Взаимодействие государства и права с политикой
2.1. Общая характеристика политики. Термин «политика» (греч. politika – государственные или общественные дела от polis – государство) имеет разные смысловые значения. Но обычно под политикой понимают ту сферу общественной жизни, которая характеризуется: взаимоотношениями между государствами; между классами, нациями, другими социальными группами по поводу завоевания, организации и осуществления государственной власти; участием в делах государства; определением форм, задач, содержания деятельности государства и т. д. В самом общем виде политику можно определить как область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями[79]. Но иногда политику определяют достаточно просто: как стратегический курс развития страны[80].
Политика зарождается в условиях разложения первобытнообщинного строя в связи с расслоением общества на большие социальные группы, обладающие своими собственными интересами. Поэтому политика имеет место там, «где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами»[81]. В то же время окончательное становление политики как особого социального явления связано с возникновением государства, поскольку политика – это сфера борьбы за государственную власть. Борьба за государственную власть, за государство – в политике самое главное.
Политика относится к числу сложных и весьма многогранных явлений. Существует довольно много ее разновидностей. Есть, например, внутренняя и внешняя политика, есть экономическая, социальная, национальная, культурная, военная, финансовая и многие другие виды политики.
С точки зрения своей структуры политика охватывает:
а) организованную деятельность социальных групп и представляющих их учреждений по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом;
б) общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования;
в) политическое сознание и культуру, составляющие неотъемлемую сторону политической деятельности и отношений;
г) совокупность политических организаций и норм, с помощью которых реализуются политические взгляды, цели и интересы и осуществляется политическая власть[82].
Суть политики во многом характеризуют методы ее осуществления. Помимо обычных, традиционных, методов в ней издавна использовались и различные нечистоплотные приемы, такие как хитрость, лесть, обман, ложь, интриги, устранение соперников и т. п.
2.2. Взаимосвязь государства и права с политикой. Взаимодействие государства и права с политикой обусловлено, прежде всего, их взаимосвязью, которая выражается в их тесном и неразрывном единстве. Политика практически не обходится без государства и права. Ведь политика всегда сопряжена с борьбой за государственную власть. Подчинив себе государственную власть, определенные политические силы претворяют свою политику в жизнь через государство и позитивное право. Вследствие этого происходит политизация и государства и позитивного права. Государство, как известно, всегда рассматривается в качестве определенной политической организации, что свидетельствует о его тесной связи с политикой. С политикой связано и позитивное право, поскольку государство претворяет ту или иную политику в жизнь, прежде всего, через позитивное право. Как отмечал Ф. Энгельс, «все юридическое в основе своей имеет политическую природу»[83]. А по В. И. Ленину, «закон есть мера политическая, есть политика»[84]. Правда, в настоящее время отдельные авторы пытаются опровергать эти тезисы, заявляя, что право выше политики и не должно ей подчиняться. Однако не видеть того, что политика всегда присутствует в позитивном праве и через него претворяется в жизнь – значит грешить против истины.
2.3. Взаимовлияние государства, права и политики. В данном вопросе речь пойдет о взаимном влиянии государства и права, с одной стороны, и политики – с другой. Вначале рассмотрим влияние политики на государство и право. Политика самым непосредственным образом влияет в первую очередь на государство, поскольку государство и государственная власть являются непосредственным объектом политической борьбы. Политические силы, пришедшие к власти в результате этой борьбы (или иным путем, например, в результате государственного переворота), используют государство как инструмент претворения в жизнь своей политической линии, как инструмент воздействия на общество в соответствующем направлении. Вследствие этого политика оказывает прямое влияние на форму государства и ее элементы, задачи и функции государства в тех или иных сферах общественной жизни, систему органов государственной власти, их компетенцию и т. д.
Подвержено влиянию политики и позитивное право. Коль скоро политика влияет на государство, она влияет и на позитивное право, потому что позитивное право – результат правотворческой деятельности государства. Те задачи, которые политика ставит перед государством, те функции, которые им осуществляются, та система государственных органов, которые формируются в соответствии с поставленными перед государством задачами, так или иначе, получают свое закрепление в позитивном праве. Поэтому, влияя на государство, политика влияет и на позитивное право, используя его как инструмент регулирующего воздействия на общественные отношения.
