Рецензирование магистерской диссертации

Магистерская диссертация, как квалификационная работа научно-практического содержания, подлежит обязательному рецензированию (приложение 4).

Рецензентами могут выступать преподаватели МГОТУ, других профильных вузов Российской Федерации и квалифицированных специалисты – представители российского бизнес-сообщества.

Магистерская диссертация предоставляется для прочтения рецензенту не позднее, чем за 10 дней до назначенной даты предзащиты.

Обязанности рецензента:

- внимательное прочтение диссертации;

- подготовка развернутого текста рецензии;

- оценка глубины и полноты диссертационного исследования;

- рекомендации о представлении магистерской диссертации к защите.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ, СТРУКТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Общие положения

Поскольку диссертация является квалификационным трудом, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и прикладному значению полученных результатов, но и по уровню общеметодической подготовки этого научного произведения, что прежде всего находит отражение в его композиции.

Композиция диссертации - это последовательность расположения ее основных частей, к которым относят основной текст (т.е. главы и параграфы), а также части ее справочно-сопроводительного аппарата.

Приступая к написанию маги­стерской диссертации, нельзя сразу писать ее начало—введение. Во введение к диссертации должны отра­жаться все её достоинства, элементы новизны, выно­симые на защиту положе­ния. Все это может окончательно определиться на последнем этапе ра­боты, когда достигнута полная ясность в понимании выбранной темы. Необхо­димо начинать с ос­новной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению.

Основная часть диссертации делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. В магистерской диссерта­ции должно быть три главы. Каждая глава должна состоять не менее чем из двух параграфов. Же­лательно, чтобы главы (и соответственно па­раграфы) были примерно одинаковыми по объему.

Деление работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. План диссерта­ции — это логическая схема изложения, и в этой схеме все должно быть на своем месте. Не следует вводить в план структурные еди­ницы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно. Пункты плана должны структурно полностью рас­крывать тему.

Главы магистерской диссертации — это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не ока­залось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава пред­ставляет собой только один из аспектов темы и назва­ние должно отражать эту подчиненность.

2.2. Структура и содержание магистерской диссертации

Магистерская диссертация должна включать в себя:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основную часть (разделы, подразделы, пункты);

- заключение;

- библиографический список;

- приложения (при необходимости).

Титульный лист

Титульный лист, первый лист диссертации, заполняется по форме, приве­денной в приложении 5. Общие требования к титульному листу определены ГОСТ 7.32-2001.

Оглавление

В оглавлении приводят название разделов, подразделов и пунктов в пол­ном соответствии с их названиями, приве­денными в работе, указывают стра­ницы, на которых эти на­звания размещены.

Название разделов печатают без отступа от левого края листа. Название подразделов и пунктов - с отступом (0,8 см).

Промежутки от последней буквы названия раздела до номера страницы заполняют отточием.

В оглавлении сокра­щение «стр.» не пи­шут и после колонцифр точек не ставят.

«Введение», «Заключение», «Библиографический спи­сок» и «Приложе­ния» также включаются в оглавление, но не нумеруются. Пример оформления оглавления приведен в приложении 6.

Введение

Введение содержит в сжатой форме все фундаментальные поло­жения, обоснованию которых посвящена диссертация. Это ак­туальность вы­бранной темы, степень её разработанности, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, степень разработанности проблемы, избранные методы исследо­вания, его теоретическая, нормативная и эмпирическая основа, научная новизна, положе­ния, выносимые на защиту, их теоретическая и практическая значимость, апробация исследования (если таковая имеется), структура исследования.

Обоснование актуальности выбранной системы - начальный этап любого исследования. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритет­ность среди других тем и событий, злободневность. Актуальность темы определяет потребности общества в получении каких-либо новых знаний в этой области.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к форму­лировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выяснить и т.п.). Желание ис­следователя ответить на вопросы по объему и качеству новых знаний опреде­ляет цель исследования. Определение цели – весьма важный этап в исследова­нии, так как она определяет и задачи самого исследователя: что изучать, что анализировать, какими методами можно получить новые знания.

