Тема 1.3. Идентификация объекта экспертного анализа

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«Экспертный анализ технического состояния

Транспортных средств»

г. Омск – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3

РАЗДЕЛ 1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАВИСИМОЙ

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ …………………………………………… 4

Тема 1.1.Введение. Общие положения. Термины и определения ……. 4

Тема 1.2. Организационные вопросы проведения независимой

технической экспертизы ………………………………………. 9

Тема 1.2.Организационные вопросы проведения независимой

технической экспертизы ……………………………………….. 17 РАЗДЕЛ 2. ДОАВАРИЙНЫЙ ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ

ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ …………………………………………………….. 21

Тема 2.1. Экспертный анализ технического состояния двигателя и

егосистем ……………………………………………………… 21

Тема 2.2. Экспертный анализ технического состояния тормозной

системы АТС …………………………………………………. 22

Тема 2.2. Экспертный анализ технического состояния тормозной

системы АТС ……………………………………………………. 34

Тема 2.4. Экспертный анализ технического состояния внешних

световых приборов ……………………………………………… 36

Тема 2.5. Экспертный анализ технического состояния

стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла …… 46

Тема 2.6. Экспертный анализ технического состояния колёс и шин ……. 46

Тема 2.7. Экспертный анализ технического состояния прочих

элементов конструкции АТС ………………………………….. 48

РАЗДЕЛ 3. ПОСЛЕАВАРИЙНЫЙ ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ

ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ ………………………………….…………………… 55

Тема 3.1. Экспертный анализ наличия и характера технических

повреждений транспортного средства …………………………. 55

Тема 3.2. Экспертный анализ причин возникновения повреждений

транспортного средства …………………………………………. 57

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………. 62

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом автомобильный парк Российской Федерации интенсивно возрастает. Это ставит на повестку дня целый ряд новых вопросов, связанных с эксплуатацией всё возрастающего парка автомототранспортных средств. Одним из таких вопросов является экспертная оценка технического состояния автомототранспортных средств с целью обеспечения безопасности движения в условиях все возрастающей интенсивности и скорости движения автомототранспортных средств на автодорогах.

Но необходимость экспертной оценки технического состояния автомототранспортных средств диктуется не только необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения. Необходимость такой оценки возникает также и при разрешении конфликтных ситуаций бывших участников дорожного движения после совершения дорожно-транспортного происшествия.

Необходимость экспертной оценки технического состояния автомототранспортных средств возникает и при совершении сделок по купле-продаже автомототранспортных средств с целью выявления соответствия продаваемого (покупаемого) автомототранспортного средства предъявленным на него документам.

Основными нормативными документами, определяющими требования к техническому состоянию автомототранспортных средств по условию обеспечения безопасности движения являются ГОСТ Р 51709 - 2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» и «Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО» №001 МР/СЭ, 2005.

Методические рекомендации разработаны во исполнение поста­новления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транс­портных средств» и приказа Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации №171/183/590 от 30 июля 2003 г. «О реализации постановления Правительства Рос­сийской Федерации от 24 апреля 2003 года № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» с уче­том требований Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности вла­дельцев транспортных средств», постановления Правительства Рос­сийской Федерации от 7 мая 2003 г. № 263 «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владель­цев транспортных средств», а также действующей в настоящее вре­мя правовой и нормативно-технической документации по вопро­сам экспертной деятельности в отношении транспортных средств, их технической эксплуатации, безопасности дорожного движения.

РАЗДЕЛ 1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

НЕЗАВИСИМОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Тема 1.1.Введение. Общие положения. Термины и определения.

Общие положения

Целью независимой технической экспертизы транспортно­го средства может являться получение ответов на следующие вопросты:

а) соответствие данных, содержащихся в представленных документах на автомототранспортное средство, видимым данным, содержащимися на самом автомототранспортном средстве;

б) наличие и характер технических повреждений транспортно­го средства;

в) причины возникновения технических повреждений транспорт­ного средства;

в) технология, методы, объем и стоимость ремонта транспорт­ного средства.

В общем случае объектами независимой технической экс­пертизы могут быть как транспортные средства в целом, так и отдельные их элементы.

Субъектами независимой технической экспертизы могут быть владельцы или покупатели транспортных средств, страховщики, потерпевшие, страхователи, эксперты-техники, экспертные организации.

При решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданс­кой ответственности владельцев транспортных средств используют­ся в основном следующие результаты независимой технической эк­спертизы:

— идентификация объекта экспертизы;

— номенклатура всех повреждений транспортного средства по­терпевшего;

— причины всех повреждений транспортного средства потер­певшего, обусловленных страховым случаем;

— номенклатура повреждений транспортного средства потер­певшего;

— достоверное установление факта наличия или отсутствия страхового случая;

— технологии, методы и объем (трудоемкость) ремонта (уст­ранения) повреждений транспортного средства потерпевшего, обус­ловленных страховым случаем;

— стоимость ремонта (устранения) повреждений транспортного средства потерпевшего, обусловленных страховым случаем.

Независимая техническая экспертиза включает в себя сле­дующие этапы:

— идентификация транспортного средства как объекта экспер­тизы и проверка результатов идентификации на соответствие дан­ным регистрационных и иных документов;

— установление наличия и характера технических поврежде­ний транспортного средства;

— установление причин возникновения технических повреж­дений транспортного средства;

— установление номенклатуры повреждений, обусловленных

страховым случаем;

— определение технологии, методов и объема (трудоемкости) ремонта (устранения) повреждений транспортного средства потер­певшего, обусловленных страховым случаем;

— определение стоимости ремонта (устранения) повреждений транспортного средства потерпевшего, обусловленных страховым

случаем.

Независимая техническая экспертиза проводится органолептическими и инструментальными методами. Органолептические методы основаны на ощущениях эксперта-техника об объекте экс­пертизы, которые выявляются и оцениваются с помощью органов чувств. При проведении независимой технической экспертизы ос­новным органолептическим методом является метод осмотра объек­та экспертизы с использованием следующих приспособлений: зер­кало на подвижной ручке, фонарь, лупа, фотоаппарат, масштабная линейка, пинцет, измерительная рулетка и т. д.

В том случае, если органолептические методы не позволяют однозначно ответить на поставленные вопросы, к проведению не­зависимой технической экспертизы могут быть привлечены специ­ализированные технические центры, испытательные лаборатории, специальные научные центры и другие организации, имеющие воз­можность проведения специальных экспертных исследований ин­струментальными методами. Инструментальные методы исследования предусматривает использование средств технического диаг­ностирования и разделяются на методы проведения экспертизы с нарушением целостности объекта экспертизы и методы неразрушающего исследования (контроля).

В случаях, когда рекомендации настоящего документа но­сят качественный характер или допускают принятие решений в оп­ределенном диапазоне, окончательные выводы делаются экспертом-техником.

Термины и определения

ВЕЩЕСТВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — материальный объект, свойства, состояние или местонахождение которого несут доказательную информацию об обстоятельствах, входящих в пред­мет доказывания. В процессуальном смысле объект становится ве­щественным доказательством после его осмотра, описания в прото­коле и приобщения к делу в установленном законом порядке.

ВИДИМЫЙ СЛЕД — след, который может быть непосредственно воспринят зрением (даже если для этого его необходимо осветить под соответствующим углом). К видимым относятся все поверхностные и вдавленные следы.

ВЛАДЕЛЕЦ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оператив­ного управления либо на ином законном основании (право арен­ды, доверенность на право управления, транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т. п.). Не является владельцем транспор­тного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового до­говора с собственником или иным владельцем транспортного сред­ства.

ВМЯТИНА — повреждение различной формы и размеров, характеризующееся вдавленностью следовоспринимающей поверх­ности, появляющейся вследствие остаточной деформации.

ДЕФОРМАЦИЯ — изменение формы или размеров физичес­кого тела или его части под действием внешних сил.

ДЕФЕКТ — каждое несоответствие продукции требованиям нормативно-технической документации.

ДИАГНОСТИКА — процесс определения и оценки техничес­кого состояния объекта исследования без его разборки по совокуп­ности обнаруженных диагностических параметров.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ — оборудование, которое может быть установлено заводом-изготовителем на всех транспортных средствах данной серии по индивидуальному заказу, а также оборудование, установленное на транспортное средство в процессе его эксплуатации помимо серийного оборудования.

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

ЗАДИРЫ — следы скольжения с приподнятостью кусочков и частиц следовоспринимающей поверхности.

ЗАЩИТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЗОВА — элементы кузова транспортного средства, защищающие его от внешнего воздействия при столкновении, наезде, попадании веществ, мелких и крупных частиц, способствующих повреждению и увеличению износа кузо­ва и т. д. (к защитным элементам относятся бампера, брызговики, защита двигателя и т. д.).

ИЗНОС ФИЗИЧЕСКИЙ — относительная потеря стоимости транспортного средства из-за изменения его технического состоя­ния в процессе эксплуатации, приводящего к ухудшению функцио­нальных, конструктивных и эксплуатационных характеристик транспортных средств. Основными причинами физического износа транспортного средства являются изнашивание, пластические де­формации, усталостные разрушения, коррозия, изменение физико-химических свойств конструктивных материалов.

КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (сред­ства технического диагностирования) — оборудование, приборы и инструменты, предназначенные для количественной оценки техни­ческого состояния транспортных средств по различным диагности­ческим параметрам. Они могут быть стационарными, передвижны­ми и переносными.

КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ — разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия с внешней средой.

МЕХАНИЧЕСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО — транс­портное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигате­лем (понятие включает в себя тракторы и самоходные машины).

НАСЛОЕНИЕ — связанное с процессом следообразования перенесение материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого. При дорожно-транспортных происшествиях наблюдаются наслоения краски, резины и других материалов с од­ного транспортного средства на другом, следы наслоения на дорож­ном покрытии от колес транспортного средства.

ОДОМЕТР — прибор для определения пройденного расстоя­ния.

ОСМОТР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА — органолептическое исследование транспортного средства в целях его идентифика­ции, определения работоспособности и технического состояния, выявления повреждений и дефектов, а также следов ремонта. При осмотре может производиться фото- и видеосъемка, составляться акт осмотра транспортного средства.

ОТСЛОЕНИЕ — отделение частиц, кусочков, слоев вещества с поверхности транспортного средства.

ПОВРЕЖДЕНИЕ — нарушение исправности или ухудшение внешнего вида транспортного средства вследствие влияния на него внешних воздействий, превышающих предельно-допустимые уров­ни, установленные в нормативно-технической документации.

ПОЛНАЯ МАССА — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами.

ПОЛНАЯ ГИБЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА — состо­яние транспортного средства, при котором в соответствии с «Пра­вилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» стоимость его ремонта равна или превышает его доаварийную стоимость.

ПОТЕРПЕВШИЙ— лицо, имуществу которого был причи­нен вред при использовании транспортного средства иным лицом.

ПРОБОЙ — сквозное повреждение шины размером более 10 мм, образующееся от внедрения в нее постороннего предмета (бол­та, камня и др.). От прокола отличается размерами повреждений.

ПРОКОЛ — сквозное повреждение шины размером до 10 мм от внедрения в нее тонкого предмета (куска проволоки, гвоздя и т. п.). От пробоя отличается размерами повреждения.

РАЗБОРКА — разделение транспортного средства на детали или сборочные единицы.

РАЗРЫВ — повреждение неправильной формы и с неровными краями.

РЕСУРС— наработка транспортного средства до предельно­го состояния, установленного нормативно-технической документа­цией. Технические критерии предельного состояния, при достиже­нии которых транспортные средства направляются в капитальный ремонт или списываются, определены Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Автобусы и легковые автомобили направляются в ка­питальный ремонт (списываются) при необходимости капитально­го ремонта (замены) кузова. Грузовые автомобили направляются в капитальный ремонт (списываются) при необходимости капитального ремонта (замены) рамы, кабины, а также не менее трех других агрегатов в любом их сочетании.

СБОРКА — соединение составных частей транспортного сред­ства.

СЕРИЙНАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ (СЕРИЙНОЕ ОБОРУДО­ВАНИЕ) — оснащенность транспортного средства оборудовани­ем, которое устанавливается заводом-изготовителем на всех транс­портных средствах данной модификации (серии) в обязательном порядке.

СКРЫТЫЙ ДЕФЕКТ — дефект, который не может быть вы­явлен при осмотре транспортного средства. Для выявления скры­того дефекта необходима дополнительная проверка детали, узла или агрегата, в том числе с использованием средств технического диаг­ностирования.

