Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
млрд. рублей
2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |||||
закон с учетом измене-ний | %% к преды-дущему году | проект | %% к преды-дущему году | проект | %% к преды-дущему году | проект | %% к преды-дущему году | |
ВСЕГО | 12 745,1 | 116,7 | 13 387,3 | 105,0 | 14 101,9 | 105,3 | 15 316,0 | 108,6 |
Условно утвержденные | 388,9 | 1 206,6 | ||||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) | 12 745,1 | 116,7 | 13 387,3 | 105,0 | 13 713,0 | 102,4 | 14 109,4 | 102,9 |
в том числе: | ||||||||
Общегосударственные вопросы | 871,1 | 112,0 | 859,0 | 98,6 | 849,8 | 98,9 | 862,6 | 101,5 |
Национальная оборона | 1 864,5 | 123,0 | 2 345,7 | 125,8 | 2 771,6 | 118,2 | 2 864,7 | 103,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 844,5 | 146,4 | 2 011,2 | 109,0 | 1 883,5 | 93,7 | 2 074,1 | 110,1 |
Национальная экономика | 1 754,1 | 98,0 | 1 702,8 | 97,1 | 1 682,0 | 98,8 | 1 630,3 | 96,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 136,9 | 48,9 | 170,3 | 124,4 | 143,9 | 84,5 | 115,4 | 80,2 |
Охрана окружающей среды | 22,2 | 126,1 | 22,8 | 102,7 | 24,0 | 105,3 | 24,1 | 100,4 |
Образование | 614,8 | 111,1 | 597,4 | 97,2 | 544,3 | 91,1 | 573,0 | 105,3 |
Культура, кинематография | 90,9 | 108,5 | 88,6 | 97,5 | 87,5 | 98,8 | 90,8 | 103,8 |
Здравоохранение | 554,7 | 111,0 | 506,6 | 91,3 | 466,4 | 92,1 | 383,3 | 82,2 |
Социальная политика | 3 930,2 | 125,6 | 3 901,4 | 99,3 | 4 008,5 | 102,7 | 4 197,0 | 104,7 |
Физическая культура и спорт | 42,3 | 95,7 | 41,2 | 97,4 | 28,7 | 69,7 | 30,4 | 105,9 |
Средства массовой информации | 75,6 | 123,7 | 70,6 | 93,4 | 65,6 | 92,9 | 50,8 | 77,4 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 383,3 | 145,9 | 444,8 | 116,0 | 540,9 | 121,6 | 628,0 | 116,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера | 560,2 | 86,0 | 624,9 | 111,5 | 616,5 | 98,7 | 584,9 | 94,9 |
Наибольший вес в общем объеме расходов федерального бюджета имеют бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сферах национальной безопасности и обеспечения обороноспособности, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации, а также социальной политики с учетом мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (таблица 5.2).
Таблица 5.2
Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
млрд. рублей
2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |||||
закон с учетом измене-ний | %% к общему объему | проект | %% к общему объему | проект | %% к общему объему | проект | %% к общему объему | |
ВСЕГО | 12 745,1 | 100,0 | 13 387,3 | 100,0 | 14 101,9 | 15 316,0 | ||
Условно утвержденные | 388,9 | 1 206,6 | ||||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) | 12 745,1 | 100,0 | 13 387,3 | 100,0 | 13 713,0 | 100,0 | 14 109,4 | 100,0 |
в том числе: | ||||||||
Общегосударственные вопросы | 871,1 | 6,8 | 859,0 | 6,4 | 849,8 | 6,2 | 862,6 | 6,1 |
Национальная оборона | 1 864,5 | 14,6 | 2 345,7 | 17,5 | 2 771,6 | 20,2 | 2 864,7 | 20,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 844,5 | 14,5 | 2 011,2 | 15,0 | 1 883,5 | 13,7 | 2 074,1 | 14,7 |
Национальная экономика | 1 754,1 | 13,8 | 1 702,8 | 12,7 | 1 682,0 | 12,3 | 1 630,3 | 11,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 136,9 | 1,1 | 170,3 | 1,3 | 143,9 | 1,0 | 115,4 | 0,8 |
Охрана окружающей среды | 22,2 | 0,2 | 22,8 | 0,2 | 24,0 | 0,2 | 24,1 | 0,2 |
Образование | 614,8 | 4,8 | 597,4 | 4,5 | 544,3 | 4,0 | 573,0 | 4,1 |
Культура, кинематография | 90,9 | 0,7 | 88,6 | 0,7 | 87,5 | 0,6 | 90,8 | 0,6 |
Здравоохранение | 554,7 | 4,4 | 506,6 | 3,8 | 466,4 | 3,4 | 383,3 | 2,7 |
Социальная политика | 3 930,2 | 30,8 | 3 901,4 | 29,1 | 4 008,5 | 29,2 | 4 197,0 | 29,7 |
Физическая культура и спорт | 42,3 | 0,3 | 41,2 | 0,3 | 28,7 | 0,2 | 30,4 | 0,2 |
Средства массовой информации | 75,6 | 0,6 | 70,6 | 0,5 | 65,6 | 0,5 | 50,8 | 0,4 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 383,3 | 3,0 | 444,8 | 3,3 | 540,9 | 3,9 | 628,0 | 4,5 |
Межбюджетные трансферты общего характера | 560,2 | 4,4 | 624,9 | 4,7 | 616,5 | 4,5 | 584,9 | 4,1 |
Информация относительно факторов, влияющих на формирование объемов бюджетных ассигнований по основным приоритетным направлениям бюджетной политики изложена в соответствующих разделах настоящего документа.
По отдельным направлениям бюджетных ассигнований федерального бюджета отмечается следующее.
Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2013 – 2015 годах:
– безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства Российской Федерации, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи, применение принципа оценки нуждаемости при установлении мер социальной поддержки);
– обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и дальнейшего развития пенсионной системы;
– обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание, а также вступления в силу положений Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
– обеспечение реализации первоочередных задач социальной сферы, поставленных в указах Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», «О мерах по реализации демографической политики».
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере социальной политики составит в 2013 году 3 901,4 млрд. рублей, 4 008,5 млрд. рублей в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году.
При этом следует отметить ежегодный рост расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по указанному направлению (таблица 5.3).
Таблица 5.3
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере социальной политики
млрд. рублей
Наименование | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
Социальная политика, всего | 7 824,0 | 8 440,0 | 9 092,0 | 9 669,1 |
удельный вес в общей сумме расходов бюджетов бюджетной системы РФ, % | 34,5 | 34,3 | 34,5 | 33,6 |
в том числе: | ||||
Расходы федерального бюджета | 3 930,2 | 3 901,4 | 4 008,5 | 4 197,0 |
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов без учета межбюджетных трансфертов | 2 908,5 | 3 467,5 | 3 934,8 | 4 249,7 |
в том числе: | ||||
Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ без учета межбюджетных трансфертов | 2 509,0 | 2 996,4 | 3 422,1 | 3 682,7 |
Расходы бюджета ФСС РФ без учета межбюджетных трансфертов | 399,5 | 471,1 | 512,7 | 567,0 |
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации | 985,3 | 1 071,1 | 1 148,7 | 1 222,4 |
При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов финансово обеспечено исполнение в полном объеме законодательно установленных публично-нормативных и иных социально-значимых обязательств,в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций (таблица 5.4):
Таблица 5.4
Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных