Понятие и сущность конституции. Лекция 1 (Л-1). Основы конституционной теории
Лекция 1 (Л-1). Основы конституционной теории.
Термин «Конституция» произошло от латинского слова «constituio» - установление. Это понятие зародилось в Древнем Риме. Оно использовалось для обозначения указов римских императоров.
В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.
Как основной закон государства Конституция регулирует права и свободы человека и гражданина, форму правления и территориального устройства государства, правовой режим и политическую систему.
Главное отличие Конституции от обычных законов в том, что она характеризуется стабильностью и долговечностью. Это выражается следующими факторами: в силу отсылочного характера ее положений, Конституция имеет усложненный порядок изменения, который служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.
В системе источников позитивного конституционного права самое важное место занимает конституция. Так как она закрепляет наиболее важные нормы и принципы, формирующие детальное правовое регулирование в различных сферах. Исключительность Конституции заключается в том, что для ее принятия всегда используется особый порядок. Порядок внесения поправок и изменений в статьи Конституции, как правило, определяется ее положениями. Обязательным признаком любого правового государства является конституция. Правовым признается государство, основанное на господстве права. Оно отрицает произвол власти и закрепляет «носителем суверенитета и единственным источником власти народ». Конституция регулирует практически все сферы общественных отношений. А в соответствии с принципом демократии, конституция обязана гарантировать не только власть народного большинства, но и защиту прав и свобод меньшинства.
Конституция имеет ярко выраженное духовно-мировоззренческое назначение. Мировоззрение - система взглядов, идей о том, как устроен (должен быть устроен) мир, какое место занимает (должен занимать) в нем человек. Закрепляя общественно-государственное устройство, место в нем человека, конституция зримо отражает определенное мировоззрение, делает тот или иной идеологический выбор. Конституция выражает моральные установки, господствующие в обществе. С помощью конституции происходит перевод на язык права распространенных в нем культурных ценностей: национальных, религиозных, этических и др. Она отвечает за юридическое освящение названных ценностей, придания им статуса непреложных начал, требующих к себе выспоренного отношения. Конституция - это своеобразная «правовая Библия».
Конституция призвана обеспечивать устойчивость общества, сопрягать воедино разные поколения, десятилетия, даже столетия. В идеале она - средство обеспечения многолетней многопоколенной преемственности в обществе, а значит, сила, которая наряду с государством, религией, языком формирует народ, превращает его из объекта манипуляций в субъект истории, знающий свои исторические корни, держащийся на них, способный на сознательный выбор собственного пути. Конституция, пережившая несколько поколений, начинает восприниматься людьми как часть среды, которая ценна сама по себе, а не как прикладное средство решения очередных политических задач.
Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его суверенитет, территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.
В конституции права и свободы человека и гражданина, его обязанности по отношению к государству, провозглашаются наивысшей ценностью. Конституция также гарантирует защиту интересов как общества в целом, так и каждого индивида в отдельности.
Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.
Конституция учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.
Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.3
Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.
В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе
всеобщего избирательного права, и т.п., то есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации.4 Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним.
Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.
По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.
Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет.
Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.
Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.
Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом
рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.
Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.
В Российской Федерации действующая Конституция принята в результате проведения всенародного референдума 12 декабря 1993 года. Она регламентирует широкий круг вопросов, в частности тех, которые связаны с закреплением основ конституционного строя (глава 1 первого раздела Конституции РФ), основных прав и свобод человека и гражданина (глава 2), федеративного устройства (глава 3); статуса и полномочий Президента Российской Федерации (глава 4), Федерального Собрания (глава 5), Правительства Российской Федерации (глава 6), органов судебной власти (глава 7) и местного самоуправления (глава 8); порядка внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции (глава 9).
Наряду с Конституцией Российской Федерации действуют также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия. Конституции республик также обладают высшей юридической силой на их территории. Но Конституция РФ имеет верховенство на всей территории Российской Федерации (ст. 4 Конституции РФ), что означает необходимость соответствия и отсутствия противоречий конституций республик последней.
Таким образом, понятие Конституции чрезвычайно сложно выразить в краткой дефиниции, имеющей универсальное значение, необходим учет ее различных аспектов, причем в зависимости от конкретных обстоятельств тот или иной срез может оказаться превалирующим и играть доминирующую роль в интерпретации соответствующего конституционного положения.