СЛЕДЫ НАСЛОЕНИЯ — поверхностные отображения внешнего строения следовоспринимающего объекта, возникающие на следовоспринимающей поверхности за счет отделения незначи­тельного количества вещества следообразующего объекта, либо посторонних веществ, находящихся в момент следообразования на его поверхности.

СЛЕДЫ ОТСЛОЕНИЯ — поверхностные отображения внеш­него строения следообразующего (образующего) объекта, образу­ющиеся за счет отделения незначительного количества вещества следовоспринимающей поверхности, либо посторонних веществ, находящихся на этой поверхности в момент следообразования

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО — устройство, предназначен­ное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, ус­тановленного на нем. Транспортным средством также является при­цеп (полуприцеп и прицеп-роспуск), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транс­портным средством.

ЦАРАПИНА— неглубокое поверхностное повреждение, дли­на которого больше ширины.

ЭКСПЕРТ-ТЕХНИК — физическое лицо, прошедшее профес­сиональную аттестацию на соответствие установленным требова­ниям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников.

ЭКСПЕРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — юридическое лицо, име­ющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которо­го эта организация является основным местом работы, а проведе­ние экспертизы является одним из видов деятельности, предусмот­ренных в учредительных (статутных) документах указанной орга­низации.

Тема 1.2. Организационные вопросы проведения независимой технической экспертизы

В общем случае организация работ по проведению незави­симой технической экспертизы предусматривает выполнение следующих действий:

- подача заказчиком заявления исполнителю услуг по экспер­тизе (эксперту-технику или экспертной организации) о проведении независимой технической экспертизы;

- заключение договора о проведении независимой техничес­кой экспертизы между исполнителем и заказчиком услуги;

- проведение независимой технической экспертизы;

- составление экспертного заключения.

Для проведения независимой технической экспертизы стра­ховщик или потерпевший обращается к эксперту-технику (эксперт­ной организации) с письменным заявлением, в котором наряду с предложением о заключении договора о проведении независимой технической экспертизы обязательно указываются:

- полное фирменное наименование и место нахождения стра­ховщика, фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, место жи­тельства потерпевшего — физического лица или полное наимено­вание и место нахождения потерпевшего — юридического лица;

- вопросы, требующие разрешения в процессе проведения не­зависимой технической экспертизы.

Рекомендуемая форма заявления на проведение работ по неза­висимой технической экспертизе приведена в Приложении 7.

Проведение работ по независимой технической экспертизе осуществляется на основе договора между экспертной организаци­ей (экспертом-техником) и страховщиком или потерпевшим. Срок проведения экспертизы устанавливается экспертом-техником (экспертной организацией) по согласованию со страховщиком или по­терпевшим с учетом требований ст. 12 и 13 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности вла­дельцев транспортных средств». Экспертная организация (эксперт-техник) обязана вести регистрацию и учет всех заключенных дого­воров о проведении независимой технической экспертизы. Рекомен­дуемая форма договора на проведение работ по независимой тех­нической экспертизе приведена в Приложении 8. По каждому зак­люченному договору о проведении независимой технической экспертизы руководитель экспертной организации назначает экс­перта-техника, ответственного за проведение этой экспертизы.

Первым этапом независимой технической экспертизы является осмотр поврежденного транспортного средства, который проводится по месту нахождения страховщика или экспертной орга­низации (эксперта-техника). Если характер повреждений или осо­бенности поврежденного транспортного средства исключают его представление для осмотра в рамках проведения независимой тех­нической экспертизы по месту нахождения страховщика или экс­пертной организации (эксперта-техника) (например, наличие по­вреждений транспортного средства, исключающих его участие в дорожном движении), осмотр проводится по месту нахождения поврежденного транспортного средства. Страховщик вправе органи­зовать представление на осмотр также транспортного средства стра­хователя, при использовании которого потерпевшему был причи­нен вред.

Рекомендуется проводить осмотр с использованием подъемни­ка или на смотровой канаве, что позволяет полнее обнаружить по­вреждения транспортного средства и точнее определить их харак­тер.

При осмотре:

- проводится визуальная идентификация транспортного сред­ства (транспортных средств) и его (их) конструктивных элементов;

- устанавливается марка (модель, модификация) и индивиду­альные признаки транспортного средства (транспортных средств);

- оценивается внешнее состояние транспортного средства (транспортных средств);

— устанавливаются следы перекраски или ремонтной подкрас­ки;

— устанавливаются повреждения, имеющиеся на транспортном средстве (транспортных средствах);

— проводится проверка технического состояния транспортно­го средства (транспортных средств);

— проводится проверка функциональных характеристик транс­портного средства (транспортных средств), его (их) агрегатов, уз­лов и систем.

8.4.1. Идентификация транспортного средства проводится пу­тем проверки регистрационных знаков, идентификационных номе­ров номерных агрегатов (номер двигателя, номер кузова, номера шасси). Установление фактических идентификационных данных проводится с проверкой их соответствия данным, указанным в документах на транспортное средство. Поскольку идентификационные номера не имеют единого места расположения на транспорт­ных средствах как отечественных, так и иностранного производства, то рекомендуется перед началом осмотра найти место расположе­ния VIN с помощью справочников по месторасположению иденти­фикационных номеров на автомобилях. Рекомендации по расшиф­ровке VIN приведены также в Приложении 4.

Для установления марки (модели, модификации) объек­та независимой технической экспертизы используются руководства (инструкции) по эксплуатации транспортных средств, издаваемые предприятиями-изготовителями, а также справочники транспорт­ных средств с фотографиями. Дополнительными признаками транс­портного средства являются особенности его конструкции, функ­циональные и эксплуатационные характеристики, которые также подтверждают соответствие объекта экспертизы определенной мар­ке (модели, модификации).

В качестве индивидуальных признаков устанавливаются осо­бенности конструкции объекта независимой технической эксперти­зы, обусловленные внесением изменений в конструкцию транс­портного средства конкретной марки (модели, модификации), за­меной базовых агрегатов, отсутствием отдельных базовых агрега­тов и элементов (разукомплектация).

Внешнее состояние транспортного средства (транспорт­ных средств) оценивается по наличию следов ранее полученных по­вреждений, состоянием лакокрасочного покрытия, наличием сле­дов коррозии.

В процессе осмотра транспортного средства эксперт-тех­ник фиксирует все повреждения и при этом руководствуется справ­кой ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии, извещением о дорожно-транспортном происшествии по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российском Федерации по согласо­ванию с Министерством финансов Российской Федерации, и обсто­ятельствами дорожно-транспортного происшествия, изложенными письменно самими участниками дорожно-транспортного происше­ствия. Перечисленные документы эксперт-техник имеет право за­требовать у страховой компании.

Наименование поврежденных элементов транспортного средства должно соответствовать полному русскому наименованию детали, указанному в каталоге завода-изготовителя данной марки (модели, модификации) транспортного средства. При отсутствии каталога допускается использовать другую техническую литерату­ру с обязательной ссылкой на нее. Выявление и описание отказов, неисправностей и эксплуатационных дефектов при осмотре транс­портного средства целесообразно проводить в соответствии с Еди­ным классификатором неисправностей изделий автомобилестрое­ния (РТМ 37.031.004-78).

Техническое состояние транспортного средства характе­ризуется его соответствием требованиям инструкций по эксплуата­ции предприятий-изготовителей, правил технической эксплуатации, государственных стандартов и других нормативных документов. Отклонения технического состояния от показателей, установленных перечисленными документами, квалифицируется как неисправность или отказ. Проверка технического состояния транспортного сред­ства (транспортных средств) проводится органолептическими ме­тодами с применением простейших инструментов и приспособле­ний. Если имеется возможность, проводится разборка агрегатов, узлов, их дефектовка для выявления скрытых повреждений.

В общем случае осмотр предусматривает исследование технического состояния основных агрегатов, узлов и систем транс­портного средства.

Независимо от состояния транспортного средства ис­следование тормозной системы начинается с внешнего осмотра. При этом нужно соблюдать определенную последовательность. Снача­ла осматривают детали привода: механическую часть (педаль, тяги и их соединения, тросы ручного тормоза и их соединения), усили­тель, бачок главного тормозного цилиндра, главный тормозной цилиндр, трубопроводы, шланги и их соединения. Одновременно фиксируют наличие (отсутствие) течи или подтекание тормозной жидкости и элементах тормозной системы и соединениях.

