Тема 4. «Процессуально-правовой механизм»

1.Понятие процессуально-правового механизма и его элементы.

2.Процессуально-правовые нормы и их особенности.

3.Юридические факты, опосредующие процессуальные правоотношения.

4.Процессуальные правоотношения и их особенности.

Тема 5. «Актуальные проблемы развития процессуального законодательства в России»

1.Построение современной судебной системы в России.

2.Статус судей.

3.Современное процессуальное (гражданское, арбитражное, административное) законодательство.

4.Влияние материального права на развитие современного (гражданское, арбитражное, административное) процессуального права.

5.Актуальные проблемы реформы современного процессуального (гражданское, арбитражное, административное) законодательства в России.

Тема 6. «Примирительные процедуры в материальном и процессуальном праве: проблемы правового регулирования»

(форма проведения занятия – решение практических задач, работа в малых группах)

Стратегическая цель проведения практического занятия в активной форме - развитие общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности бакалавров права.

Тактическая цель – усвоение примирительных процедур, их видов. Сопоставление, выявление плюсов и минусов процедуры.

1.Мировое соглашение в гражданском, арбитражном и административном процессе: проблемы правового регулирования.

2. Особенности реализации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).

3.Характеристика других альтернативных процедур урегулирования споров применяемых в международном и российском праве: переговоры с участием посредника (facilitatednegotiation или facilitation);

4. Арбитраж (третейский суд);

5. Посредничество (mediation);

6.Доарбитражное производство;

7. Независимое заключение эксперта (expertdetermination);

8. Переговоры с помощью компьютерных программ и т.п.

Технология проведения

Преподаватель разделяет учащихся на 3 или 4 группы, раздает каждой группе задачу . Для решение отводится 30 минут. Далее, в форме устного ответа, один представитель от «малой группы» устно представляет решения задачи. Преподаватель заслушав студента, комментирует на правильность аргументации, обоснования решения, возможны дискуссии.

Требование к решению:

Содержание задачи требует при ответе не только правильное определение статей ГПК РФ, на основе применения которых должна быть решена задача (условия задачи сформулированы таким образом, что не позволяют решить ее исключительно на основе выбора статьи ГПК), но и демонстрации знания теоретических положений (понятий, принципов гражданского процессуального права, признаков и свойств описываемых категорий и т.п.), которые необходимы для истолкования и применения норм права при решении задачи. Ответ должен содержать описание проблемы и спорных вопросов, вытекающих из условий задачи, ответ на которые позволит решить задачу. Условия задачи могут допускать несколько вариантов их решения, что требует при ответе обоснования избранного варианта или аргументов в пользу невозможности выбора только одного варианта решения. Главным критерием оценивания является аргументированность ответа. Если в условиях задачи предложены точки зрения участников процесса на возникший вопрос (мнение истца, ответчика, прокурора и др.), ответ обязательно должен включать анализ мнений участников процесса.

Перечень задач:

№1

В ходе судебного разбирательства по иску о разделе жилого дома ответчиком было за- явлен отвод эксперту Г. Казакову, которому суд поручил провести инженерно-строительную экспертизу о возможности перепланировки строения для создания двух изолированных помещений с отдельными входами. Ходатайство было обосновано необъективностью эксперта, поскольку, во-первых, его кандидатура была названа истцом, а во-вторых, расходы эксперту оплачивает также истец. Кроме того, ответчик выразил сомнение в квалификации Казакова, работающего архитектором в тресте промышленного строительства. Адвокат истца заявил отвод судье, который год назад участвовал в качестве секретаря в рассмотрении иска о взыскании алиментов с ответчика. Подлежат ли удовлетворению заявленные отводы? Составьте ходатайство об отводе эксперта Казакова.

