальника дворцовой стражи, первого секретаря империи и вице-председателя Императорского трибунала, председателем которого был сам василевс.

Удрученный горем о смерти жены и детей, наскучив придворными интригами, он принял постриг. Местом, где Иоанн Зонара спасался, был, по одним сведениям, Афон, а по другим, монастырь св. Гликерии. Здесь он, вдали от суеты, предался литературным трудам. И

Наши рекомендации