Зарубежный опыт подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих
Страны Запада первыми встали на путь научной организации труда государственных служащих.
Во Франции система обучения государственных служащих отличается стройностью и продуманностью, в нее входит ряд специальных учебных заведений. Важнейшее из них - Национальная школа администрации (ЭНЛ). Она готовит государственных служащих высшей категории. Окончание ЭНЛ открывает путь к самым высоким административным должностям. Во главе ЭНЛ стоит административный совет, председателем которого является вице-президент Государственного совета. В него входят представители министерств, государственные служащие высшей квалификации, представители учащихся, персонала и профсоюзов.
В пяти городах (Бастиа, Лилль, Лион, Мец, Нант) работают региональные институты администрации (РИЛ), готовящие кадры для центральной государственной службы. Каждый из них набирает ежегодно по конкурсу 100-120 человек. Отдельные конкурсы организуются для тех, кто получил университетское образование, для служащих администраций со стажем четыре года и для тех, кто имеет общий трудовой стаж не менее пяти лет. Успешно сдавшим все экзамены и прошедшим стажировки предоставляются на выбор должности в административных органах. Невыдержавшие экзамен должны либо начать все сначала (пересдача не допускается), либо, если они уже работают, возвратиться на свое место, не получив желаемого повышения. РИА готовят кадры для всех министерств, но в некоторых из них есть и собственные специализированные школы.
В Германии подготовка чиновников повышенного ранга осуществляется разветвленной сетью так называемых высших профессиональных школ государственного управления. Наряду с соответствующей высшей школой Федерации работают аналогичные школы в федеральных землях. Кроме того, специальные учебные заведения и учебные центры имеют некоторые ведомства, занимающиеся также и повышением квалификации чиновников. Условием приема в высшую профессиональную школу является поступление на государственную службу.
В США за организацию обучения и повышение квалификации служащих отвечает Управление по руководству персоналом, оно разрабатывает методики ежегодных оценок работы служащих и контролирует их проведение департаментами и ведомствами.
Одной из целей ныне действующей администрации является обновление госаппарата. Это, в частности, относится и к Службе высших руководителей (СВР). Свою задачу правительство США видит во внесении корректив в функционирование СВР, которые позволили бы лучше выполнять поставленные перед ней задачи и повысить эффективность работы федеральных органов власти.
Все министерства и ведомства имеют систему оценок выполнения работы для членов СВР с учетом миссии организации и рекомендаций службы управления персоналом. Цели и система показателей оценки выполнения определяются совместно служащим и руководителем и обычно включают: производительность, качество, время выполнения, издержки, результативность. Ежегодно в письменной форме дается оценка работы члена СВР. Одна копия отчета направляется руководителю ведомства, а другая передается в совет по исполнению, созданный для большей объективности и последовательности в этой работе.
В законе о СВР определены по меньшей мере три шкалы оценок: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо.
При оценке «xopoшо» возможно получение премии за выполнение. Более низкие оценки являются основанием для корректировки действий служащего·или увольнения его из СВР. Однако существуют ограничения. Высших руководителей нельзя оценивать в течение 90-120 дней после поступления на новую должность или в течение 120 дней после прихода нового президента. В 1989 г. был принят закон, согласно которому каждые три года все карьерные чиновники обязаны проходить аттестацию с целью повысить результативность деятельности карьерных членов Службы высших руководителей, в том числе посредством поощрения их творческого развития и для оказания помощи тем руководителям, которые испытывают определенные трудности, но обладают потенциалом для достижения хороших результатов.
Руководитель ведомства по результатам оценок делает заключение: aттеcтoвaть, условно аттестовать, не аттестовать. Если член СВР аттестовывается условно, то он остается на своей должности, но ему может быть снижена заработная плата, и он обязан разработать план по устранению недостатков в работе. Через 12 месяцев он снова проходит атгестацию. Если результат отрицательный, то его увольняют.
В последнее время наряду с сокращением численности государственного аппарата много делается для повышения престижа работы в органах исполнительной власти, улучшения имиджа государственной службы.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение и объясните понятие «государственная служба».
2. Укажите и поясните основные цели государственной службы.
3. В чем состоит правовое и организационное обеспечение государственной службы?
4. Раскройте основное содержание Федерального закона от 24.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
5. Дайте определение понятия «государственный орган».
6. Охарактеризуйте принцип демократизма как основной принцип государственной службы.
7. Что применяет государственная служба, как и вся система государственного устройства для поддержания порядка?
8. Какие категории государственных должностей существуют в Российской Федерации?
9. Относятся ли к государственной службе государственные должности: Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи?
10. Кого называют государственными служащими?
11. Что входит в понятие «государственная должность»?
12. Если рассматривать такие параметры государственной службы, как принципы найма, подготовки, отбора, продвижения по службе и другие элементы организации государственной службы, то на какие системы они делятся?
13. Как происходит формирование кадрового состава гражданской службы.
14. Как происходит подготовка, переподготовка и повышение квалификации roсударственных служащих во Франции?
15. Чем отличается подготовка государственных служащих в Германии?
16. В течение какого периода нельзя по закону оценивать работу высших руководителей гoсаппарата в США?
Лекция № 3