Модели самоуправления в образовательном учреждении
При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на следующие приоритетные принципы:
· свободный выбор общеобразовательным учреждением модели ученического самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;
· ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);
· деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела;
· тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления.
Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправную позицию всех участников образовательного процесса, ориентацию на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.
При разработке авторских моделей организации ученического самоуправления предлагается включать в них следующие основные разделы.
Раздел 1. Требования к качеству разработки модели – система показателей, которые позволят оценить качество разработанной модели, ее готовность к эффективному функционированию еще на этапе предварительного осмысления предстоящего моделирования. Здесь важны научная обоснованность, четкость структуры модели, качество нормативно-регламентирующей базы, наличие педагогически целесообразной деятельности, технологичность модели, учет условий данного общеобразовательного учреждения, положительное отношение к данной модели со стороны участников образовательного процесса, творческий вклад авторского коллектива.
Раздел 2. Структура модели – система взаимосвязанных блоков, которые позволяют с различных точек зрения максимально полно описать данную модель, представив ее сущность и специфику.
· Блок целеполагания – принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.
· Позиционный блок – общая схема структурных основных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи, в том числе с педагогическим и родительским самоуправлением.
· Организационный блок – выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива (класс), уровень ученического коллектива школы и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.
· Нормативный блок – перечень и краткая характеристика основных нормативных документов, необходимых и достаточных для эффективного функционирования данной модели, прежде всего это полномочия каждого органа самоуправления, его компетентность и ответственность.
· Содержательный блок – позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.
· Технологический блок – раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности.
Раздел 3. Характеристика функциональных взаимосвязей. Описание внутренних связей между всеми структурными основными блоками представленной модели, прежде всего с точки зрения решения поставленных целей и заявленной идеологии.
Раздел 4. Условия эффективного функционирования модели. Описание социально-психологических и организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для ее успешного функционирования в соответствии с поставленной целью: качество самой модели и ее соответствие внутренним потребностям коллектива, стиль педагогического управления, учет внешних условий и перспектив развития, постоянное обучение и самообучение актива, совершенствование нормативной базы и т. д.
Раздел 5. Оценка эффективности функционирования модели. Система показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставленной цели в процессе функционирования разработанной модели (динамический аспект): степень достижения поставленной цели, в том числе накопление детьми социального опыта (с преобладанием позитивного); характер внутренних процессов; взаимодействие с внешними процессами и социумом; характер изменений отношения к данной модели.
Таким образом, для разработки проекта ученического самоуправления целесообразно обратиться к моделированию. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта.
В соответствии с представленными выше принципами и подходами, существующие в настоящее время модели самоуправления общеобразовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом.
1. Административная модель(условное название «Школьный совет»). Это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.
Сильные стороны:
1) полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории Российской Федерации;
2) наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.
Слабые стороны:
1) исключение потенциала воспитательных программ (в том числе и игровых), реализуемых в общеобразовательном учреждении;
2) формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического;
3) недостаточный учет возрастных особенностей школьников.
2. Игровая модель (условное название «Ньюландия»). Самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.
Сильные стороны:
1) максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии;
2) ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.
Слабые стороны:
1) несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением;
2) излишнее увлечение игровой стороной процесса;
3) возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.
3. Раздельная административно-игровая модель(условное название «День дублера»). Это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением в жизнь общеобразовательного учреждения один раз в год или четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками.
4. Совмещенная административно-игровая модель (условное название «Демократическая республика»). Это сочетание двух первых моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).
Безусловно, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификации в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения.