Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов

Потребности — это то, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его разви­тие как личности и как члена общества. Потребности человека - это состояние объективной ну­жды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функциониро­вания. Именно потребности являются основой активности человека.

Их можно разделить на несколько групп:

1. Биологические (или как их иногда называют — органические, или материальные) потребности — потребности в пище, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и другие, удов­летворяющие предметно-чувственную, практическую и материальную деятельность.

2. Социальные потребности — необходимость в общении с другими людьми, в общественной дея­тельности, в общественном признании; стремление завоевать уважение в коллективе сверстни­ков, потребность в друге, которому можно довериться, в любимом человеке. Позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д.

3. Духовные (идеальные, или познавательне) потребности: в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и т.д.

Но многие потребности носят материальный характер и удовлетворяются в рамках экономиче­ской сферы. Человек в своей хозяйственной деятельности научился удовлетворять разнообразные потребности, производя товары и услуги, то есть экономические блага. Товары предметно осязае­мы, их производство разделено во времени. А производство и потребление услуг невозможно раз­делить во времени.
Ресурсы (факторы производства). Постепенно с развитием общества экономическая наука расширяла представления о факторах, необходимых для производства благ. К ним относят все при­родные, людские и произведенные человеком ресурсы:

1. Природные факторы (Земля, природные ископаемые, растения, животные и пр.)

2. Человеческие факторы (Умственные и физические усилия человека)

3. Капитал (Деньги, машины, оборудование)

4. Информационные факторы (Знания, управленческие и информационные навыки)

На рубеже VIII-VII тыс. до н.э. человечество перешло от собирательства, то есть присваиваю­щего хозяйства (сбор дикорастущих плодов, охота, рыболовство), к производству (воздействию че­ловека на природу с целью создания благ или оказания услуг). С появлением земледелия, скотовод­ства, ремесел основным производителем продуктов потребления становится непосредственно человек. В таком хозяйстве труд человека соединяется с действием природных сил (прежде всего земли и пр.), что во много раз увеличивает эффективность использования природных ресурсов. Та­ким образом, земля и труд в начале Нового времени считались основными факторами.
Чтобы осуществлялось производство, необходим еще третий фактор — капитал (или средства производства). Под этим понятием подразумеваются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, оборудование, то есть все те блага, что создаются людьми для того, чтобы производить другие блага. Признание понятия капитала как фактора производства связывают с именем К. Мар­кса.
Возросшая активность предпринимателей в эпоху научно-технического прогресса в XX в. заста­вила признать в качестве фактора производства предпринимательскую деятельность.
Научно-технический прогресс пытается решить и проблемы ограниченности ресурсов, находя и осваивая новые виды энергии (атомная энергетика, солнечные батареи и т.д.), повышая эффек­тивность использования имеющихся ресурсов. Однако в целом это не снимает проблемы, и объем произведенных товаров и услуг всегда ограничен. Вместе с тем потребности людей меняются качественно и количественно, и для их удовлетворения обществу необходимы экономические ресурсы в возрастающем объеме и высокого качества. То есть экономические ресурсы ограничены относительно потребностей людей, и научно-технический прогресс не в состоянии устранить эту ограни­ченность. Отсюда вытекает проблема экономического выбора — поиск и предпочтение наилучшего варианта использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при определенных затратах.

2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете вер­ным и почему?

Положение, когда общество служит государству, не приводит к устойчивому, эффективному развитию ни государства, ни общества. Общество создаетгосударство. Государство является поли­тической организацией общества и призвано служить «общему благу». Слабое государство не мо­жет нормально защищать общественные интересы и неизбежно приведет общество к социальным кризисам и катаклизмам. Но общество должно иметь и рычаги влияния на государство. Такое об­щество называют гражданским.
Три начала формируют общество — человек, коллектив и власть. В обществе заложено непре­рывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состоя­ния человека, общества и власти к более развитому и более цивилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданственности, естественности (разумно­сти) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной власти. Становление гражданского обще­ства предстает как цивилизованный процесс, в котором цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственно­сти, и государство, и отношения между ним, гражданином и обществом.
Особой проблемой являются взаимоотношения гражданского общества и государства. Граждан­ское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за преде­лами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют непосредст­венную структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влияния на политическую организацию общества.
В формировании гражданского общества в настоящее время наряду с обеспечением личных и политических прав и свобод граждан на первый план выходит создание системы социально-экономической защиты личности по отношению к государству.