Затем исследуют техническое состояние рабочей тормозной системы (ножного тормоза), уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, величину рабочего и полного хода педали тормоза, герметичность всех элементов тормозной системы. Для определения величины рабочего хода педали тормоза при ее пере­мещении до упора используют специальную линейку. Одним кон­цом ее упирают в полик кузова перпендикулярно площадке, боковой стороной прижимают к середине края площадки педали, после чего при нажатии на педаль до упора замеряют рабочий ход педа­ли. Для проверки герметичности уплотнительных манжет и резьбо­вых соединений элементов системы необходимо нажать на педаль тормоза с максимальным усилием (при отсутствии воздуха в систе­ме) и, удерживая ее в течение 2—3 мин, убедиться в отсутствии течи. Поэлементная диагностика и углубленные исследования тормозной системы проводятся в соответствии с технологической картой ди­агностики технического состояния тормозной системы автомоби­лей.

Исследование рулевого управления начинается с внеш­него осмотра, в процессе которого фиксируются состояние шарни­ров рулевого управления и передней подвески, подшипников сту­пиц, управляемых колес (наличие или отсутствие люфтов), крепеж всех соединений, люфты в рулевом механизме, наличие масла в картере рулевого механизма, наличие или отсутствие течи масла из картера рулевого механизма. Рекомендуется проводить исследова­ние рулевого управления в следующей последовательности:

— проверка рулевого механизма в сборе на стенде (если в этом имеется необходимость), для чего следует снять рулевой механизм с транспортного средства, произвести очистку и наружную мойку рулевого механизма, установить и закрепить рулевой механизм на стенде или верстаке;

— исследование деталей рулевого механизма, для чего следует слить масло из картера рулевого механизма через сетчатый фильтр, осмотреть осадок, замерить количество масла, разобрать рулевой механизм, проверить наличие инородных твердых частиц в полос­ти картера рулевого механизма, произвести мойку деталей. Прове­сти внешний осмотр деталей, обращая внимание на состояние ра­бочих поверхностей. При наличии признаков повышенного износа деталей проводится их микрометраж.

В процессе исследования систем освещения и сигнали­зации фиксируются:

— наличие или отсутствие изменений в конструкции внешних световых приборов;

— наличие или отсутствие предусмотренных заводом-изгото­вителем рассеивателей на световых приборах;

— работа внешних приборов освещения, включая фары, габаритные фонари, фонари указателей поворотов, фонари сигнала тор­можения, заднего хода, аварийной сигнализации и др.;

— работоспособность источников питания, аккумуляторных батарей и генератора (при необходимости);

— уровень и плотность электролита в элементах аккумулятор­ных батарей;

— наличие или отсутствие зарядки генератором аккумулятор­ных батарей.

При внешнем осмотре трансмиссии, как и других сис­тем, фиксируются состояние крепежа карданных валов, наличие течи масла через уплотнения коробки передач и заднего моста, наличие масла в поддоне сцепления, возможные повреждения элементов трансмиссии. Если транспортное средство на ходу, проверяется ра­бота трансмиссии в движении — легкость переключения передач, работа сцепления, наличие вибраций, стуков в трансмиссии на раз­личных режимах движения. При выявлении каких-либо неисправ­ностей в работе отдельных агрегатов трансмиссии проводится по­элементная диагностика и углубленные исследования со снятием и разборкой этих агрегатов.

Экспертное углубленное исследование трансмиссии транспорт­ного средства проводится в следующей последовательности:

а) первым этапом является исследование сцепления. Для этого необходимо снять с транспортного средства нажимной диск сцеп­ления и ведомый диск сцепления и провести визуальный осмотр. Обратить внимание на наличие масла в механизме, состояние рабо­чей поверхности нажимного диска и других деталей, замерить толщину накладок ведомого диска. Снять с транспортного средства главный и рабочий цилиндры, очистить их от грязи и разобрать, провести визуальный осмотр деталей, обратить внимание на нали­чие грязи в цилиндрах, состояние уплотнительных манжет и рабо­чих поверхностей цилиндров и поршней (наличие рисок и задиров). При наличии признаков повышенного износа провести микромет­раж деталей;

б) вторым этапом является исследование коробки передач. Для этого следует снять коробку передач с транспортного средства, очи­стить от грязи, слить масло, разобрать коробку передач, провести визуальный осмотр деталей, обратив внимание на наличие посто­ронних включений в масле, состояние зубьев, шестерен, деталей механизма переключения передач. При наличии признаков повышенного износа провести микрометраж соответствующих деталей.

