Ii.эколого правовой механизм регулирования

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Тема 3. Структура органов управления природопользованием

И охраны окружающей природной среды.

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

На современном этапе перехода от директивно-плановой к рыночной экономике в рационализации природопользования и охраны окружающей среды особо важной значение имеет совершенствование правовой базы управления природопользованием и создание надежно действующих органов управления.

Правовой механизм регулирования природопользованием и охраны окружающей природной среды существует в двух аспектах – статическом и динамическом. Динамика правового механизма обусловлена деятельностью органов управления и контроля.

В 70-80 годы, когда природопользование и охрана окружающей природной среды осуществлялась преимущественно путем организации рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множественной системой органов. Отдельные природные объекты (вода, воздух) находились в ведении не одного, а нескольких ведомств одновременно. Кроме того, в рамках одного министерства или ведомства совмещались функции государственного контроля с функциями эксплуатации подконтрольного природного объекта. Эти и ряд других недостатков порождали преступное отношение к природе, ее богатствам и ее загрязнению.

В период перестройки произошли существенные изменения в регулировании природопользования и охраны окружающей природной среды. В 1988 году в СССР, России и других республиках, были созданы Государственные комитеты охраны природы. Они должны были стать координаторами всей природоохранительной деятельности и едиными центрами комплексного управления природопользованием. Распад СССР и дальнейшая реорганизация органов управления приостановили этот процесс, однако, в настоящее время он приобрел дальнейший импульс в рамках реформирования властных структур.

Заложенная в Законах РФ «Об охране окружающей среды» (2002), «О недрах» (1995), «Водный кодекс» (1995), «О животном мире» (1995), «Лесной кодекс» (1997), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Земельный кодекс» (2001) и других, структура органов управления исходит из сложившейся практики подразделения органов на две категории – общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся: Президент, Федеральное собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы субъектов Федерации, муниципальные органы. Наряду с вопросами регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их компетенции.

Разграничение полномочий Федерации и субъектов Федерации, местных органов осуществлено как в природноресурсном, так и в природоохранительном законодательстве. Например, компетенция названных органов определена в Законе РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 5—10), где правовое регулирование осуществляется по двум направлениям:

· разграничение пол­номочий Федерации и субъектов Федерации, местных органов;

· разграничение полномочий представительных и исполнитель­ных органов власти.

По Конституции РФ, природопользование, охрана окружаю­щей среды, обеспечение экологической безопасности составля­ют совместную компетенцию Федерации и субъектов Федера­ции. Вопросы, входящие в компетенцию названных органов, можно подразделить на семь комплексных групп.

1-я группа. Определение основных направлений экологической политики. Утверждение экологических программ. Установление правовых и экономических основ ре­гулирования природопользования, охраны окружающей сре­ды и обеспечения экологической безопасности;

2-я группа. Планирование, финансирование, материально-тех­ническое обеспечение экологических программ. Ко­ординация деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

3-я группа. Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состо­яния окружающей среды, ведение кадастров приро­дных ресурсов; осуществление мониторинга окру­жающей среды;

4-я группа. Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение. Выдача разрешений на природопользование, вы­брос, сброс, захоронение вредных веществ. Форми­рование и расходование экологических фондов;

5 -я группа. Государственный экологический контроль. Государ­ственная экологическая экспертиза. Решение об ограничении, приостановлении, прекращении дея­тельности экологически вредных производств и ус­луг. Привлечение к административной ответствен­ности за правонарушения. Предъявление исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причи­ненного экологическим правонарушением;

6-я группа. Организация заповедного дела. Охрана памятников природы. Ведение Красной книги. Экологическое образование и воспитание;

7-я группа. Международное сотрудничество.