На улице вы стали свидетелем ограбления пожилого человека и пришли в милицию, чтобы рассказать о происшедшем. Как вы должны вести себя при снятии с вас свидетельских показаний? Что при этом должны предпринять следственные органы? Почему?

В соответствии со ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) при согласии свиде­теля давать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть исполь­зованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего от­каза от этих показаний. Свидетель имеет право являться на допрос с адвокатом, чтобы иметь возможность защитить свои права.
Согласно ст. 191 УПК РФ допрос свидетеля в возрасте до 14 лет (а по усмотрению следователя и допрос свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет) проводятся с привлечением педагога, чтобы не на­вредить психоэмоциональному состоянию несовершеннолетнего. При допросе несовершеннолетне­го свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (родитель, опекун, попечитель).

Свидетель не имеет права:

1. уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;

2. давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний;

3. разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с уча­стием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден.

Свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи пока­заний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении таким свидетелям их процессуаль­ных прав следователь должен указать на необходимость говорить правду.

5Билет

1. Наука в жизни современного общества.
Одной из важнейших составляющих культуры общества является наука. Наука — высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обосно­ванных знаний о природе, обществе и мышлении. Она доводит до совершенства такие фукции культуры, как познавательная, практическая и методологическая.

Науку принято рассматривать:

· как особую систему знаний о природе, обществе и человеке;

· как особый вид деятельности человека, систему научных исследований, направленных

· на получение новых знаний;

· как систему специфических организаций и учреждений.

Научное знание, в отличие от обыденного, имеет своей основной целью изучение сути явления, причин и закономерностей его проявления. Для получения научного знания необ­ходима особая подготовка и использование специфических методов познания. Научное знание отличается строгой определенностью и точностью, в то время как обыденное зна­ние оценивает явления объективной действительности в зависимости от повседневных нужд, специальные познавательные задачи при этом отсутствуют.
Главными целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, то есть в широком смысле ее теоретическое отображение.
Масштабы современной науки неуклонно возрастают, наукой занимаются миллионы людей. Ассигнования на науку в развитых странах ежегодно удваиваются и составляют 10-15 процентов их бюджетов. Количество производимой научной информации также ежегодно увеличивается в 2 раза. Все больше говорят об экономике знаний, а в ряде пере­довых государств возник вопрос о всеобщем высшем образовании.
Важнейшей особенностью современной науки является ее компьютеризация. В связи с этим принципиально изменились объект и предмет познания. В то время как высокая ма­тематизация позволила в свое время развить вероятностное знание о сложных объектах, компьютеризация и кибернетизация науки позволили объяснить и осмыслить сверхслож­ные явления, исследование которых возможно лишь комплексными методами.
Кроме того, вместе с увеличением разнообразия социальных и природных объектов и методов науки, ведущих к ее дифференциации — появлению множества новейших науч­ных дисциплин, происходит интенсивный процессинтеграции. Суть данного процесса за­ключается в объединении в новой науке методологических усилий нескольких дисциплин и возникновении синтетических для исследования пограничных объектов. В настоящее время ежегодно рождаются десятки новых естественно-научных и гуманитарных дисцип­лин, имеющих новые предметы исследования, собственную методологию, теоретический аппарат, представляющих собой синтез двух или нескольких наук.

Основные функции современной науки:

· культурно-мировоззренческая (познавательная);

· в современных условиях наука так неразрывно связана с производственной деятельно­

стью, что фактически исполняет функцию производительной силы общества;

· наука — катализатор процесса непрерывного соврешенствования производства (осоз­

нание данного факта повлияло на резкое изменение отношения к науке и явилось серь­
езной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики);

· социальная сила, непосредственно включенная в процесс социального развития и управления ими (использование научных исследований, для разработки масштабных проектов социально-экономического развития).


2. Экономические системы и собственность. Право собственности.

Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основе сложившихся отношений собственности и хозяйственного механизма. Ф. Прайор писал: «Экономическая система включает все те институты, организации, законы и прави­ла, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или кос­венно воздействуют на экономическое поведение и результаты».

Выделяют несколько видов экономических систем:

· традиционную;

· командно-административную;

· рыночную;

· смешанную.

Экономические системы отличаются наличием нескольких условий, среди которых наиболее значимые:

1) господствующая форма собственности;

2) механизм ценообразования;

3) наличие (отсутствие конкуренции);

4) мотивация людей к труду и др.

