Ведомственный контроль за обеспечением прав и свобод человека
И гражданина в УИС
1. Контрольные функции Минюста России в правозащитной деятельности.
2. Роль ФСИН России в сфере защиты прав человека.
3. Совершенствование контроля органов исполнительной власти за обеспечением прав и свобод человека и гражданина в УИС.
В 1-ом вопросе «Контрольные функции Минюста России в правозащитной деятельности» изучаются: сущность и функции деятельности Минюста России по охране прав и свобод человека, в числе которых можно назвать: подготовку ежегодных докладов Президенту РФ и Правительству о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах; организацию плановых проверок деятельности ФСИН России, а также проверок по жалобам граждан и организаций на действия (бездействия) и решения Федеральной службы и ее должностных лиц; утверждение положения о территориальных органах ФСИН России; назначение на должность и освобождение от должности их руководителей по представлению директора ФСИН России и другие.
Необходимо также определить основные задачи ведомственного контроля: 1) выявление и устранение нарушений прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы; 2) выработка мер, направленных на устранение и предупреждение нарушений прав человека, а также причин и условий, им способствующих; 3) подготовка материалов по вопросам соблюдения прав человека при исполнении наказаний для информирования Президента РФ и Правительства РФ.
Назвать формы деятельности Минюста России по охране (защите) прав человека: 1) изучение состояния вопроса соблюдения прав и законных интересов человека при исполнении наказаний; 2) изучение организации соблюдения прав человека непосредственно на местах: в центральном аппарате и территориальных органах ФСИН России, а также в учреждениях уголовно-исполнительной системы; 3) рассмотрение состояния соблюдения прав человека в уголовно-исполнительной системе на заседаниях коллегии Минюста России с участием ФСИН России, а также на заседаниях координационных советов территориальных органов Минюста России, оперативных совещаниях.
Изучаются полномочия должностных лиц Минюста России в сфере обеспечения прав человека; классификация объектов правоохранительной деятельности Минюста России; порядок проведения плановых и внеплановых контрольных мероприятий Минюстом России.
Во 2-ом вопросе «Роль ФСИН России в сфере защиты прав человека»рассматривается деятельность Федеральной службы исполнения наказаний в сфере защиты прав и свобод лиц, изолированных от общества. Обозначается роль руководящих работников центрального и территориальных аппаратов в организации и проведении внутреннего контроля. Затрагивается деятельность отдела по соблюдению прав человека; организационно-инспекторского управления (в компетенцию которого входит: инспектирование территориальных органов УИС, учреждений и предприятий, органов, исполняющих наказания, научно-исследовательских, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС; осуществление непрерывного контроля за деятельностью подразделений УИС силами главных инспекторов, обобщение и анализ статистических и иных информационных материалов об исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы, исключительной меры наказания, а также прогноз возможных изменений обстановки в УИС, выработка соответствующих мер упреждающего характера, организация и контроль их выполнения) и инспекции по личному составу ФСИН России как специальных ведомственных контрольных звеньев,
Необходимо знать структуру Сводного отчета о состоянии законности и соблюдении прав человека в уголовно-исполнительной системе, утверждаемую ведомственными правовыми актами.
В 3-ем вопросе «Совершенствование контроля органов исполнительной власти за обеспечением прав и свобод человека и гражданина в УИС»необходимо обозначить дальнейшее совершенствование ведомственного контроля на основании рассмотрения проекта Федерального закона «О государственной службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации». Основные положения этого нормативного акта предусматривают необходимость создания специально уполномоченных органов государства – органов управления государственной службой, а применительно к правоохранительной службе – только федерального органа, которые будут обладать всеми признаками надведомственного (межведомственного) контроля, а именно: специально уполномоченные государственные органы в отношении организационно неподчиненных государственных органов (ведомств) по определенному кругу вопросов (проверка соблюдения законодательства о государственной службе), с использованием определенных государственно-властных полномочий.
Необходимо отразить вопрос о повышении статуса и роли помощников начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС. Более подробно его деятельность рассматривается в темах: «Деятельность помощника начальника территориального органа ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС» и «Обеспечение законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания».
ЛИТЕРАТУРА
Основная
[375, 376, 383]
Дополнительная
[1-19, 27, 32, 34, 35, 38, 40, 41, 60, 61, 63, 66, 70, 72, 76, 93, 96, 99, 102-104, 117, 124, 155, 157, 161, 162, 180, 214, 235, 242, 296, 310, 340-343]
Список литературы находится в I части УМК.
Т Е М А 6