в) третьим этапом является исследование карданного вала. Для этого следует снять карданный вал с автомобиля, очистить от гря­зи, обратить внимание на наличие люфтов в карданных шарнирах. При необходимости установить карданный вал на стенд и прове­рить величину дисбаланса. Разобрать карданные шарниры, прове­сти визуальный осмотр деталей шарниров, обратив внимание на наличие или отсутствие смазки, наличие повреждений деталей. При наличии признаков повышенного износа произвести микрометраж деталей карданных шарниров;

г) четвертым этапом является исследование заднего моста. Для этого следует снять задний мост с автомобиля, установить его в сборе на стенд, слить масло, обратить внимание на наличие инородных частиц, замерить осевой люфт ведущей шестерни. Разобрать зад­ний мост, выпрессовать полуоси, снять редуктор и при необходи­мости его разобрать, провести визуальный осмотр деталей. При наличии признаков повышенного износа провести микрометраж деталей.

8.4.6.5. При внешнем осмотре кузова следует обратить внима­ние на повреждения (трещины) и нарушение сварных швов в подмоторной раме и лонжеронах основания кузова.

В передней и задней подвесках фиксируются наличие и состоя­ние деталей, состояние крепления рычагов, рессор, амортизаторов, шарнирных соединений.

При внешнем осмотре колес фиксируется состояние шин (на­личие повреждений, характер и степень износа протектора) и дисков колес (наличие деформаций и трещин в местах крепления). Про­веряется легкость вращения управляемых колес, фиксируется нали­чие стуков в ступицах и нагрев ступиц управляемых колес при про­верке транспортного средства в движении. Проверяется давление в шинах колес шинным манометром.

При необходимости исследования передней подвески провер­ке подлежат углы установки передних колес, являющиеся основны­ми диагностическими параметрами.

При необходимости следует оценить работоспособность амор­тизаторов на транспортного средства с помощью стенда.

Экспертное углубленное исследование ходовой части транспортного средства следует проводить в следующем порядке:

а) первым этапом является исследование колес. Для этого не­обходимо снять колеса с транспортного средства и очистить их от грязи, проверить (при необходимости) величину дисбаланса колес на стенде. При наличии сквозных повреждений шин произвести де­монтаж, зафиксировать характер и степень повреждений, наличие посторонних предметов;

б) вторым этапом является исследование передней и задней подвесок. Для этого необходимо снять подвеску с транспортного средства, провести визуальный осмотр, очистку и мойку подвески, обратить внимание на наличие (отсутствие) всех элементов и дета­лей, механических повреждений, состояние креплений, течь жидко­стей из амортизаторов. Разобрать подвеску на элементы и детали в соответствии с технологией ремонта. Обратить внимание на состо­яние подшипников ступиц колес, сайлент-блоков, шаровых опор и шарниров. Замерить люфты в шаровых опорах и шаровых шарни­ров передней подвески. При необходимости разобрать шаровые опоры и шарниры, провести микрометраж деталей, замерить высо­ту пружин;

в) третьим этапом является исследование амортизаторов. Для этого необходимо установить соответствие установленных аморти­заторов амортизаторам предназначенным для данной модели авто­мобиля, снять характеристику на стенде, разобрать амортизатор, определить наличие и количество жидкости (газа). Обратить вни­мание на состояние деталей (риски, задиры на рабочих поверхнос­тях цилиндра и штока, состояние уплотнителей).

8.4.7. При выявлении скрытых повреждений необходимо про­ведение осмотра с использованием средств технического диагностирования в соответствии с требованиями документа «Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава авто­мобильного транспорта» РД 200-РСФСР-15-0150-81. При этом ре­зультаты диагностического исследования записываются в диагнос­тическую карту, форма которой приведена в Приложении 5.

Применительно к задачам, стоящим перед экспертом-тех­ником, проверить техническое состояние транспортного средст­ва — это значит определить в первую очередь работоспособность систем, влияющих на безопасность движени

Наши рекомендации