В традиционной системеэкономика основывается на натуральной форме общественного хо­зяйства, продукция производится прежде всего для собственного потребления. Господствующей формой собственности являетсяобщинная.Традиционная экономика характерна для доиндустри-альных обществ. Новейшая же история знает два основных вида экономических систем — ко­мандно-административную и рыночную.

Примером командно-административной системы является экономическая система Советского Союза, сформированная к концу 20-х годов и действовавшая до начала 80-х гг. XX в. В настоящее время примерами командно-административной экономики являются экономические системы Кубы и Северной Кореи. Основой командно-административной системы является государственная соб­ственностьна все ресурсы. Планирование экономики осуществляется из единого экономического центра и носит административный характер. Ценообразование также носит централизованный ха­рактер, не отражает реальной оценки произведенной продукции и не зависит от наличия или от­сутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара.

В рыночной экономической системеоснову экономических отношений составляет частная собственность.Вопросы производства и реализации производимой продукции производители решают самостоятельно, основываясь на личном интересе. Особенностью рыночной системы яв­ляется также ценообразование, которое не регулируется государством, а формируется путем взаи­модействия спроса и предложения товаров на рынке. Элементом рыночного механизма хозяйство­вания является также конкуренция, то есть соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Но нельзя отрицать и роль государства в рыночной экономике. Именно государство создает равные условия для конкуренции производителей, ограничивает монополизированное производство, стабилизирует экономические колебания и выполняет другие функции в экономической сфере, используя правовые (принятие законов) и финансово-экономические методы (установление налогов, пошлин и др.).

Однако в современном мире практически нет экономики, которая основывалась бы только на рыночном механизме и не включала бы элементы плановой экономики. Экономика, совмещающая элементы различных экономических систем, называется смешанной.Представляется, что такой вид экономической системы позволяет эффективно использовать сильные стороны как командно-административной экономики (планирование, социальные гарантии работникам), так и лучшие стороны рыночной экономической системы.

Отношения собственности (их еще называют имущественными отношениями) складываются между людьми ежедневно, даже можно сказать ежечасно.


3. К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их организацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложе­ние? Объясните ваши действия.

Необходимо проанализировать их деятельность на предмет выполнения Федерального закона «Об общественных объединениях». Данное общественное объединение должно со­ответствовать нормам этого закона, то есть представлять собой добровольное, самоуправ­ляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединив­шихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть гра­ждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения. Но членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а членами и участниками детских общественных объединений могут быть гражда­не, достигшие 8 лет.

Главное — выяснить цели и задачи данной организации, методы их деятельности. За­коном запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или дейст­вия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Хотя закон уточняет, что включение в учредительные и программные документы общественных объе­динений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

6Билет
1. Политический режим. Демократия.

Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти.
Современная политология различает три вида политических режимов:

1. Авторитарный

2. Тоталитарный

3. Демократический

Для авторитарного режима характерно ограничение, либо отсутствие демократических прав и свобод граждан. Конституции, как правило, декларируют основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблюдаются. Ликвидация или ограничение представительных учреждений. Запрещается деятельность всех партий, кроме пра­вящей, либо запрет всех партий. Оппозиции при авторитарном режиме не допускается. Власть кон­центрируется у правящей элиты, из которой выделяется лидер. При формировании разного рода го­сударственных органов нередко доминирует принцип назначаемости, а выборы в условиях запрета оппозиционных партий и изданий дают искаженные результаты. Хотя есть парламент и судебные ор­ганы, однако разделения властей на практике не существует, безраздельно доминирует исполнитель­ная власть с президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую пар­тию и принимает все важнейшие решения. Основным регулятором общественных отношений является не право, а волевые решения правителей. Государство вмешивается во все сферы жизни общества. Опорой такого государства становится полицейский и военный аппарат.

Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и т.д.). Государственные органы осуществляют всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствуют реальные права и свободы личности. Ликвидируется даже ограни­ченный плюрализм. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единой власти, представленной одним, часто пожизненным лидером. Главной особенностью такого политического режима является господство единой общеобязательной идеологии (например, идея господства «арийской расы» при нацизме). Критика этой идеологии не разрешается и влечет за собой наказа­ние.

