Институты представительства интересов и обеспечения связей между центрами принятия политических решений и гражданским обществом
Во всех странах выбор целей и задач общественного прогресса, выражение и защита интересов различных общностей осуществляет та или иная политическая партия. Без них невозможно представить себе формирование и функционирование представительной демократии. Политические партии являются существенной, а иногда и решающей составной частью политической системы общества.
В политической науке под партией(партия от лат. часть или группа)понимается организованное объединение части населения на основе определенной политической программы для участия в организации власти и руководстве государственными делами.
В политологии существует ряд точек зрения в отношении понимания сущности политических партий. Но в основном их выделяют три:
1) партия как группа людей, объединенных общей идеологией;
2) партия как организация, базирующаяся на дисциплине и субординации;
3) партия как представитель классовых интересов.
Первые два подхода берут начало в концепциях французских мыслителей Б. Констана и М. Дюверже, третий – присущ марксизму.
Необходимо заметить, что исторически впервые политические объединения, которые условно можно назвать прообразами современных партий, возникли еще в Древней Греции. Это были организации господствующего класса - рабовладельцев. Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине ХIХ века. Непосредственное влияние на их рождения оказали введение всеобщего избирательного права, появления парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления государственной власти, развитие социальной структуры буржуазного общества, четкое выделение в ней раб класса и буржуазии, обострение классовой борьбы между ними, распространение либеральных идей.
В генезисе партий немецкий политолог М. Вебер выделял три этапа: аристократическая группировка - политический клуб – массовая партия.
В действительности же все эти стадии прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консервативная (тори). Другие формировались на протяжении длительного отрезка времени. Политические партии, аналогичные современным, появились лишь во второй половине XIX века с расширением избирательного права и развитием рабочего класса.
Политические партиивыполняют почти все функции, свойственные политической системе:
- выявление, формирование и обоснование интересов тех социальных сил, представителями которых партии выступают, интеграция и активизация этих субъектов социальной деятельности;
- формирование идеологии и разработка на ее основе политических доктрин и программ деятельности как самой партии, так и государства;
- политическое просвещение общества в целом или его части, формирование общественного мнения в направлении, желательном для партии и отвечающем ее политической линии;
- участие в борьбе за власть, в осуществлении государственной власти, в формировании политической системы общества;
- влияние и непосредственное участие в формировании персонального состава государственных органов, других институтов политического характера, подготовка и выдвижение кадров.
Тип партии - это такая система ее существенных " признаков, в которых выражается социальная природа партии, ее идейная основа, главная социально-ролевая функция, особенности внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Всего насчитывается около полутора десятков типологий партий. Классическим является подход к типологии партий, выделяющий кадровые и массовые партии. Эта типология предложена французским политологом М. Дюверже, которая получила широкое распространение.
Массовые партии - это крупные организации, имеющие сложную внутреннюю структуру и пользующиеся реальным влиянием, как формальным, так и неформальным, в политических системах, где они действуют (Республиканская и Демократическая партии в США).
Кадровые партии состоят из пользующихся известностью лиц; они не имеют массовой опоры, однако могут обладать политическим влиянием, которого достигают посредством союзов с массовыми партиями или благодаря поддержке со стороны определенных групп давления. По своему отношению к социальной действительности партии подразделяются на:
-консервативные; реформистские; революционные.
С точки зрения классового подхода делятся на:
-буржуазные партии, выражающие интересы буржуазии; помещичьи партии, защищающие интересы крупных землевладельцев. Такие партии действуют в странах Латинской Америки; мелкобуржуазные партии, представляющие интересы мелкой городской буржуазии; рабочие партии, отражающие интересы значительной части лиц наемного труда; крестьянские партии, отражающие интересы крестьянства.
Партии могут подразделяться по идейно-теоретическому признаку на:
либеральные; консервативные; социалистические; коммунистические и др.
В зависимости от критериев классификации партии могут быть:
правящие и оппозиционные; централизованные и децентрализованные; автократические и демократические; конфессиональные; национальные и т.д.
Политическая партия отличается от любого общественного формирования:
во-первых, особыми организационными принципами;
во-вторых, идеологией, выраженной в политической программе;
в-третьих, стремлением к реализации своих целей посредством борьбы за власть.
В структуре политической системы общества наряду с государством, политическими партиями важное место занимают две основные формы общественных объединений – общественные организации и движения граждан. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Вместе с тем, хотя общественные организации и движения не ставят перед собой непосредственно политических целей, их деятельность объективно носит политический характер. Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества.
Общественная организация– это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны: наличие устава; специализированного управленческого аппарата; относительная стабильность состава; материальное участие членов организации (членские взносы).
К общественным организациям относятся: профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, ветеранские организации, творческие союзы, разнообразные добровольные общества. С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, ~ международные организации. Затем следует перейти к характеристике общественных движений.
Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства.
Общественные движения отличаются:
- массовостью;
- широкой социальной базой;
- организационной и идейной аморфностью;
- нестабильностью ориентации и состава.
Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям.
По целям н сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение за защиту потребителей, религиозные движения и многие другие.
По отношению к существующему общественному строю подразделяются на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные.
По способам и методам действий - на насильственные и ненасильственные.
Общественные движения могут формироваться на различной социальной основе. Имеют ярко выраженный классовый характер (рабочие, крестьянские, буржуазные движения). Антивоенное, экологическое, национально-освободительное движения носят внеклассовый характер. Общественные движения могут формироваться по половозрастным признак ам - молодежное, детское, женское движение, движение пенсионеров и др. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, писателей и т.п.
Общественные организации и движения выступают как своеобразные группы интересов и группы давления. Что такое группа интересов?
Группа интересов– это добровольная организация, созданная для выражения и представительства интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций. Если группа интереса добивается удовлетворения собственных интересов путем целенаправленного воздействия на институты публичной власти, то она организуется как группа давления.
Понятие «группа давления» раскрывает динамику превращения социально- групповых интересов, возникающих в гражданском обществе в политический фактор.
Во многих странах широко практикуется такая форма давления на законодателей, как лоббизм (от анг. Lobby – кулуары, коридор). Суть ее состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные дельцы и политики - лоббисты - стремятся оказать давление на "законодателей с целью отстоять выгодный определенным "кругам законопроект. Лоббизм наиболее характерен для политической жизни США.
3.3. Политические партии и общественные организации в Республике Беларусь. Типология и сравнительный анализ партийных систем
Подъем общественной активности в республике пришелся на конец 80 — начало 90-х гг. XX в. Политической предпосылкой возникновения новых объединений в Беларуси явились начавшаяся демократизация политической системы общества, рост социально-политической активности масс, их стремление реализовать свою инициативу посредством объединения в политические партии, группы по интересам. Фактически это была ответная реакция граждан на формализм, бюрократизм, социальную демагогию, укоренившиеся в деятельности КПСС, традиционных общественных движений и организаций (профсоюзов, комсомола).
В настоящее время деятельность общественных формирований регламентируется Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (от 26 октября 1994 г.). Законодательство регулирует порядок образования, формы и условия деятельности общественных объединений, вопросы финансирования, участие в выборном механизме и др.
В конце 1990-х гг. в бывшем СССР вступил в силу закон об объединениях, который официально открыл эпоху многопартийности. С 24 марта 1991 года Министерством юстиции Беларуси началась регистрация новых партий. Первой 28 марта 1991 года была зарегистрирована Объединенная демократическая партия (ОДПБ) (Образована в ноябре 1990г.). В Беларуси к началу избирательной кампании 1995 г., по выборам в Верховный Совет в качестве политических партий было зарегистрировано 34. В 1998 году - 41 политическая партия. На 1 января 2012 года в республике де-юре существовало 15 партий. В республике существует норматив, при котором партия может быть зарегистрирована, если насчитывается не менее 1000 членов. Несмотря на то, что программы и цели каждой из 17 зарегистрированных партий имеют свои особенности, можно выделить несколько блоков партий.
В Беларуси зарегистрировано 36 республиканских профсоюзов, 19 союзов общественных объединений, а также 64 фонда, 2255 общественных объединений (235 международных, 722 республиканских и 1298 местных): физкультурно-оздоровительные, благотворительные, культурно-просветительные, молодежные, ветеранские, научно-технические, национальных меньшинств, сторонников охраны природы, памятников истории и культуры, творческие, женские и др.
Среди общественных формирований следует отметить правозащитное движение, представленное Белорусской секцией Международного общества прав человека, Белорусским отделением Хельсинского комитета, Белорусской ассоциацией защиты прав человека и др. Белорусский комитет мира объединяет сторонников этого движения. В 2002 г. состоялась первая учредительная конференция белорусских антиглобалистов.
Среди 156 молодежных объединений выделяются Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусская республиканская пионерская организация, Белорусская ассоциация молодых политиков, Белорусская молодежная политологическая ассоциация, республиканская общественная молодежная организация «Гражданский форум», белорусское молодежное движение «Социальная оборона». Их основными целями являются патриотическое воспитание, проведение идеологической работы, оказание помощи и поддержки президенту страны и правительству. Особенностью функционирования оппозиционных молодежных организаций является их деятельность без регистрации.
Существуют различные союзы, объединяющие граждан по профессиональному признаку: Белорусский союз предпринимателей и нанимателей, Агросоюз, Агро- и экотуризм, Белорусская ассоциация политических наук, Белорусская ассоциация бухгалтеров, Белорусская ассоциация журналистов, Белорусский союз юристов и др.
Широкое развитие получило экологическое движение. В республике насчитывается 70 общественных объединений, которые связаны с экологией, преодолением последствий Чернобыльской катастрофы.
