Представительный орган муниципального образования: принципы организации и деятельности, компетенция
Представительные органы муниципального образования
Представительный орган муниципального образования: принципы организации и деятельности, компетенция
Представительный орган муниципального образования – это выборный, коллегиальный, состоящий из депутатов орган местного самоуправления, выполняющий нормотворческую, представительскую, финансово-бюджетную, контрольную и избирательную функции в системе муниципальной власти.
Нормотворческая функция представительного органа муниципального образования заключается в принятии нормативных муниципальных правовых актов, то есть общеобязательных решений по вопросам местного значения, устава муниципального образования.
Финансово-бюджетная функция представительного органа муниципального образования состоит из совокупности полномочий по утверждению местного бюджета, принятию отчета об исполнении бюджета; по назначению, проведению публичных слушаний по проекту бюджета, отчету об исполнении бюджета; по установление местных налогов и сборов; созданию счетной (контрольно-счетной) палаты муниципального образования, включая утверждение планов финансово-контрольных мероприятий палаты на год и иной период.
Контрольная функция представительного органа муниципального образования реализуется посредством контроля за деятельность главы муниципального образования, главы местной администрации, структурных ее подразделений, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, утверждение структуры местной администрации.
«Избирательная» функция представительного органа муниципального образования охватывает действия по формированию иных муниципальных органов, назначение должностных лиц, а также участие в их формировании.
Принципами организации и деятельности представительного органа муниципального образования называют:
- обязательность включения представительного органа в структуру органов местного самоуправления. Единственный случаем допускаемого законодателем отсутствия этого элемента в структуре муниципального аппарата, является замена его сходом граждан в поселениях, где численность избирателей менее 100 человек. В настоящее время в Красноярском крае насчитывается девять таких муниципальных образований. Все полномочия представительного органа в них осуществляет сход;
- представительностьсостава депутатского корпуса. Законодатель устанавливает, что представительный орган вправе приступить к работе при наличии избранными в его состав не менее 2/3 депутатов от общего установленного числа представительного органа. При этом правомочным является заседание, если на нем присутствует не менее половины депутатского корпуса. Требование представительности жителей всей территории муниципалитета реализуется также через установление нормы, согласно которой от одного поселения в районный Совет депутатов не может быть избрано более 2/5 депутатов, от общего установленного числа депутатского корпуса. Количество депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования с соблюдением минимального числа, указанного в статье 35 Федерального закона №-131. Установленная в уставе численность депутатов представительного органа муниципального района, не может быть менее 15 человек. Численность депутатов внутригородской территории города федерального значения – менее 10 человек; для сельских и городских поселений в зависимости от численности населения (от 7 до 35 депутатов);
- коллегиальность принятия решений представительным органом муниципального образования. Нормативные акты, устанавливающие общеобязательные правила, принимаются большинством голосов от общего установленного числа депутатов. Ряд нормативных правовых актов, иных решений принимается только квалифицированным большинством голосов депутатов;
- периодичность и регулярность заседаний представительного органа муниципального образования. На первое заседание вновь избранный Совет депутатов должен собраться в течение 30 дней со дня избрания. Заседания представительного органа избранного в правомочном составе проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в течение трех месяцев;
- порядок деятельности представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципальное образование, собственным регламентом представительного органа в соответствии с положениями федерального законодательства, в том числе уставом разграничиваются полномочия его полномочия с компетенцией местной администрации;
- наименование представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с учетом исторических и иных местных традиций;
- периодичности ротации состава депутатского корпуса. Представительный орган подлежит переизбранию по окончании срока полномочий, закрепляемого уставом муниципального образования. Срок полномочий одного состава депутатского корпуса не может быть менее двух и более пяти лет;
- принцип обязательной регистрации в качестве юридического лица и функционирования в виде муниципального учреждения. Целями наделения статусом юридического лица этого органа является обеспечение материально-технической, организационной независимости от местной администрации, в том числе финансирование отдельной строкой из бюджета, обособление имущества, создание гарантий на предъявление исков в суд и проведение самостоятельной кадровой политики;
- принцип ответственности представительного органа муниципального образования. Задача института ответственности представительного органа перед государством состоит в обеспечении действия Конституции, федерального и регионального законодательства на территории муниципального образования. Основания и порядок такой ответственности закрепляются законодателем в статье 73 ФЗ-131, которая предусматривает роспуск Совета депутатов. Основанием применения ответственности является, во-первых, неисполнение решения суда об отмене принятого незаконного нормативного акта. Представительный орган должен принять меры по исполнению решения суда, вступившего в силу (в 3-х месячный или иной установленный судом срок), в том числе отменить акт, его положения, признанные незаконными. Если эти действия не последовали, решение суда устанавливается факт неисполнения предыдущего решения суда. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в течение одного месяца (после вступления в силу решения суда о факте неисполнения решения суда) вносит законопроект о роспуске представительного органа муниципального образования в региональный парламент. Прекращение полномочий представительного органа муниципального образования происходит со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации. Вторым основанием для роспуска представительного органа муниципального образования является установленный судом факта, что избранный в правомочном составе (вновь избранный в правомочном составе) Совет депутатов не проводил правомочного заседания в течение трех месяцев подряд. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда вносит законопроект о роспуске представительного органа муниципального образования в региональный парламент;
- принцип разграничение властных полномочий представительного органа муниципального образования с местной администраций, создание системы «сдержек и противовесов» во взаимоотношениях с местной администрацией, главой муниципального образования. Тип разграничения властных полномочий зависит от установленной уставом структуры органов местного самоуправления. Система сдержек и противовесов на уровне муниципального образования может включать: а) участие главы муниципального образования, главы местной администрации в правотворческой деятельности Совета депутатов (заключение главы администрации на «финансовоемкие» проекты и акты о налогах), промульгация актов Совета депутатов (подписание и опубликование) главой муниципального образования; право «вето» главы муниципального образования, являющегося главой администрации на нормативные акты Совета депутатов; б) утверждение структуры местной администрации; в) согласование персонального состава органов местной администрации (участие в формировании местной администрации и иных органов муниципалитета);
г) введение процедуры согласования актов главы администрации, затрагивающих интересы населения, с Советом депутатов; принятия положения о порядке такого согласования; д) установление Советом депутатов порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности всех органов местного самоуправления; е) отсутствие у представительного органа муниципального образования и главы местной администраций (главы муниципального образования) права на досрочное «перекрестное прекращение» полномочий друг другу; ж) отсутствие полномочий у представительного органа муниципального образования и главы местной администраций (главы муниципального образования) на «перекрестную отмену» правовых актов друг друга;
- принцип создания гарантий деятельности депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе путем введения в их статус иммунитетов и привилегий.