Для демократического режима обязательным является не только конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие гарантий реализации их на практике. В демократи­ческом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осу­ществляется путем свободных выборов. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Главным регулятором общественных отношений является право (закон). Признает­ся право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства. Главными методами решения конфликтов являются компромисс и консенсус.
Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое государство. Вме­сте с тем значение демократии шире. Она представляет собой определенный идеал: весь образ жизни людей, характер общественных отношений, склад бытия, психология людей, политический режим в стране должны быть пропитаны традициями (идеями) демократии.

Демократия как власть народа осуществляется в двух формах — представительной и непосредст­венной.

Непосредственная (прямая) демократия — это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлению не­посредственной демократии относятся сходы, собрания, выборы, референдумы.
Кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (так называемая представи­тельная демократия). Под представительной демократией понимается участие граждан в деятельно­сти органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. Представи­тельная демократия находит свое наиболее яркое воплощение в парламентаризме. (Ведущее положе­ние парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.) В свою очередь парламент может быть демократическим органом только при условии соблюдения ряда принципов: выборности, сменяемости, широкой гласности и т.д.

Демократия — это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки:

1. высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей;

2. высокий уровень представительных учреждений и политического сознания людей, их высокий культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.


2. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» — так сформулировал основной принцип рыночной эко номики ученый А. Смит. Раскройте смысл этого утверждения и аргументируйте его.

Равное право преследовать свою выгоду является конкуренцией. Под конкуренцией подразумева­ется соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющих­ся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителю. Так, например, еще 15 лет назад при появлении на рынке мо­бильных телефонов, они казались немыслимой роскошью. Сейчас в связи с развитием новых техно­логий, достаточно большой конкуренцией и соответственно значительным снижением цены мобиль­ные телефоны стали доступны большинству жителей России.
Выдающийся итальянский экономист Вильфред Парето считал, что только в условиях свободной конкуренции может быть реализован открытый им принцип: в обществе всеобщего благоденствия все выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке индивидуум, извлекая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Другими словами, бо­гатство общества увеличивается в том случае, если все члены общества выигрывают.
Способность рынка эффективно регулировать распределение ограниченных ресурсов и предос­тавлять надежную информацию покупателям и продавцам классик экономической науки Адам Смит назвал «невидимой рукой провидения». Покупатель не знает продавца и производства, производи­тель не знает покупателя. Но обоими управляет «невидимая рука», обеспечивая благосостояние всех по мере того, как каждый из продавцов и покупателей обеспечивает наилучшим образом свое личное благосостояние. То есть стремление каждого к богатству ведет к богатству общества в целом.

3. На территории, примыкающей к заповеднику, региональные власти решили строить нефтеперерабатывающий завод. Население региона разделилось на два лагеря: защитников природы, выступающих против этого строительства, и сторонников открытия нового пред­приятия, позволяющего решить серьезную для данной территории проблему безработицы. Вы оказались в группе местных жителей, в которой спорили сторонники той и другой позиции. Какую из этих позиций вы готовы поддержать? Какие аргументы вы приведете?

Предложенная проблема является крайне актуальной для современной России и отражает кон­фликт, существующий между человеком как социальным существом и природой. Суть конфликта заключается в отрицательном, как правило, воздействии человека на природу в результате его хозяй­ственной деятельности, бурного расцвета научно-технической революции.
Несомненно, размещение нефтеперерабатывающего завода существенно улучшит экономиче­скую ситуацию в регионе, позволит увеличить количество рабочих мест. Перевод завода в другую местность все равно не гарантирует экологическую безопасность жителям. Единственным гарантом экологической безопасности может являться соблюдение всех технологических и экологических правил при постройке и функционировании объекта. Но в этом случае необходимо сотрудничество в этом вопросе как государственных, муниципальных органов власти, так и общественности.

Одним из механизмов осуществления экологического контроля является экологическая экспертиза, то есть установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим тре­бованиям.
Статья 19 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» закрепляет следующие права граждан и общественных организаций (объединений) в области эколо­гической экспертизы:
выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной
и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, прожи­
вающего на данной территории;
направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территори­альным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологи­ческим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;получать от федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в об­ласти экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспер­тизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законо­дательству Российской Федерации.
При подготовке заключения государственной экологической экспертизы при принятии решения должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной эколо­гической экспертизы и отражающие общественное мнение.
Таким образом, при принятии решения о строительстве данного объекта необходимо учесть все возможности государственного и общественного контроля над данным объектом.

7Билет

Наши рекомендации