Каковы особенности концепции «живого права» Е. Эрлиха?
Евгений Эрлих (1862-1922) – австрийский правовед, ректор университета Франца-Иосифа в Черновцах, затем работал в Вене. Автор концепции «живого» или «свободного права». Опубликовал в 1913 г. книгу «Основы социологии права», в которой писал: «Центр тяжести развития права в наше время, как и во все времена, – не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практике, а в самом обществе». Провел опросы населения Буковины, на основании которых сделал вывод, что реально действует только одна треть статей Австрийского гражданского уложения. Он организовал семинары «живого права».
У социологии права, ориентированной на обнаружение «живого права», было несколько ближайших и отдаленных идейных предтеч. По мнению Гурвича, их список можно начать с имени Аристотеля и закончить именами Монтескье и Прудона. Это также представители юриспруденции интереса: «право как защищенный интерес» (Р. Йеринг), «право как порядок отношений» (С.А. Муромцев), а также основоположники психологической юриспруденции: «право как некая психологическая (психологически переживаемая) реальность» (Л. Петражицкий), «как биопсихическая реальность» (Н.С. Тимашев).
Концепция Эрлиха получила название концепции «свободного права», поскольку для нее стал характерным «свободный подход к праву», который, согласно Эрлиху, можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место свобода судейского усмотрения. Исходные начала самого права следует искать не в книгах, а в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества, община и само государство. Поэтому Эрлих использовал в качестве метода изучения права непосредственное наблюдение конкретных правовых явлений, юридически значимого поведения людей и их союзов. Он также использовал документальное исследование, т.е. анализ различного рода договоров (ипотечных, брачных, земельной аренды), завещаний, уставов компаний.
Психологическая теория права Л. И. Петражицкого
В начале XX в. крупным событием в русской и европейской науке стало опубликование книги «Теории права и государства в связи с теорией нравственности». Автор – российско-польский правовед Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Следуя в гносеологическом и методологическом отношении началам позитивной философии, он добился оригинального освещения правовых явлений и самой природы права.
Право было определено как явление индивидуальной психики. Социальный момент в праве не игнорируется, но воспринимается под углом зрения психологически-правовых переживаний постольку, поскольку социальный элемент в этих переживаниях отражается. Петражицкий признает различия между правом и нравственностью, главным же считает различие между чисто императивным характером нравственных импульсов (и соответствующих им норм) и императивно-атрибутивным характером права. «Императивность» в данном случае предстает как индивидуально-личностное сознание долга, обязанности, в то время как «атрибутивность» есть сознание «своего права», выступающее вовне, подобно притязанию. Для нравственности важен императив и момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права основное сосредоточено в моменте атрибутивности, т.е. в непременном исполнении обязанности и связанном с этим удовлетворением. Если в нравственном общении психика участников довольно мирно реагирует на неисполнение обязанностей, то в правовом общении неисполнение их (в том числе правовых требований, подтвержденных судебным решением) вызывает гнев, влечет оправданные требования принудительного исполнения.
Он считал, что роль права в общественной жизни важнее роли нравственности, поскольку пассивная этическая мотивация явно уступает активной этической мотивации (сознанию правомочности). На стороне права имеется не только поощрительно-санкционирующая мотивация в пользу его осуществления, но также стремление «добиваться причитающегося». Последнее осуществляется вне зависимости от усмотрения и воли обязанных, сопровождается требованием, использованием в том числе и насильственных средств. В итоге формируется прочная скоординированная система вызываемого правом социального поведения, прочный и точно определенный порядок. Недаром в сознании юристов имеется прочная ассоциация двух идей – «права» и «порядка», вместо слова «право» часто применяют выражение «правопорядок». Для такой ассоциации существует и «научно-причинное объяснение».
В воздействии на социальное поведение особое значение Петражицкий придает двум специальным функциям права, которые он называет «распределительной» и «организационной». Так, в частности, дистрибутивная (распределительная) функция в области народного (и международного) хозяйства может отличаться от функции распределения частей плодородной почвы, средств и орудий производства, предметов потребления, вообще хозяйственных благ между индивидами и группами.