Названные полномочия присущи всем управленческим структурам. Линия разграничения идет по двум признакам — пространственному и ресурсовому. С точки зрения пространства, представительные и исполнительные органы Федерации осу­ществляют указанные полномочия в масштабе всей территории России, органы субъектов Федерации реализуют названные полномочия в границах представляемых ими республик или административно-территориальных образований. Так, утверждение основных направлений экологической политики, экологических программ различного уровня, учет, оценка, монито­ринг, контроль, охрана заповедных объектов, экологическое образование и воспитание и т.д. являются предметом деятель­ности государственных органов всех уровней.

Однако в рамках одного и того же территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения - представляющие исключительную федеральную собственность, республиканского, краевого, областного, муниципального ведения - что сказывается на объеме предоставляемых полномочий. Нап­ример, выдача разрешений на природопользование практически принадлежит всем органам управленческого уровня. Однако каждый раз оно распространяется только на те природные ресурсы, которые находятся в ведении Федерации или субъек­тов Федерации, местных органов. Согласно данному порядку, разрешение на использование земель, недр, вод, лесов, составляющих федеральные ресурсы, выдается исполнительными органами Федерации. Подобное же правомочие принадлежит республиканским органам, краевым, областным в отношении природных ресурсов, находящихся в их ведении. Этим правом обладают и местные исполнительные органы применительно к ресурсам, составляющим муниципальную собственность — вы­дача разрешений на разработку общераспространенных полез­ных ископаемых, на отдельные виды лесопользований, водопользования на водоемах местного значения. Более конкретные данные содержатся в отраслевых законодательных актах.

Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов, как и в других областях общественной жизни, в области природопользования и охраны окружающей природной среды построено на консти­туционном принципе разделения властей. В рамках своей ком­петенции представительные органы, как правило, решают об­щие, принципиальные вопросы, не требующие исполнительно-распорядительных действий. Однако Закон «Об охране окружающей среды» не разграничивает этих полномочий, а приводит полный их перечень в ст. 5.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

· обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

· разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

· разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

· объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

· координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

· установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

· установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации (федеральный государственный экологический контроль);

· установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

· обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

· установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;

· подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

· установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

· установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

· организация и проведение государственной экологической экспертизы;

· взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

· установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

· предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

· организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

· обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

· образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

· ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;

· ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

· экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

· экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

· установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

· осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

· осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.

На аналогичных принципах строятся полномочия органов государственной власти субъектов федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере природопользования и охраны окружающей среды определяются в соответствии с федеральными законами. Так, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995) устанав­ливает полномочия местных органов в этой области по следующим направлениям:

· разработка порядка охраны и использования природных ресурсов,

· запре­т на проведение на подведомственной территории мероприя­тий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические последствия,

· вынесение решений о приостановлении строительст­ва или эксплуатации объекта в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной территории,

· объявление природных объектов местного значения, представляющих экологическую, историческую, научную ценность, памятниками природы и определение режима их охраны.

Некоторые полномочия в данной области принадлежат сельским и поселковым представительным органам, например:

· установление на подведомственной территории условий размещения предприятий, не находящихся в муниципальной собственности;

· вынесение решений о приостановлении строительства или эксплуатации объектов с нарушением экологических, санитарных, строительных норм;

· запрещение мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические последствия.

Причем, последние меры осуществляются на основании заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора и органов охраны окружающей природной среды.

Представительные органы всех рангов вправе рассмотреть и любые вопросы, относящиеся к компетенции исполнительных органов, если на этот счет есть требования населения, общественных организаций, депутатов. В то же время они могут делегировать свои полномочия в области охраны окружающей среды исполнительным органам для решения вопроса по су­ществу. Например, о приостановлении деятельности предприятий ввиду нарушения ими экологических и санитарных норм или о запрещении экологически вредных мероприятий. По общему правилу, представительные органы могут приостановить решение администрации, если оно противоречит экологическим требованиям охраны окружающей среды. В то же время администрация вправе обратиться в суд и обжаловать принятое решение.

