Политические и экономические права и обязанности субъектов РФ
Российская Федерация, как и любая другая федерация, является не союзным, а единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе государства - республики не могут заключать с ней межгосударственные договора на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело - многосторонние и двусторонние соглашения Российской Федерации и её субъектов о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Договор от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации.
Формальное равенство субъектов Российской Федерации достигается тем, что они обладают признаками, едиными для всех субъектов. Таковыми являются:
1. Как и государство в целом, так и государствоподобные образования (субъекты) характеризуются наличием собственной территории и населения, проживающего на данной территории. Территории субъектов Федерации и составляют территорию Российской Федерации. При этом Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия.
2. Наличие собственного высшего закона (конституции в республиках, уставы в областях).
3. Наличие собственного законодательного органа.
4. Право принимать законы, действующие на территории субъекта, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и общефедеральным законам.
5. Наличие собственной системы исполнительной власти (имеют разное название) и главы исполнительной власти – высшего должностного лица (в республиках – Президент, в областях – глава администрации, губернатор, в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) – мэр).
6. Наличие собственных судебных органов, направленных на государственную защиту статуса субъекта Федерации.
7. Формальные признаки: город-центр субъекта (в республиках – столица, в областях – административный центр), государственная символика (флаг, герб, гимн).
РАЗДЕЛ IV ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
Тема 12 Основные проблемы современного территориального устройства России на федеральном уровне
Исторические причины современных проблем территориального устройства России. Громоздкость управления страной: излишняя дробность и асимметричность. Сравнение с другими странами. Конституция России – противоречия и нелогичность в вопросах территориального устройства. Отставание законодательной и методологической базы территориального устройства страны. Основные проблемы терминологии территориального устройства. Гипертрофия национального фактора в федеративном устройстве страны. Федеральные округа – плюсы и минусы.
Административно-территориальное устройство постперестроичной России претерпело существенные количественные и качественные изменения.
Прежде всего, распад СССР привел к изменению статуса всех бывших автономных республик и ряда автономных областей. При этом процесс преобразований шел очень интенсивно. (Например, Горно-Алтайская автономная область - Горно-Алтайская АССР - Горно-Алтайская ССР - Республика Горный Алтай - Республика Алтай.) Россия признала новый статус автономных республик поправкой к Конституции РСФСР от 14 мая 1991 г., отказавшись от названия «АССР», заменив его другим - «Республика в составе РСФСР».
Если раньше в состав РСФСР входило 16 автономных республик, то теперь Российская Федерация объединяет 21 республику: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, Карчаево-Черкесская Республика. Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская республика - Чаваш Республики.
Бывшие автономные области - Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасия, став республиками, вышли из состав краев (Краснодарского, Алтайского, Ставропольского и Красноярского), в которые они раньше входили. Всего краев 7: Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Пермский край.
В России осталась одна автономная область - Еврейская; другие за последние годы преобразованы в республики.
По Конституции в России 9 автономных округов: Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.
Таким образом, современная Россия имеет в своем составе 89 субъектов Федерации, включая 21 республику, 7 краев, 48 областей , 9 автономных округов, 1 автономную область, а также 2 города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург (рис. 2) . Кроме того, в мае 2000 г. указом Президента Российской Федерации было учреждено 7 федеральных округов:
Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.
Микроуровень административного деления России - это примерно 1900 низовых административных районов, около 1100 городов, включая 330 внутригородских районов и округов, а также почти 2 тыс. поселков городского типа и свыше 24, 4 тыс. сельских администраций.