Правопорядок: проблемы понимания
Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности
организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние
общественных отношений на определенном этапе развития общества.
Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления —
общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется
организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в
отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не
только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев,
корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть
состояние урегулированности общественных отношений, основанное на
реализации всех социальных норм и принципов.
Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного
воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для
государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка
является правопорядок. С другой — состояние общественного порядка
обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать
правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому
нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 У К
предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение
общественного порядка.
Таким образом, правопорядок и законность — цель и результат правового
регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние
которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому
не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов
выступает работа по их обеспечению (укреплению).
87)Соотношение права, политики и экономики.
Экономика — это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества. Политика — это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом — с другой. (Определение права давалось выше.)
Существует два основных подхода к соотношению данных понятий.
Согласно первому подходу, среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в других сферах социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права перед экономикой (например, в эпоху буржуазных ре-волюций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения).
Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика же выступает посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.
Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право. Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений.
Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.
Соотношение же между политикой и правом проявляется двояко:
1) когда определяющим фактором выступает политика и
2) когда определяющим фактором выступает право.
88)Правовое гос.: теория и практика.
Предпосылки формирования правового государства:
- Экономические. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности, наличие самостоятельности и свободы собственности.
- Социальные. Развитое гражданское общество. В центре внимания правового государства находится человек, его интересы.
- Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства.
- Политические предпосылки. Разделение властей, развитие принципа парламентаризма.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая основана на правовом законе и строится во взаимоотношениях с индивидами и их объединениями на основе правовых норм.
Принципы правового государства
- Приоритет (верховенство) правового закона в общественной жизни (гражданское общество) и политических структурах (государственная власть).
- Принцип правовой защищенности человека и гражданина, гарантированность прав и свобод личности.
- Взаимная ответственность личности и государства.
- Принцип разделения властей.
- Независимость судебной власти.
- Соответствие национального (внутреннего) законодательства общепризнанным стандартам и нормам международного права.
Принцип разделения властей или система сдержек и противовесов предотвращает возвышение одной власти над другими, сводит к минимуму ошибки в управлении, повышает его эффективность. Она успешно действует только в условиях стабильности общества и предполагает достаточно высокую политическую культуру представителей всех ветвей власти, умение сотрудничать между собой и находить компромиссы.
Правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
1.Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
2.Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
3.Располагает специальным государственным механизмом.
4.Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.
5.Существует благодарят налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным суверенитетом.