К государственным органам специальной компетенции относятся те органы государства, которые в соответствии с Законом «О Правительстве Российской Федерации» и положениями о них, утвержденными Правительством, специально уполномочены выполнять определенные функции. По объему и характеру своей специальной компетенции они подразделяются на три вида:

· комплексные – выполняют все задачи, или блок задач по природопользованию и охране природной среды;

· отраслевые – сосредотачивают внимание на охране и использовании отдельных природных объектов;

· функциональные – выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 мая 2000 года № 867 перечень органов управления природопользованием и охраны окружающей среды претерпел существенные изменения. В частности упразднены Роскомзем, Рослесхоз, Госкомэкология, а их функции переданы частично в Минприроды, частично в другие органы. Структура Федеральных органов исполнительной власти по Указу № 867, включает в себя 58 ведомств, в том числе - 24 Федеральных министерства, 6 Государственных комитетов, 2 Федеральные комиссии, 13 Федеральных служб, 7 Российских федеральных агентств, 2 Федеральных надзора России и 4 иных органов федеральной исполнительной власти.

В числе комплексных специально уполномоченных органов управления важное место занимает Министерство природных ресурсов Российской федерации (Минприроды). Положением «О министерстве природных ресурсов Российской Федерации» определены его компетенция, полномочия, задачи и функции, права и обязанности.

Минприроды РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации является:

· федеральным органом управления государственным фондом недр и лесным хозяйством;

· специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда;

· специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, охраны окружающей природной среды, государственной экологической экспертизы, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, охраны атмосферного воздуха, а также, в пределах своей компетенции - в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных) и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;

· федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.

Минприроды РФ осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. В его ведении находятся предприятия, особо охраняемые природные территории, специализированные инспекции, научно-исследовательские учреждения и иные организации. Свою деятельность Минприроды РФ осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами.

Основными задачами Минприроды РФ являются:

· разработка и проведение государственной политики, осуществление государственного управления в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (недр, водных объектов, лесов, объектов животного и растительного мира), ведения лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;

· разработка и реализация мер, направленных на удовлетворение потребностей экономики Российской Федерации в минерально-сырьевых, водных, лесных и иных природных ресурсах, на обеспечение охраны, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, сохранения средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов, биологического разнообразия, природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение;

· координация деятельности других федеральных органов исполнительной власти по вопросам изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, ведения лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, организации охраны и использования особо охраняемых природных территорий, обращения с отходами (за исключением радиоактивных);

· комплексная оценка и прогнозирование состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения соответствующей информацией;

· организация и координация выполнения обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях и участия в международных договорах, по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, содействие привлечению инвестиций для освоения и рационального использования природных ресурсов, ведения лесного и водного хозяйства, охраны окружающей природной среды.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с возложенными задачами в области реализации государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляет следующие функции:

· разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации основные направления изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, охраны окружающей природной среды, развития системы особо охраняемых природных территорий и сохранения биологического разнообразия;

· разрабатывает и организует выполнение федеральных целевых программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы, рационального использования, восстановления и охраны водных объектов, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, охраны окружающей природной среды, а также участвует совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке и реализации федеральных и территориальных целевых программ, включающих в себя вопросы природопользования, охраны окружающей природной среды, водообеспечения населения и объектов экономики;

· разрабатывает и утверждает приоритетные направления научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ (включая организацию их проведения), создания новой техники и прогрессивных технологий в установленных сферах ведения;

· выполняет в пределах своей компетенции функции государственного заказчика и обеспечивает проведение работ для государственных нужд;

· в установленном порядке разрабатывает проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов и направляет их на рассмотрение в Правительство Российской Федерации, издает по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, нормативные правовые акты (с последующей государственной регистрацией их в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях), а также методические и инструктивно - технические документы;

· организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование видов деятельности, связанных с недро-, водо- и лесопользованием, пользованием объектами животного мира, охраной окружающей природной среды, а также контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

· обеспечивает организацию и проведение государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию водохозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов и их водоохранных зон, экспертизы проектно-сметной документации на ведение работ по геологическому изучению недр;

