Деятели российского освободительного движения в казахстане
После поражения восстания 1825 г. в России декабристы были сосланы в Сибирь, в том числе в города Северного Казахстана, в крепости по Иртышу и на Оренбургскую линию. Участник восстания 1825 г. в России декабрист М.Муравьев-Апостол получил разрешение от коменданта Бухтармы лечить местных жителей.
Музей при Неплюевском кадетском корпусе, открытый в 1831 г., в городе Оренбурге демонстрировал историю края и быт населения. В собирании экспонатов музея при Неплюевском кадетском корпусе активное участие принимал хан Жангир.
Писатель Достоевский после 4-х лет каторжных работ был переведен в качестве солдата в город Семипалатинск. Здесь он встретился с Ш. Уалихановым и высоко оценил научные поиски молодого ученого.
В первой половине XIX века распространению идеи русского демократического движения среди представителей казахского народа способствовали петрашевцы.
Одна из особенностей общественной жизни Казахстана второй половины XIX века - приток участников освободительных движений. Во второй половине XIX века на территорию Казахстана были сосланы участники национально-освободительного движения 1863-1864 гг. в Польше. Польский революционер Г. Зелинский написал поэму «Киргиз» («Казах»), книга была переведена на английский, итальянский, немецкий и другие языки. Друг великого Абая С.Гросс был также представителем польского освободительного движения. Автор исследования «Материалы по юридическим обычаям киргизов» С.Гросс, сведения для своего научного труда собирал в Семипалатинской области.
Увеличению притока ссыльных революционеров способствовало принятое в 1881 г. решение правительства о распространении политической ссылки на Степное генерал-губернаторство. В 80-х гг. XIX века на общественную жизнь Казахстана благотворно повлияла ссылка на территорию Акмолинской и Семипалатинской областей народовольцев. В этот период, невзирая на полицейский надзор в городах Казахстана, организовывались народовольческие кружки.
Наибольшая концентрация политических ссыльных в Казахстане конца XIX века наблюдалась в областях Акмолинской и Семипалатинской.
В сборе и систематизации материалов общественно-политической, экономической жизни казахского народа весомой была роль созданных в 80-х гг. XIX века областных статистических комитетов. А.Кунанбайулы был избран членом Семипалатинского областного статистического комитета. В 1900 г. Абай в издании статистического комитета публикует свои «Заметки о происхождении родов Средней киргизской орды»
Во второй половине XIX века политические ссыльные внесли большой вклад в организацию дела просвещения в Казахстане. В этот период в крупных городах Казахстана по инициативе ссыльных революционеров открылись несколько публичных библиотек. На становление периодической печати в Казахстане в конце XIX века большое влияние также оказали политические ссыльные.
В сборе, систематизации материалов и в написании многотомного исследования «Материалы по киргизскому землепользованию» участвовал казахский ученый А.Букейханов.
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА НАЧАЛА XX В.
В начале XX века делу развития книгоиздательских центров в Казахстане оказывали содействие отделы Русского географического общества. Труды выдающихся представителей национально-демократической культуры М.Дулатова, Ш.Кудайбердыева и других впервые были изданы в начале XX века. С развитием книгоиздательского дела в 1909 г. впервые вышли избранные произведения великого мыслителя А.Кунанбаева.
В 1911 г. в городе Оренбурге под названием «Маса» вышел первый сборник произведений А. Байтурсынова. С 1913 по 1917 гг. А. Байтурсынов был редактором газеты «Казах». Под его редакцией газета публиковала статьи о насущных нуждах и задачах казахского народа. Начав издаваться с 1913 г., газета «Казах» с 1917 г. становится официальным печатным органом политической партии «Алаш».
Поэт начала XX в., пропагандист народных сказаний - дастанов и героических преданий о народных батырах Н.Байганин. Автор поэмы «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек» - Ш.Кудайбердыев был среди наиболее талантливых учеников Абая.
Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 г., положил начало открытию в Казахстане смешанных русско-казахских школ, в то же время этот закон создавал ограничения и препятствовал деятельности в Казахстане конфессиональных учебных заведений.
Являясь «рупором» царизма начала XX в., затрагивал проблемы и казахского народа официальный печатный орган областных губернаторов «Областные ведомости». В пропаганде идей просвещения и образования среди населения Казахстана в начале XX в. велика заслуга журнала «Айкап».
В начале XX в., готовило преподавательские кадры одно из самых крупных учебных заведений Туркестанская учительская семинария.
Казахская культура начала XX в. развивалась как часть мирового культурного процесса, имела специфические черты, обусловленные своеобразием кочевой жизни.
КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ XX В.