К теме «Юридическая ответственность»
На первом этапе занятия студентам предлагается проверочная терминологическая работа. К числу базовых понятий темы, в частности, относятся: юридическая ответственность как публичное правоотношение и новая субъективная юридическая обязанность.
С целью закрепить теоретический материал студентам предлагается выполнить приведенные ниже задания и ответить на контрольные вопросы.
1. Известная пословица гласит: «Нет вины на том, кто вынужден подчиняться». Изучите ст. 42 УК РФ и решите, верно ли это утверждение.
2. Изучите ст.ст. 1079, 1081 ГК РФ. Как вы считаете, почему законодатель для некоторых гражданско-правовых отношений установил ответственность за невиновное поведение?
Поскольку следствием правонарушения является привлечение лица к юридической ответственности, то на завершающей стадии занятия предлагается заполнить таблицу.
Виды юридической ответственности
Конституционная | Гражданско-правовая | Административная | Дисциплинарная | Уголовная | Международно-правовая | |
Основание привлечения | ||||||
Акт, предусматривающий ответственность | ||||||
Акт, предусматривающий порядок привлечения в ответственности | ||||||
Органы и лица, уполномоченные привлекать к ответственности | ||||||
Субъекты привлечения к ответственности | ||||||
Форма решения (наименование правоприменительного акта) | ||||||
Форма выражения ответственности |
23-Федотова
К теме «Законность и правопорядок»
После обсуждения вопросов плана семинарского занятия с целью продемонстрировать практическую значимость анализируемых вопросов студентам предлагается выполнить задания и ответить на дополнительные вопросы.
1. В чем различие терминов: «законность», «легитимность», «легитимация»?
2. Как вы понимаете юридическое изречение: «Пусть правят законы, а не люди»?
3. В Указе Петра Первого от 17 апреля 1722 года «О хранении прав гражданских» было сказано: «…ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, …всуе законы писать, когда их не хранить или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти, что нигде в свете так нет, как у нас было, а отчасти и еще есть, и зело тщатся всякие мины чинить под фортецию правды». Какой вывод можно сделать на основании этого указа о состоянии законности в России в начале XVIII в.?
4. Первого декабря 1934 г. был убит С. М. Киров. В тот же день Президиум ЦИК СССР принял постановление «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов», согласно которому сроки следствия по данной категории дел ограничивались десятью днями, обвинительное заключение вручалось за один день до суда, дела рассматривались без участия адвоката и прокурора, кассационные жалобы и прошения о помиловании не допускались, приговор к высшей мере приводился в исполнение немедленно. Постановление неукоснительно проводилось в жизнь правоохранительными органами государства. Как вы думаете, законность в стране торжествовала? В чем суть законности?
В исследовательской части семинарского занятия студентам предлагается составить таблицу соотношения понятий: «норма права», «законность», «правопорядок».
Факторы сравнения | Право | Законность | Правопорядок |
Определение понятия | |||
Содержание | |||
Время реализации | |||
Функции | |||
Взаимосвязь и взаимообусловленность |
24-
К теме « Механизм правового регулирования»
После обсуждения на первом этапе семинарского занятия основных вопросов плана с целью анализа состояния правового регулирования в РФ современного периода студентам предлагается привести свои примеры положительной дискриминации и привилегий в праве, которые они должны подобрать самостоятельно при подготовке к семинарскому занятию. После обсуждения примеров студентам предлагается ответить на вопросы:
Как вы думаете, почему правовые льготы называют «положительной дискриминацией»?
Чем правовые льготы отличаются от привилегий в праве?
С целью проконтролировать усвоение студентами основных понятий и категорий данной темы в заключительной части семинарского занятия проводится терминологическая работа. К числу базовых понятий темы, в частности, относятся:процесс правового регулирования, стадии и содержание процесса правового регулирования, инструменты правового регулирования, стимулы (субъективные юридические права, льготы, привилегии, поощрения), правовые ограничения (субъективные обязанности, ответственность, наказание), правовые режимы, понятие эффективности правового регулирования, условия эффективного правового регулирования.
В рамках самостоятельной работы и осуществления самоконтроля студентам предлагается, используя нормативные правовые акты, подобрать собственные примеры привилегий и льгот в праве.
Персионов