Правовой механизм репрессий конца 20-х – 30-х гг. XX в
А) «Массовые операции» ОГПУ летом 1927 года . К лету 1927 года СССР, ввиду проводившейся им политики по «экспорту революции», оказался втянутым в конфликт с Великобританией. 27 мая Великобритания расторгла британо-советские торговые и дипломатические отношения. В СССР эти события были преподнесены как подготовка к новой иностранной интервенции, в стране началось нагнетание «предвоенного психоза». В Ленинграде происходит несколько терактов, направленных против ОГПУ и партактива. шифрограмма Сталина материализовалась в решении «экстренного» заседания Политбюро, в котором, в частности, говорилось: «… с призывом рабочих и всех трудящихся к напряжённой бдительности и с поручением ОГПУ … произвести массовые обыски и аресты белогвардейцев … то есть был запущен в ход весь механизм массовых репрессий. И уже в ночь с 9 на 10 июня в Москве были без суда, как заложники расстреляны 20 представителей знати бывшей Российской империи, многие из которых не были ни монархистами, ни активными борцами с советской властью. Б) Борьба с вредительством - Шахтинское дело -- открытый показательный процесс, состоявшийся в 1928 в Донбассе. Техническим специалистам, в том числе иностранцам, вменялось ведение в СССР шпионской деятельности и вредительство. 53 инженера и руководителя обвинены в умышленном вредительстве, создании подпольной вредительской организации. Четверо из 53 были оправданы. Изначально одиннадцать человек приговорены к расстрелу. Впоследствии шестерым из них Президиум ЦИК заменил расстрел 10 годами лишения свободы. Сталин выступил за неприменение расстрела в отношении оставшихся пяти осуждённых.-Репрессии в отношении иностранных технических специалистов Во время этих и других процессов также был осуждён ряд иностранных технических специалистов, главным образом, британских и германских. Они обвинялись, в частности, в том, что под прикрытием филиалов своих фирм развернули в СССР шпионскую резидентуру.
«Представитель английской мясной фирмы «Унион» Фотергил в 1924 году по приезде в Москву установил связь с Рязанцевым, которого знал давно. До революции фирма «Унион» имела в России свои холодильники, а при Советской власти хотела получить в концессию бэконное производство. После нескольких встреч с Рязанцевым Фотергил предложил ему создать контрреволюционную вредительскую организацию, которая путём разрушения мясной и холодильной промышленности боролась бы с Советской властью, эта вредительская организация стремилась создать в стране голод, вызвать недовольство среди широких рабочих масс.»Ряд специалистов германской фирмы AEG (Всеобщая компания электричества) оказались под судом во время дела Промпартии, часть из них были осуждены к условным срокам заключения. В ведении шпионажа и вредительстве обвинялись, например, специалисты британских компаний «Лена-Гольдфилдс» и «Метро-Виккерс». В) Борьба с внутрипартийной оппозицией Только за два с половиной месяца -- со второй половины ноября 1927 года до конца января 1928 года -- за принадлежность к «левой оппозиции» из партии были исключены 2288 человек (ещё 970 оппозиционеров исключили до 15 ноября 1927 года). Очищение партии от оппозиции продолжалось на протяжении всего 1928 года. Большая часть исключённых была направлена в административную ссылку в дальние районы страны. В середине января 1928 года лидер оппозиции Л.Д. Троцкий был сослан в Алма-Ату, а в 1929 г. он был выслан за рубеж. Другой лидер, Г.Е. Зиновьев, также был отправлен в ссылку в 1928 г., но в том же году он покаялся и «разоружился», был восстановлен в партии и назначен ректором Казанского университета, а затем возвращён на работу в Москву.
В конце 1920-х -- начале 1930-х годов подпольные группы «левой оппозиции» и «децистов» пытались вести пропаганду среди рабочих. Весной 1929 г. произошли массовые аресты членов таких подпольных групп. В начале 30-х годов, по данным «Бюллетеня оппозиции», в тюрьмах, ссылках, под надзором находилось свыше 7 тысяч приверженцев левой оппозиции. Значительная их часть содержалась в политизоляторах, вместе с членами бывших социалистических партий -- эсерами, меньшевиками, анархистами. Репрессированным оппозиционерам, отказывавшимся подать заявления о «капитуляции», часто продлевались сроки заключения или ссылки, их направляли в ещё более отдалённые районы ссылки.Г) Раскулачивание В ходе насильственной коллективизации сельского хозяйства, проведённой в СССР в 1928--1932 гг., одним из направлений государственной политики стало подавление антисоветских выступлений крестьян и связанная с этим «ликвидация кулачества как класса» -- «раскулачивание», предполагавшее насильственное и внесудебное лишение зажиточных крестьян, использующих наёмный труд, всех средств производства, земли и гражданских прав, и выселение в отдалённые районы страны. Таким образом государство уничтожало основную социальную группу сельского населения, способную организовать и материально поддержать сопротивление проводившимся мероприятиям Попасть в списки кулаков, составлявшиеся на местах, мог практически любой крестьянин. Масштабы сопротивления коллективизации были такими, что захватили далеко не только кулаков, но и многих середняков, противившихся коллективизации. Идеологической особенностью этого периода стало широкое применение термина «подкулачник», что позволяло репрессировать вообще любое крестьянское население, вплоть до батраков. 30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Согласно этому постановлению, кулаки были разделены на три категории:· первая категория -- контрреволюционный актив, организаторы террористических актов и восстаний, арест выселение
· вторая категория -- остальная часть контрреволюционного актива из наиболее богатых кулаков и полупомещиков,выселение· третья категория -- остальные кулаки. Рассылка на новые земли
54. Чрезвычайные органы власти и управления в период Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.). После нападения фашистской Германии на СССР в советском государственном аппарате были произведены необходимые изменения, вызванные военными обстоятельствами. В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании Советского государства. Поэтому создавались чрезвычайные органы или обычным органам придавались чрезвычайные полномочия. «Продолжали действовать обычные органы власти: Верховный Совет СССР, СНК СССР, Президиум Верховного Совета СССР, общесоюзные органы управления, республиканские и местные органы власти и управления. Однако их коснулись изменения. При СНК СССР был создан Совет по эвакуации, который должен был заниматься гигантской работой по перебазированию промышленности из западных районов в восточные.
