Совершенствование методов государственного управления

Анализ происходящих сегодня процессов в рамках теории циклического развития позволяет рассматривать их как периодически повторяющиеся волны определенной конъюнктуры и временного периода. Они охватывают собой разные сферы общественной жизни - экономику, политику, социально-культурную динамику и в значительной степени определяют наиболее оптимальную форму управления идущими процессами и порядок их регулирования. Подъемы в одних сферах и отраслях жизнедеятельности общества чередуются со стагнацией в других, формирует новые точки роста и задает своеобразный маятник развития, что необходимо учитывать при выборе адекватных методов управления, способных дать дополнительный импульс развитию в одних и сохранить устойчивость и стабильность в других секторах жизнедеятельности.

Модернизация управленческой деятельности нацелена на консолидацию российского социума, на его выживание и поступательное развитие в условиях «общества риска». По сути, она представляет собой определенный поворот от старой системы к новой модели государственного управления, ориентированной на циклическое развитие с разнонаправленной динамикой идущих процессов, большой степенью их неопределенности, глобальными вызовами и новыми регуляторами социальной деятельности.

Старая система управления уже оказалась не способной ориентироваться и опираться на социальные аспекты жизни общества, что привело к резкой поляризации общества, росту недоверия и нетерпимости друг к другу, к распаду взаимной ответственности граждан за будущее своей страны. Построение реального социального государства, на основе интеграции государства и общества, сотрудничества разных общественных групп в интересах социально-экономического и социально-культурного развития, способного реализовать продекларированные права россиянина на достойную жизнь является, на наш взгляд, главной задачей модернизации системы управления.

Система государственного управления в новой парадигме своего развития должна описываться не только в рамках таких категорий как «социальная эффективность» и «социальная результативность», на что сейчас акцентировано основное внимание, но и в контексте понятий «социальная справедливость», «социальное благополучие», «социальная ответственность. Именно последним качествам социальных отношений в настоящее время явно уделяется недостаточное внимание при реформировании системы государственного управления.

В этой связи развитие социального капитала и человеческого потенциала, предотвращение и разрешение острых социальных конфликтов, преодоление напряженности в межнациональных отношениях приобретают в современных условиях приоритетное значение и рассматриваются в работе как главные целевые ориентиры и критерии социальной эффективности модернизации всей системы государственного управления.

Характер доминирующих общественных настроений относительно эффективности государственного управления, социальной сущности власти, показывает, что наиболее провальным в этом плане является низкий уровень социального доверия к власти, неразвитость реальных механизмов обратной связи и социального контроля деятельности органов государственного управления «снизу», цивилизованных форм гражданского диалога, отсутствие должного уровня сотрудничества с государством в реализации целей экономического и социального развития.

В то же время наряду с негативными процессами, размывающими образ государства и государственного управления в массовом сознании, развиваются новые системообразующие социальные представления о повышении объективной роли государства в регулировании всех аспектов общественной жизни. Анализ состояния российского общества, институциональных и организационных основ социальной деятельности, позволяет сделать вывод о насущной необходимости и возможности осуществления модернизации государственного управления в современной России. В организационном плане первостепенное значение имеет формирование системы взаимодополняющих управленческих приемов и методов, присущих с одной стороны, рыночному, либерально-демократическому типу социальных отношений, с другой, планомерному, директивному, бюрократическому способу управленческого воздействия.

В институциональном плане ключевое значение приобретает проблема соотношения справедливости, равенства и свободы, как главного условия социального развития, являющегося, по сути, центральным звеном всех процессов самоорганизации общества и регулирования социальных взаимодействий.

В плане развития самого российского общества важное место принадлежит достижению высокого уровня самоорганизации и саморегуляции социума на основе зрелой гражданской позиции, выражающейся в развитом чувстве гражданской ответственности, в требовании от власти эффективной деятельности на благо общества. Без достижения данных качеств российское общество не сможет решать свои прямые социальные задачи, связанные с организацией многих важных аспектов экономической, социальной, культурной жизни, освобождая от этого государственные структуры, нацеливая деятельность последних на решение стратегических задач национального развития, где требуется участие государства.