№2

При установлении порядка исследования доказательств по делу о возмещении вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего службу по контракту, были заслушаны представители сторон. Адвокат истца предложил сначала заслушать заключение эксперта, затем допросить свидетелей, а после этого исследовать письменные и вещественные доказательства. Адвокат ответчика предложил сначала исследовать доказательства, представленные истцом либо истребованные судом по ходатайству истца, а затем доказательства ответчика. 102 После совещания на месте суд определил исследовать доказательства в логической последовательности - сначала исследовать контракт о найме на военную службу, затем заслушать заключение эксперта, исследовать письменные доказательства и допросить свидетелей. Какая точка зрения Вам представляется более правильной?

№3

Паршин, против которого было вынесено заочное решение по иску Киселева о взыскании долга, через пять дней после получения копии этого решения, обратился в суд первой инстанции с заявлением пересмотре заочного решения, направив одновременно в вышестоящий суд кассационную жалобу на это решение. Проанализируйте сложившуюся ситуацию.

№4

Дубов А. Н. обратился в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с исковым заявлением к Избирательной комиссии Челябинской области о нарушении федерального за- кона о выборах, в котором просил взыскать с ответчика в его пользу и пользу его дочери компенсацию морального вреда в связи с тем, что его дочь не была указана в списках избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Судья постановила определение об оставлении искового заявления без движения, указав на отсутствие в тексте искового заявления указаний на нарушение или угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов истца и доказательств уплаты государственной пошлины. Правомерны ли действия судьи?

Форма представления студентами конечного результата – устный ответ ( решение задачи)

Экзамен

№ п/п Элемент оценочных средств
1. Развитие процессуального права в римском праве.
2. Развитие процессуального права в странах романо-германской (континентальной) правовой семьи.
3. Развитие процессуального права в странах англосаксонской правовой семьи (общего права).
4. Развитие процессуального права в странах религиозно-традиционной правовой семьи.
5. Развитие процессуального права в странах социалистической правовой семьи.
6. Развитие процессуального законодательства в дореволюционном праве России.
7. Первые кодифицированные процессуальные акты в России.
8. Развитие процессуального законодательства в советский период развития государства.
9. Понятие процессуальных отраслей в теории права.
10. Особенности предмета и метода регулирования процессуальных отраслей права.
11. Цели и задачи процессуального права
12. Структура гражданского, арбитражного административного процессуального права и структура законодательства.
13. Функции процессуального права.
14. Понятие системы права.
15. Общая часть процессуального права: понятие и составные элементы.
16. Особенная часть процессуального права.
17. Понятие процессуально-правового механизма и его элементы.
18. Процессуально-правовые нормы и их особенности.
19. Юридические факты, опосредующие процессуальные правоотношения.
20. Процессуальные правоотношения и их особенности.
21. Современные судебные органы в зарубежных странах.
22. Особенности структуры кодифицированных процессуальных актов в современных зарубежных странах.
23. Цели и задачи процессуального законодательства в зарубежных странах.
24. Стадии процесса и виды производств в процессуальном законодательстве зарубежных стран
25. Основные направления развития процессуального законодательства в зарубежных странах
26. Построение современной судебной системы в России.
27. Современное процессуальное (гражданское, арбитражное, административное) законодательство.
28. Влияние материального права на развитие современного (гражданское, арбитражное, административное) процессуального права.
29. Актуальные проблемы реформы современного процессуального (гражданское, арбитражное, административное) законодательства в России.
30. Мировое соглашение в гражданском, арбитражном и административном процессе: проблемы правового регулирования.
31. Особенности реализации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации).
32. Характеристика других альтернативных процедур урегулирования споров, применяемых в международном и российском праве: переговоры с участием посредника (facilitatednegotiation или facilitation); арбитраж (третейский суд); посредничество (mediation); доарбитражное производство; независимое заключение эксперта (expertdetermination); переговоры с помощью компьютерных программ и т.п.
33. Понятие, виды, порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.
34. Формы взаимодействия третейских и государственных судов.
35. Нотариат в системе защиты материальных прав.

Наши рекомендации