Далее формулируются объект и предмет ис­следования.

Объект научного исследования - это избранный эле­мент реальности, который обладает очевид­ными границами, относи­тельной автономностью существования и как-то про­являет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает про­блем­ную ситуацию и избирается для изучения.

Предмет научного иссле­дования - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпоч­тениями исследователя в выборе точки мыслен­ного обзора, аспекта, «среза» от­дельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.

После этого необходимо показать методологическую, теоретическую, норма­тивную и эмпирическую основу диссертации, её новизну, сформулировать по­ложения, выносимые на защиту, обосновать теоретическую и практическую значимость исследования.

В заключительной части введения необходимо кратко ска­зать о струк­туре работы.

Основная часть

Требования к конкретному содержанию основной части магистерской диссертации устанавливаются научным руководителем и руководителем маги­стерской программы.

Основная часть должна содержать три главы.

В ней на основе изучения имеющейся отечественной и переведённой на русский язык зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных материалов рекомендуется рассмотреть крат­кую историю, родоначальников теории, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, проанализировать конкретный материал по избранной теме, собранный во время работы над ма­гистерской диссертацией, дать всестороннюю характеристику объекта исследо­вания, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых явлений и процессов. Опи­сание объекта исследования должно быть дано четко. Рекомендуется критиче­ски проанализировать функционирование аналогов объекта исследования, как в российской практике, так и за рубежом. Раздел должен содержать рассмотрение и оценку различных теоретиче­ских концепций, взглядов, методических подходов по решению рассматривае­мой проблемы. Анализируя существующий понятийный аппарат в исследуемой области, автор представляет свою трактовку определенных понятий (авторское опреде­ление) или дает их критическую оценку.

При освещении исследуемой проблемы не допускается пересказывания содержания учебников, учебных пособий, монографий, интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источник.

Автор диссертации должен показать основные тенденции развития тео­рии и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе.

Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо ис­пользование без особой необходимости (например, при цитировании) разговор­ных выражений, подмены терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приемам ху­дожественной речи, злоупотреблять метафорами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость.

Как правило, при выполнении научных исследований повествование ве­дется от первого лица множественного числа («Мы полагаем», «По нашему мнению») или от имени третьего лица («Автор считает необходимым», «По мнению автора»).

В основной части рекомендуется выделить:

- теоретический раздел;

- аналитический раздел;

- научно-прикладной раздел.

Теоретический раздел должен содержать исследование современного уровня проработанности научной проблемы на основе изучения и анализа отечественных и зарубежных библиографических источников и статистических материалов; критический анализ различных точек зрения и формулировку авторской позиции. Результатом этих исследований должно стать обоснование авторского подхода к выбору метода исследования и формулировка рабочей гипотезы.

Аналитический раздел должен включать в себя сравнительный анализ существующих методов и подходов к решению сформулированной проблемы; анализ возможностей применения существующих методов для решения поставленной проблемы с учетом специфики объекта исследования, формирование методики исследования; обоснование подхода, методики, модели.

Научно-прикладной раздел должен содержать практическое изложение авторского решения поставленной проблемы и оценку возможностей практического использования полученных результатов.

Заключение

Заключение как самостоятельный раздел работы должно содержать крат­кий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и опи­сание полученных в ходе него результатов.

В заключении должны быть представлены:

1. Общие выводы по результатам работы;

2. Оценка достоверности полученных результатов и сравнение с анало­гичными результатами отечественных и зарубежных работ;

3. Предложения по использованию результатов работы, возможности вне­дрения разработанных предложений в практике.

Заключение включает в себя обобщения, общие выводы и, самое главное, конкретные предложения и рекомендации. В целом представленные в заключе­нии выводы и результаты исследования должны последовательно отражать ре­шение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования.

Наши рекомендации