Iii. проблемы продуцирования и понимания речи

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛИНГВИСТИКУ

Рекомендовано

Министерством образования

Российской Федерации

в качестве учебника

для студентов

высших учебных заведений,

обучающихся

по филологическим

специальностям

ББК81-923 322

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор А.И. Новиков

доктор филологических наук, профессор Ю.А. Сорокин

Учебная литература

по гуманитарным

и социальным дисциплинам

для высшей школы

и средних специальных

учебных заведений

готовится и издается

при содействии

Института

«Открытое общество»

(Фонд Сороса)

в рамках программы

«Высшее образование»

Редакционный совет:

В.И. Бахмин

Я.М. Бергер

Е.Ю. Гениева

Г.Г. Дилигенский

В.Д. Шадриков

Научная библиотека МГУ

ISBN 5-7281-0282-4

©Залевская A.A., 1999 © Российский государственный гуманитарный университет, 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие .... ВВЕДЕНИЕ

0.1. Причины возникновения ПЛ и ее "отраслевая принадлежность" ......

0.2. Разные подходы к периодизации развития ПЛ и классификации

ее ведущих научных направлений ............................................

0.3. Зависимость динамики ПЛ от разных факторов ..........................

0.4. Динамика проблематики ПЛ в контексте развития мировой науки

0.5. Актуальные проблемы ПЛ в текущий период ..............................

0.6. Заключение .............................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ ...

9 11 11

13 19 21 24 26 26

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Глава 1 СПЕЦИФИКА ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

1.1. Четыре аспекта языковых явлений и различия в подходах к ним

с позиций разных наук.................................................................................

1.2. Основные особенности ПЛ подхода к изучению языка

как достояния человека ..................................................................

1.3. Роль теории деятельности в формировании ПЛ подхода к анализу

языковых явлений ..........................................................................

1.4. Взаимодействие теории и исследовательских процедур

при ПЛ подходе к анализу языковых явлений ..................................

1.5. Заключение ....................................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ ..........

29 34 37

41 41

Глава 2. ЯЗЫКОВОЙ/РЕЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ЕГО РАБОТЫ

2.1. Различные трактовки понятия "механизм" ................................................... 44

2.2. Фундаментальные механизмы психической деятельности человека...... 45

2.3. Механизмы речевой деятельности ..................................................... 47

2.4. Общее понятие языкового/речевого механизма человека

и круг связанных с ним вопросов ...........................................

2.5. Основополагающие принципы функционирования

языкового/речевого механизма человека ..............................

2.6. Различные подходы к описанию работы языкового/речевого механизма человека...............................................................

2.7. Заключение..........................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ.

50 52

58 63 63

Глава 3 ВВИДЫ ЗНАНИЙ И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

3.1. Различные основания для классификации знаний...................................... 66

3.2. Декларативные и процедурные знания при овладении

и пользовании языком ..................................................................... 71

3.3. Некоторые особенности процессов функционирования знаний

при овладении и пользовании языком .............................................. 74

3.4. Врожденное и прижизненно приобретаемое в языковом/речевом

механизме человека ........................................................................ 79

3.5. Возможности перехода "выученного" знания в "освоенное" знание...... 82

3.6. Интериоризация и экстериоризация знаний ........................................ 87

3.7. Разграничение ряда смежных понятий................................................ 90

3.8. Заключение ..................................................................................... 95

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ ........... 95

II. СЛОВО В ЯЗЫКОВОМ/РЕЧЕВОМ МЕХАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

Глава 4 ДИНАМИКА ПОДХОДОВ К ТРАКТОВКЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА КАК ДОСТОЯНИЯ ИНДИВИДА

4.1. Значение слова и возможности его описания............................................

4.2. Различные подходы к проблеме значения .........................................

4.2.1. Ассоциативный подход к значению слова...................................

4.2.2. Параметрический подход к значению слова................................

4.2.3. Признаковый подход к значению слова.....................................

4.2.4. Прототипный подход к значению слова.....................................

4.2.5. Ситуационный подход к значению слова...................................

4.3. Некоторые новые тенденции в трактовке значения слова...................

4.3.1. Критика идеи "семантического треугольника" ............................

4.3.2. Соотношение между значением и интеллектуальными

возможностями человека ........................................................

4.3.3. Константность и вариативность значения ..................................

4.3.4. Соотношение субъективного и объективного в значении слова.....

4.4. Некоторые вопросы функционирования значения .............................

4.5. Заключение..................................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ .........

97 103 104 107 109 112 114 117 118

124 126 128 131 134 134

Глава 5 МЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН С ПОЗИЦИЙ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ

5.1. Различные подходы к трактовке лексикона......................................

5.2. Дискуссионные вопросы специфики лексикона

и его организации....................................................................

5.3. Лексикон как динамическая функциональная система...................

5.4. "Ядро" лексикона индивида.......................................................

5.5. Заключение ....................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ ....

143 153 168 170 171

Глава 6 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛОВА КАК ЕДИНИЦЫ ЛЕКСИКОНА ЧЕЛОВЕКА

6.1. Общие вопросы теории .....................................................................

6.2. Моделирование процессов опознавания слов ...........................

6.3. Некоторые особенности опознавания производных слов

6.4. Некоторые особенности опознавания неоднозначных слов .........

6.5. Особенности идентификации словесных новообразований .........

6.6. Особенности идентификации фразеологизмов ..........................

6.7. Заключение .......................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ

174 176 184 189 194 196 200 200

III. ПРОБЛЕМЫ ПРОДУЦИРОВАНИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Глава 7 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕЧЕПРОИЗВОДСТВА

7.1. Особенности процессов продуцирования речи .......................................

7.2. Динамика подходов к моделированию процессов речепроизводства

7.3. Некоторые модели речемыслительного процесса

и продуцирования речи .............................................................

7.4. Речевые ошибки с позиций моделей речемыслительного процесса ...

7.5. Заключение.............................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ .....

212 225 234 234

Глава 8. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

8.1. Звучащий и записанный текст: общее и различия

в процессах восприятия и понимания..........................................................

8.2. Основные особенности восприятия речи со слуха ..............................

8.3. Основные особенности восприятия письменной речи ..........................

8.4. Роль слова в понимании текста........................................................

"•5. Динамика исследовательских подходов к пониманию текста ...............

237 239 243 244 247

8.6. Проекция текста и ее моделирование................................................ 253

8.7. Опоры при понимании высказываания/текста................................... 257

8.7. Заключение..................................................................................... 262

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ........... 262

ПРИЛОЖЕНИЕ: Структурные опоры понимания высказывания........ 263

Глава 9 ВЫВОДНОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

9.1. Выводное знание с позиций разных подходов.............................................. 267

9.2. Выводное знание и смежные с ним понятия................................................ 270

9.3. Механизмы получения выводного знания.................................................... 272

9.4. Использование выводного знания................................................................ 273

9.5. Опоры при пользовании выводным знанием ................................................ 274

9.6. Проблема признака и его роли в процессах опоры

на выводное знание...................................................................................... 276

9.7. Заключение................................................................................................... 283

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ....................... 283

ПРИЛОЖЕНИЕ: Опора на выводные знания при прогнозировании

развертки текста в процессе его понимания.................... 285

Наши рекомендации