Правовая квалификация нарушений порядка осуществления деятельности в области таможенного дела

Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности строго регламентированы в Таможенном кодексе Таможенного союза. Статья 16.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного таможенным законодательством Таможенного союза порядка осуществления деятельности в области таможенного дела и направлена на исключение из этой сферы участия недобросовестных лиц.

Деятельность в области таможенного дела согласно ТК ТС осуществляется:

— таможенными представителями (ст. 12–17 ТК ТС);

— таможенными перевозчиками (ст. 18–22 ТК ТС);

— владельцами складов временного хранения (ст. 23–27 ТК ТС);

— владельцами таможенных складов (ст. 28–32 ТК ТС);

— владельцами магазинов беспошлинной торговли (ст. 33–37 ТК ТС);

— уполномоченными экономическими операторами (ст. 38–41 ТК ТС).

В соответствии со ст. 54 ФЗ-311 деятельность в области таможенного дела могут осуществлять только лица, включенные в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (реестр таможенных представителей, реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов, реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, реестр уполномоченных экономических операторов). Исключение лица из реестра влечет утрату им права осуществлять соответствующую деятельность (ст. 57 ФЗ-311).

Административная ответственность за нарушение установленного порядка осуществления деятельности в области таможенного дела установлена ст. 16.23 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ, выражается в совершении от имени декларанта или других заинтересованных лиц таможенных операций в соответствии с таможенным законодательством. Это могут быть операции по таможенному декларированию определенных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД, либо таможенные операции в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, либо отдельные таможенные процедуры в рамках деятельности одного или нескольких таможенных органов. Состав административного правонарушения будет только в том случае, если эти операции осуществляются лицами:

— не включенными в реестр таможенных представителей, в том числе лицами, которые не могут, согласно таможенному законодательству Таможенного союза или законодательству Российской Федерации, быть включены в такой реестр, то есть вообще не имеют права на такую деятельность;

— включенными в указанный реестр на основании недействительных документов;

— исключенными из такого реестра.

Таможенное законодательство устанавливает только одно исключение из этого общего правила, разрешая представлять интересы третьих лиц (как физических, так и юридических). Так, от имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза (ч. 1 ст. 158 ТК ТС). В соответствии с ФЗ-311, при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза документы и сведения от имени перевозчика могут быть представлены таможенным органам в месте прибытия любым иным лицом, действующим по поручению перевозчика (ч. 4 ст. 194). Субъектами правонарушения выступают физические, должностные и юридические лица.

Рассматриваемое АП носит латентный характер. По экспертным оценкам Ассоциации таможенных представителей, лица, незаконно осуществляющие деятельность в области таможенного дела, совершают от трети до половины всех выявленных НТП по ст. 16.2 КоАП РФ. Это подтверждается и статистикой ФТС России, свидетельствующей, что количество ДАП, возбуждаемых по ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ, втрое меньше, чем по остальным составам НТП.

Существует несколько схем маскировки этих правонарушений, совершаемых физическими лицами (чаще всего бывшими сотрудниками таможенных органов или других правоохранительных органов) и юридическими лицами, специализирующимися на оказании юридических услуг. Так, с физическими лицами, незаконно осуществляющими таможенное оформление иностранного товара, заключаются фиктивные трудовые соглашения как с сотрудниками юридического лица — участника ВЭД, хотя реально выполняется договор об оказании услуг. При этом также нарушается трудовое и налоговое законодательство, не производится отчисление страховых взносов, не уплачиваются налоги и тому подобное. Парадокс заключается в том, что декларанту выгоднее заплатить штраф в случае выявления НТП, чем готовить специалиста по таможенному оформлению и включать его в штат организации или предприятия. В то же время при доказывании вины физического лица или декларанта таможенные органы не могут выходить за рамки своей компетенции, опираясь на факты нарушения налогового и трудового законодательства. Единственным путем, способствующим пресечению АП, является организация действенного взаимодействия с налоговыми органами и инспекцией по труду.

Юридические лица (юридические консультации) прикрывают незаконные операции по таможенному оформлению иностранных товаров, заключая договоры с декларантами о проведении различного рода консультаций по правовым вопросам, оказании услуг по подготовке и проверке документов. В подготовленных ими ТД указываются в качестве исполнителей работники в организации декларанта. В этих случаях между заинтересованными сторонами производится безналичный расчет. Подобные действия наносят экономический ущерб, государство недополучает значительные суммы денежных средств.

Незаконное осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, уполномоченных экономических операторов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, складов временного хранения или таможенных складов лицами, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исключенными из такого реестра, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, за исключением случаев, если осуществление такой деятельности связано с завершением таможенных операций, обязанность по совершению которых возникла до исключения лица из соответствующего реестра, влечет ответственность по ч. 2 ст. 16.23 КоАП РФ.

Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в незаконном осуществлении указанными лицами перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, либо хранения товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении или помещенных под таможенный контроль. Субъектами правонарушения выступают должностные и юридические лица.

Часть 3 статьи 16.23 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение лицом, включенным в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, либо его правопреемником предусмотренной в п. 1 ст. 55 ФЗ-311 обязанности сообщить таможенному органу в письменной форме об изменении сведений, указанных в заявлении, подаваемом в таможенный орган для включения в соответствующий реестр. Сообщить о таких изменениях лицо обязано в течение пяти рабочих дней со дня наступления соответствующего события или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ, могут быть граждане, должностные лица и юридические лица, а ч. 2 и 3 этой статьи — только юридические и должностные лица.

Наши рекомендации