· обеспечивает ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного учета и государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, государственного водного кадастра с участием федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, государственного кадастра отходов и государственного реестра объектов их размещения, государственного лесного кадастра, государственного кадастра особо охраняемых природных территорий и определяет перечень их показателей, а также координирует в пределах своей компетенции деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам ведения государственных кадастров в области природопользования и охраны окружающей природной среды;

· разрабатывает и осуществляет с участием других федеральных органов исполнительной власти меры по совершенствованию механизма экономического регулирования рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, определяет методики экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов;

· осуществляет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти прогнозирование влияния использования одного вида природных ресурсов на состояние других видов природных ресурсов и определяет экономически обоснованные условия рационального и комплексного использования природных ресурсов;

· осуществляет в установленном порядке координацию деятельности по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов, осуществляет государственный мониторинг состояния недр, водных объектов, лесов, животного и растительного мира, устанавливает порядок его ведения, а также, участвует в ведении другими федеральными органами исполнительной власти государственного мониторинга состояния иных видов природных ресурсов;

· организует и осуществляет государственный экологический контроль, государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, за использованием и охраной водных объектов, за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда, лесов и древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, за воспроизводством лесов, охраной атмосферного воздуха, а также в пределах своей компетенции - за охраной объектов животного мира и среды их обитания, использованием и охраной земель, контроль за соблюдением природоохранных требований при обращении с отходами (за исключением радиоактивных);

· обеспечивает в пределах своей компетенции охрану морской среды, ее природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия, соблюдение норм экологической безопасности во внутренних морских водах и территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

· организует и обеспечивает государственное геологическое изучение недр, участвует в подготовке предложений по использованию и охране недр и минерально-сырьевых ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации, Антарктиды и дна Мирового океана;

· формирует систему особо охраняемых природных территорий, осуществляет государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Министерства, ведет Красную книгу Российской Федерации;

· осуществляет совместно с другими специально уполномоченными государственными органами охрану объектов животного мира и среды их обитания, определяет порядок регулирования численности объектов животного мира на подведомственных особо охраняемых природных территориях;

· формирует фонд государственных информационных ресурсов, включающий данные о состоянии природных ресурсов и окружающей природной среды, об их использовании и охране, регулирует в установленном порядке использование этой информации, участвует в создании информационных систем по видам природных ресурсов, организует подготовку государственных докладов о состоянии окружающей природной среды и об использовании природных ресурсов в Российской Федерации;

· обеспечивает в установленном порядке проведение работ по стандартизации, сертификации, метрологическому контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, участвует в разработке форм государственной статистической отчетности в этой сфере;

· осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей природной среды, заключает в установленном порядке международные договоры и выполняет международные обязательства Российской Федерации;

Аналогичные функции Минприроды РФ осуществляет в области управления государственным фондом недр, в области управления использованием и охраной водного фонда, в области управления использованием, охраной, защитой лесного фонда, воспроизводством лесов и ведением лесного хозяйства, в области охраны окружающей природной среды.

Минприроды РФ пределах своей компетенции имеет право:

· запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию по вопросам, отнесенным к ведению Министерства;

· прекращать, приостанавливать или ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке право пользования участками недр, водными объектами, участками лесного фонда, а также хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей природной среды, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы;

· направлять представления об аннулировании лицензий (разрешений), выданных другими органами исполнительной власти, в случае нарушения указанных требований, норм и правил;

· запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм, правил и заключений государственной экологической экспертизы;

· запрещать в случае необходимости на период высокой пожарной опасности в лесах посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда;

· осуществлять государственный контроль по вопросам, отнесенным к ведению Министерства. В этих целях должностные лица Министерства имеют право беспрепятственно посещать организации и объекты (в том числе в установленном порядке режимные) независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;

· давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства Российской Федерации, режима пользования недрами, водными объектами, порядка пользования участками лесного фонда и лесами, не входящими в лесной фонд, а также экологических норм и правил;