Построение разветвленной системы самодеятельных организаций позволяет укрепить демократические основы управления, полнее раскрыть Творческий потенциал личности, способствует развитию самого сообщества, модернизации всей системы государственного управления.

При недостаточно развитом гражданском обществе и старой системе управления, основанной на «вертикали власти», воспроизводится процесс несбалансированного распределения имеющихся ресурсов управления, их чрезмерная концентрация на одних уровнях и направлениях деятельности и серьезный дефицит на других. Подобный дисбаланс порождает не столько укрепление вертикали власти, сколько провал в целом ряде важных управленческих звеньев, связанных с решением конкретных задач социально-экономического и культурного развития современного российского общества.

Модернизация государственного управления предполагает перераспределение управленческих функций между государством и обществом, властью и бизнесом, центром и регионами. Децентрализация государственного управления и передача части экономических, социальных и других функций, которые сейчас находятся в ведении государства, общественным организациям и некоммерческим ассоциациям и партнерствам позволит значительно оптимизировать всю систему управления, поднять ее эффективность и качество на новый уровень.

Модернизация государственного управления должна быть в большей степени нацелена на укрепление основ демократического, социально ориентированного характера государственного управления, на формирование управленческой культуры правящего класса в сторону современных представлений о приоритете конкретных прав граждан, закрепленных законом, над политической целесообразностью и экономической выгодой.

Современная система управления предполагает, что в зависимости от конкретного цикла развития, в котором находится определенная сфера жизнедеятельности общества, приоритет отдается той или иной модели государственного управления, ориентированной либо на методы централизованного управления, либо на либеральную систему. Для достижения социальных эффектов поступательного и устойчивого развития, активизации социальных механизмов общественной саморегуляции и обеспечения ресурсов дальнейшего роста необходимо гибко сочетать разные управленческие методы и подходы. С одной стороны, имеется насущная необходимость стимулирования и государственной поддержки отраслей, находящихся на спаде, предоставления им наиболее благоприятного режима развития. С другой стороны, требуется активное административное регулирование отраслей, которые находятся на стадии подъема и наивысшего развития, чтобы они выступили локомотивами развития других сфер общественной жизни. Предполагается, что в каждой сфере государственного управления должна быть выстроена система институтов, сочетающая в себе как либерально-рыночные, так и планово-директивные инструменты воздействия, которые в зависимости от текущей ситуации и приоритетов развития будут доминировать на том или ином этапе функционирования социальных систем, являющихся объектом государственного управления.

Тормозом модернизации государственного управления является отсталая правовая основа управленческой деятельности. В настоящее время она крайне громоздка, противоречива, непоследовательна, что не позволяет в должной мере реализовать поставленные цели общественного развития, сократить численность аппарата государственного управления, повысить эффективность и качество его работы. Решение проблемы укрепления законодательной базы государственного управления по пути его модернизации видится, с одной стороны, в создании более гибких правовых механизмов взаимодействия разных субъектов управленческой деятельности, позволяющих лучше учитывать конкретные интересы сторон и условия деятельности, с другой, в установлении более жесткой исполнительской дисциплины и ответственности за конечные результаты управленческих действий. Такая нормативная система управленческой деятельности позволит раскрепостить инициативу и творчество при решении многих социальных и экономических задач государственного управления на разных уровнях исполнительных органов, улучшить взаимодействие власти, бизнеса и общества, сократить лишние звенья управления, нейтрализовать коррупцию и произвол со стороны правоохранительных структур. На основе усиления контроля за деятельностью исполнительной власти со стороны граждан.

Серьезной проблемой на пути модернизации государственного управления становится противоречие между творческим потенциалом личности и его слабой востребованностью со стороны субъектов управления. В этой связи ключевыми вопросами модернизации управленческой деятельности становятся проблемы восприятия инноваций со стороны управленческих кадров, отношения к творческой активности личности, формирования нового стиля мышления, отвечающего новым требованиям социальной организации. Ключевое значение приобретает ориентация управленческих кадров не на мнение вышестоящего руководства, а на четкое выполнение своих функциональных обязанностей, свою гражданскую совесть, на свою ответственность за результаты работы перед гражданами.

Наши рекомендации