Сформировались и действуют 36 женских общественных объединений: Белорусский союз женщин, Белорусская женская лига, Женское независимое демократическое движение, Белорусская организация трудящихся женщин, Белорусская ассоциация молодых христианских женщин и другие, которые ставят перед собой задачи достижения подлинного равноправия с мужчинами, паритетных возможностей быть представленными во властных структурах, способствуют социальной поддержке женщин, популяризации материнства. Беларусь лидирует на постсоветском пространстве в рейтинге по тендерному равенству.
Возрождается практика создания профсоюзных, молодежных и других общественно-государственных объединений.Такими являются Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь, Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо», Республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское добровольное пожарное объединение» и др.
В конце 1990-х гг. в бывшем СССР вступил в силу закон об объединениях, который официально открыл эпоху многопартийности. С 24 марта 1991 года Министерством юстиции Беларуси началась регистрация новых партий. Первой 28 марта 1991 года была зарегистрирована Объединенная демократическая партия (ОДПБ) (Образована в ноябре 1990г.). В Беларуси к началу избирательной кампании 1995 г., по выборам в Верховный Совет в качестве политических партий было зарегистрировано 34. В 1998 году - 43 политических партий. На 1 октября 1999 года в республике де-юре существовало 17 партий. В республике существует норматив, при котором партия может быть зарегистрирована, если насчитывается не менее 1000 членов. Несмотря на то, что программы и цели каждой из 17 зарегистрированных партий имеют свои особенности, можно выделить несколько блоков партий.
В идеологическом плане белорусские политические партии можно классифицировать следующим образом. Блок партий левой ориентации составляют Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ), Белорусская патриотическая партия (БПП).
Правый фланг представлен блоком партий либерально-консервативной направленности: Объединенной гражданской партии (ОГП), Либерально-демократической партии (ЛДП). В партии национально-демократической ориентации входят Партия Белорусского народного фронта (Партия БНФ), Консервативно-христианская партия Белорусского народного фронта (КХП-БНФ).
Левоцентристский блок представляют социал-демократические партии: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада» (БСДГ), Социал-демократическая партия Гражданского Согласия (СДП ГС), а также Белорусская аграрная партия, Белорусская социально-спортивная партия, Республиканская партия, Республиканская партия труда и справедливости.
Для Беларуси характерно существование партийной оппозиции. Восемь политических партий (ПКБ, ОГП, КХП-БНФ, Партия БНФ, БСДГ, БСДП(Г), БСДП ГС, Белорусская партия «Зеленых») находятся в оппозиции к Президенту страны, Правительству, ЛДП рассматривается как конструктивная оппозиция власти, шесть партий (КПБ, БПП, БАП, БССП, РП, РПТС) поддерживают проводимый в стране политический курс. «Партии власти» в республике нет.
При сравнительно большом количестве общественных институтов они пока не стали одной из заметных составляющих белорусского гражданского общества. Партии Беларуси малочисленны, слабоструктурированные, консолидированные, не подготовлены к проведению крупных политических акций, не имеют политической перспективы, достаточных политических организационных ресурсов, кадрового потенциала, серьезной социальной поддержки, для того чтобы взять власть в свои руки и обеспечить управление страной. В функционировании представительных и исполнительных органов власти политические партии практически никакой роли не играют. Идет процесс формирования организационных и иных предпосылок к возникновению партийной системы.
Партии в процессе своего функционирования вступают в отношения между собой, создавая сложную структуру, именуемую партийной системой.
Партийная система – то объединение взаимосвязанных партий, стремящихся к достижению, удержанию и осуществлению власти. Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов - уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство, конституция и избирательные законы.
В зависимости от характера политического режима выделяют: демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы.
В зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом - мажоритарные, доминирующие и коалиционные.
Однако на современном этапе наибольшее распространение получило деление партийных систем по количественному критерию. Согласно данному подходу все партийные системы делятся на одно-, двух-, и многопартийные.
В однопартийных системах высшая политическая власть осуществляется руководителями партий. Создание новых партий запрещается. Единственная партия монополизирует легитимную политическую деятельность в соответствующих структурах. Любая политическая деятельность вне этой партии является незаконной.
В однопартийных системах практически происходит своеобразное слияние партии и государства. Единственная партия превращается в руководящую силу общества.
Однопартийные системы характерны для тоталитарных и авторитарных режимов. Примером может служить партийная система в бывшем СССР с Коммунистической партией.
Двухпартийные системы предполагают существование двух политических партий, каждая из которых в состоянии завоевать абсолютное большинство мест в парламенте и создать правительство, становясь, таким образом, правящей партией.
Классическим примером двухпартийной системы является Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий. Хотя в стране существуют и другие партии, однако их влияние на общество ограничено.
Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни более двух партий, которые имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В числе разновидностей многопартийных систем выделяют: уклад многопартийной раздробленности, блоковую или поляризованную многопартийность, многопартийную систему с доминирующей партией. Общим критерием для такой классификации многопартийных систем является количество влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство. Примером многопартийности являются партийные системы стран Западной Европы.