Коренные народы. Правовой статус коренных народов

Согласно ст. 1 Конвенции Международной организации труда (МОТ) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (1989), к ним относятся народы в независимых странах, которые являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, чьей частью является данная страна, в период ее завоевания или колонизации либо в период установления существующих государственных границ, и которые независимо от их правового положения сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты. Для отнесения к этой группе населения необходимо наличие и субъективного фактора — указание самих народов на их принадлежность к числу коренных (п. 2 ст. 1 указанной Конвенции). Главной отличительной чертой коренных народов является их неотъемлемая (материальная и духовная) связь с землей предков, и коренной народ без земли — это уже не «коренной» народ.

Коренные народы еще именуются аборигенами, к которым относятся коренные обитатели страны, какой-либо местности в отличие от прибывших позже переселенцев. Термин «аборигены» обычно употребляется в отношении коренных жителей Африки, Америки, Австралии, т. е. тех территорий, которые были открыты европейцами в Новое время. В период колонизации значительная часть аборигенов была уничтожена белыми завоевателями, оставшаяся часть отнесена в специально отведенные районы-резервации.

В СССР (ныне — в Российской Федерации) понятию «коренные народы» придавался и придается особый смысл. Обычно на «коренные» и «не коренные» разграничивают этносы республик и других национально-государственных образований. К коренным относятся народы, реализовавшие право на самоопределение в той или иной форме национальной государственности и давшие свое наименование этим государственным образованиям. Остальное население республик относилось к «не коренному». В последние годы корректность употребления термина «коренные народы» в указанном смысле подвергается сомнению. Деление населения республик в составе Российской Федерации на «коренное» и «не коренное» вольно или невольно несет в себе оттенок сортности, противопоставляет граждан — «носителей государственности» остальным жителям. При таком положении «коренные» оказываются в роли «хозяев», а «не коренным» остается участь пришельцев, иммигрантов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но главное состоит в том, что нередко трудно определить, какой этнос на данной территории является коренным, а какой — не коренным. Как долго должен народ проживать на какой-либо территории, чтобы стать «коренным»? Где та хронологическая грань, которая отделяет коренных от не коренных?

Русские и представители других народов, живущие многие столетия на территориях ныне существующих национальных территориально-государственных образований России, также являются коренными жителями этих республик и других национальных образований. Поэтому деление жителей республик в составе РФ на «коренных» и «не коренных» исторически и научно необоснованно, а в правовом отношении — неконституционно. Такое деление оборачивается дискриминацией «не коренных» жителей, двойственным стандартом в подходе к правам человека, «коренизацией», т. е. занятием руководящих должностей органов государственной власти и управления исключительно людьми коренной национальности. Все это, в свою очередь, может вести лишь к одному — межэтнической напряженности и конфликту.

В соответствии с Конвенцией Международной Организации Труда (МОТ) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (1989), коренные народы должны на равных основаниях пользоваться правами и возможностями, которые предоставляются остальному населению страны. В случае необходимости государство использует специальные средства охраны представителей этих народов, их институтов, собственности, труда, культуры и окружающей среды. Правительства независимых государств принимают меры, отвечающие традициям и культуре соответствующих народов, для ознакомления с их правами и обязанностями, особенно в вопросах труда, экономических возможностей, образования, здравоохранения и социального обслуживания. При подготовке законопроектов и административных мер, затрагивающих интересы коренных народов, должны проводится консультации с их представителями. Если общегосударственный закон применяется в отношении упомянутых народов, то необходимо принимать в расчет их обычаи и обычное право.

Коренные народы имеют право на выбор собственных приоритетов развития. За ними признаются собственность и владение в отношении тех земель, которые они традиционно занимают, а также право на участие в управлении и использовании природных ресурсов, относящихся к этим землям. Сохранение традиционного образа жизни, а также традиционных видов деятельности этих народов (охота, рыболовство, звероводство и собирательство) признаются важными факторами сохранения их культуры, экономической самостоятельности и развития. Одна из задач государства — обеспечение возможностей для сохранения языков коренных народов и овладения этими народами общенациональным (государственным) языком.

В официальных документах Российской Федерации употребляется понятие «коренные малочисленные народы», возникшее в результате объединения терминов, традиционно применяемых в международно-правовых актах и в законодательстве РФ. В ст. 69 Конституции РФ записано: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами». В соответствии со ст. 72 Конституции РФ защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей относится к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Важным вопросом в национальной политике российского государства, как явствует из Концепции государственной национальной политики, является бережное отношение к судьбам малочисленных народов, к их хрупкой культуре, природе регионов расселения и т. д. Для решения этих проблем создан Госкомитет по делам Севера. Создана также Ассамблея малочисленных народов.

В международном масштабе с 1992 г. при ООН создана организация — Международная лига малочисленных народов. Ранее была принята Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в зависимых странах.

Наши рекомендации