Следует обратить внимание на то, что влияние политики на государство и право может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное влияние политики выражается в том, что государство и право могут и, в принципе, должны использоваться политикой в общественных интересах. Разумеется, при этом и сама политика должна носить социальный характер и осуществляться в интересах общества. Отрицательное же влияние политики на государство и право имеет место тогда, когда государство и право используются в узкокорыстных интересах тех или иных политических сил вопреки интересам общества. Так, применительно к праву И. Кант отмечал: «Право может служить как средством ограничения произвола, так и средством попрания свободы человека»[85].
Говоря о влиянии политики на государство и право, необходимо вместе с тем иметь в виду, что на государство и право влияют и другие социальные явления. При освещении предыдущего вопроса отмечалось влияние на них экономики. Влияют на государство и право также идеология, культура, религия, мораль, обычаи и многие другие явления общественной жизни. Кроме того, государство и право могут выступать и как самостоятельные социальные и культурные ценности. Поэтому говорить о государстве и праве как о сугубо политических явлениях, орудиях, инструментах политики и приносить их в жертву политике едва ли правильно, хотя на практике подобное нередко случается.
Государство и право, испытывая на себе влияние политики, сами в свою очередь оказывают влияние на политику. Это влияние, как представляется, выражается в следующем.
Во-первых, государство является основным субъектом политики, и оно нередко само формирует политику. Особенно это характерно для государств с антидемократическими режимами, а также для государств с неразвитой демократией. В демократически развитых государствах политика как стратегический курс развития страны разрабатывается (формируется) политическими партиями, а выбор этого курса осуществляется населением, избирателями[86]. В антидемократических государствах и государствах с неразвитой демократией и разработка, и выбор стратегического курса развития страны осуществляются в основном государством, что свидетельствует о господстве государства в сфере политики. Не случайно в связи с этим политику иногда отождествляют с государством и рассматривают ее в качестве деятельности органов государственной власти.
Во-вторых, государство и право выступают в качестве основных средств реализации политики, претворения ее в жизнь. Независимо от того, кто разрабатывает и выбирает стратегический курс развития страны, его реализацией, претворением в жизнь занимается, прежде всего, государство, широко используя для этого нормы позитивного права. Государство и право – это самые мощные инструменты претворения в жизнь политики.
В-третьих, государство с помощью позитивного права легитимирует политику, придает ей законный характер. Те направления политики, которые получают закрепление в праве, приобретают официальный и законный характер. При этом сама политика приобретает характер правовой политики.
В-четвертых, с помощью позитивного права осуществляется регулирование политической деятельности в стране. Как государство, так и другие субъекты политических отношений должны действовать в рамках права, закона, соблюдать и исполнять предписания правовых норм.
И, в-пятых, позитивное право закрепляет и обеспечивает помимо других политические права и свободы человека и гражданина.
Политика, воплощаясь в деятельности государства, приобретает официальный характер и становится государственной политикой. Государственная политика – это линия поведения государства, его деятельность как внутри страны, так и на международной арене. Поскольку государство – главный инструмент управления обществом, государственная политика имеет множество направлений, охватывая и общество в целом, и отдельные его сферы. Можно сказать, государственная политика – это главная разновидность политики и основа всей политической жизни общества.
Составной частью государственной политики является правовая политика. Правовая политика – это деятельность государства, основанная на праве, а также в области самого права и правового регулирования. Деятельность государства, основанная на праве, – это деятельность, связанная правом и протекающая в рамках права и закона, деятельность, которая осуществляется правовыми средствами и методами. Что же касается другого аспекта правовой политики, а именно деятельности государства в области права и правового регулирования, то он, как представляется, выражен в двух основных направлениях: правотворчестве и правореализации. В правотворчестве правовая политика проявляется в виде идей, целей, задач, принципов, программ, установок, которые закладываются в право и правовое регулирование. В правореализации правовая политика проявляется главным образом в принятии компетентными органами юридически значимых решений по конкретным жизненным вопросам.
В качестве еще одного направления правовой политики в области права и правового регулирования выделяют также деятельность государства по правовой пропаганде и правовому воспитанию, т. е. деятельность, направленную на повышение правовой культуры населения. Особенно актуальным это направление правовой политики является для нашего государства, поскольку с правовой культурой населения дела у нас обстоят более чем неблагополучно.
Таким образом, государство и право находятся в тесном единстве с политикой и взаимно влияют друг на друга.