Кроме того, были созданы новые органы, необходимость в которых была вызвана войной, такие, к примеру, как Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и т. д. Были расширены права СНК». Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б), и СНК СССР приняли совместное постановление о создании Государственного Комитета Обороны, в руках которого сосредоточилась вся полнота власти. Все граждане, партийные и советские, военные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Состав ГКО был узким, вначале в него входило 5 человек, затем он был расширен до 9. Возглавил ГКО Сталин. ГКО занимался всеми проблемами, связанными с решением основной задачи - разгромом гитлеровской Германии. Кроме того, ГКО решал и локальные задачи повышенной важности - руководил обороной Москвы и Ленинграда. Он не имел своего аппарата и действовал, используя аппараты СНК, наркоматов, ЦК ВКП(б). Существовал институт уполномоченных ГКО, в прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны - всего их было создано свыше 60. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба.На эту комиссию был возложен сбор документальных данных о злодеяниях, их проверка, подготовка материалов об ущербе, причиненном советским гражданам в период оккупации. Подобные комиссии были созданы в республиках, краях, областях и городах, подвергшихся оккупации.В целях обеспечения своевременного и быстрого решения оперативных вопросов в условиях военного времени 1 июля 1941 г. было принято постановление "О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени", в котором наркоматам давалось право распределять и перераспределять материальные ресурсы, разрешать пуск в эксплуатацию строящиеся предприятия и их отдельные части, производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ.В годы войны происходит расширение прав союзных республик. 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял закон "О создании войсковых формирований союзных республик". В результате этого постановления Верховные Советы союзных республик учредили наркоматы обороны, назначили наркомов и внесли в связи с этим изменения в свои конституции.Так же 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял закон "О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел". В связи с этим законом федеративные республики СССР могли вступать в непосредственные связи с иностранными государствами и заключать с ними соглашения.В сентябре 1941 г. был создан Народный Комиссариат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Народный комиссариат минометного вооружения. Также в начале войны было создано Советское информбюро. Для обеспечения бесперебойной работы предприятий в военном режиме вводились чрезвычайные меры регулирования военных объектов, борьбы с эпидемиями вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений.
55. Изменения в советском законодательстве в годы Великой Отечественной войны (уголовное и процессуальное право).Произошли изменения в области уголовного права. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. установил уголовную ответственность за распространение ложных слухов в виде тюремного заключения от 3 до 5 лет.За разглашение государственной тайны или утрату документов по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 года должностные лица лишались свободы до 10 лет. Был издан ряд нормативных актов по усилению наказания за хищения социалистической собственности.Уголовная ответственность вводилась за утрату знамени воинской части. Данная часть расформировывалась, а виновные подвергались суду военного трибунала.По указу Президиума Верховного Совета СССР вводились новые виды наказаний в советское уголовное право - смертную казнь через повешение и ссылку на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступников, являвшихся пособниками гитлеровской Германии.Широко применялась в это время отсрочка исполнений приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания и с них снималась судимость. В годы войны большую роль в борьбе с преступностью продолжали играть народные суды. Война оказала свое влияние на состояние и динамику преступности. Впервые же месяцы военных действий сократилось число поступавших в народные суды дел о хулиганстве, кражах и некоторых других преступлениях. Вместе с тем появились и некоторые другие виды преступлений, не предусмотренные УК РСФСР 1926 г.: нарушение светомаскировки, продажа эвакуированного скота, кража из квартир эвакуированных и другие. В местностях, не объявленных находящимися на военном положении, в народные суды поступали главным образом дела о спекуляции, хищении социалистической собственности, растратах, самовольном уходе с предприятия, уклонении от мобилизации в армию или на трудовые работы. Но вместе с тем необходимо отметить, что в условиях военного времени основная масса уголовных дел проходила через военные трибуналы.