· осуществлять во взаимодействии с уполномоченными государственными органами проверку российских и иностранных судов и других плавучих средств с целью обеспечения соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Должностные лица Министерства имеют право останавливать и осматривать указанные суда и средства и в случае выявления нарушений задерживать их до решения вопроса о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде;

· запрещать ввоз на территорию Российской Федерации, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изделий, отходов, сырьевых ресурсов), осуществляемые с нарушением природоохранных и экологических норм и правил;

· рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;

· направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о недрах, о животном мире, об охране окружающей природной среды, водного и лесного законодательства в органы внутренних дел, прокуратуру, суд, предъявлять в установленном законом порядке в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного недрам, водным объектам, лесному фонду, окружающей природной среде, а также о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах.

Решения Минприроды РФ и его территориальных органов, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для органов исполнительной власти, организаций и граждан. В Министерстве создаются научно-технический, экспертные и другие советы, временные рабочие комиссии и группы. Оно издает в пределах своей компетенции в установленном порядке приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции и положения (в случае необходимости совместно с другими федеральными органами исполнительной власти), дает указания и организует контроль за их исполнением.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минприроды РФ и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственное управление.

К группе комплексных органов управления природопользованием и охраны окружающей природной среды в настоящее время можно также отнести:

· МЧС России – его специфические функции связаны с принятием чрезвычайных мер по предупреждению, предотвращению и ликвидации экологических катастроф, вызванных стихийными природными катаклизмами или антропогенными факторами;

· Росгидромет – головная организация по мониторингу окружающей природной среды, природных объектов и ресурсов, основными функциями которой являются наблюдение, оценка состояния и прогноз их изменения в процессе естественного развития или хозяйственного использования;

· Минздрав РФ – через органы санэпиднадзора выполняет ряд эколого-санитарных функций, вытекающих из санитарной охраны природы, координирует деятельность министерств и ведомств, разрабатывает и утверждает санитарные нормативы и правила вредных веществ и ведет надзор за их соблюдением;

Отраслевые специально уполномоченные органы осуществляют деятельность, по регулированию рационального использования и охраны конкретного природного ресурса, входящую в их компетенцию. К ним можно отнести:

· Минсельхоз РФ – специально уполномоченный орган в области охраны, контроля и регулирования животного мира, отнесенного к объектам охоты, а также среды его обитания, исследования, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, мелиорации земель,

· Госкомрыболовства – осуществляет разработку и проведение мероприятий по регулированию использования, охране и воспроизводству рыбных запасов, регулированию рыболовства, государственный контроль за соблюдением нормативов и правил использования рыбных ресурсов.

· Федеральная служба земельного кадастра – осуществляет ведение земельного кадастра, учет земель, государственный контроль за охраной и использованием земель, руководство землеустроительной службой, регулирование предоставления и изъятия земель.

Функциональные органы управления природопользованием и охраной окружающей природной среды осуществляют специфические, присущие только им функции по природопользованию. К ним относятся:

· Госатомнадзор РФ – осуществляет контроль и надзор за производством, транспортировкой, хранением, применением в народном хозяйстве атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на из основе с целью безопасности населения и охраны окружающей среды.

· Госгортехнадзор – комплексная организация, в структуре которой объединены несколько направлений деятельности, в частности - осуществляет горный надзор для обеспечения всеми пользователями недр правил недропользования; энергонадзор за использованием и охраной энергокоммуникаций; котлонадзор за эксплуатацией установок, находящихся под давлением; морской и речной регистры за эксплуатацией морских и речных судов и др.

· Государственный таможенный комитет (ГТК) – в своей деятельности руководствуется Таможенным кодексом РФ. Обеспечивает законность ввоза и вывоза природных ресурсов, составляющих национальное богатство России, Осуществляет специфические карантинные мероприятия.

· МВД – выполняет ряд специфических ф<

Наши рекомендации