Многоугольник целей государственного регулирования
Сложные и зачастую противоречивые взаимоотношения целей социально-экономического развития заставили государственные органы разрабатывать цели не по отдельности, а в увязке друг с другом. Поэтому в современных правительственных и государственных программах задачи государственного регулирования экономики описаны в виде важнейших целевых установок. Наиболее распространен "магический четырехугольник целей":
· Экономический рост
· Высокий уровень занятости
· Стабильность цен
· Внешнеэкономическое равновесие.
Многогранность целевых установок – основная черта экономической системы. Глобальной целью государственного регулирования экономики является достижение экономической социальной стабильности, укрепление существующего строя с адаптацией его к изменяющимся условиям
2. Объекты государственной экономической политики
Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты государственного регулирования экономики - это:
- экономический цикл;
- секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
- условия накопления капитала;
- занятость;
- денежное обращение;
- платежный баланс;
- цены;
- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);
- условия конкуренции;
- социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
- подготовка и переподготовка кадров;
- окружающая среда;
- внешнеэкономические связи.
Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.
Рассмотрим важнейшие из них.
Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.
Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по снижению чрезмерной концентрации производства.
Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.
Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности.
Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.
Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.
Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.
Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл; денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).
- Методы государственной экономической политики
Все методы государственного регулирования можно разделить на следующие группы: административное и экономическое регулирование.
Административные методы проявляются в форме принятия прямых распоряжений, установления правил, организацией контроля и надзора. Например, определение условий и правил приватизации, установление порядка лицензирования, установления порядка регистрации коммерческих организаций, определение правил пользования природными ресурсами.
Это методы контроля за доходами, ценами, лицензированием. Они относятся к административным, потому что основываются не на экономических интересах, а на силе приказах. Сущность экономических методов осуществляется в косвенном воздействии на экономические интересы объектов управления. С помощью таких инструментов как кредиты, тарифы, повышение, понижение и фиксирование цен, повышение/понижение налогов. Эти методы основаны на стимулах, предусматривающих экономическую заинтересованность.
К прямому экономическому регулированию относят:
· Безвозвратное финансирование территорий, предприятий и отраслей в виде субвенций (регионам) и субсидий (организациям), дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов, льготные кредиты.
Эти виды регулирования способствуют защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения. В то же время они могут способствовать конкурентоспособности отдельных отраслей.
К косвенным формам относятся проводимая государственная политика в области кредитных, финансовых, валютных и внешнеэкономических отношений, налоговая политика.
Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение хозяйствования, которые являются производителями или потребителями. Они воздействуют на производство и потребление опосредовано, автоматически, носят безадресный характер.
На стыке административных и прямых методов государственного регулирования находятся такие формы как:
· Прогрммно-целевой подход
· Проектное финансирование
· Кредитование
Реализация целевых программ и проектов, намечают ориентиры развития в какой-либо области и для какой-либо территории. На ряду с применением административно-организационных мер подкрепляются финансовыми ресурсами.
4. Государственная инвестиционная политика: инвестиции и их виды