Умение быть лидером будет определять, сможет ли юрист достигнуть профессиональных высот и будет ли он счастлив в своей работе
Тема 3. Юридическое образование и юридическая наука
Основные вопросы темы:
1. Возникновение юриспруденции в Древнем Риме.
Содержание современного юридического образования
Юридическая наука
1. Родиной юридической науки и первых форм целенаправленной подготовки профессиональных правоведов по праву можно считать Древний Рим. Обозначением общего понятия права – во всем многообразии предполагаемых оттенков и соотношений – являлось латинское слово jus, имеющее древнейшее, еще индоарийское происхождение. Данное понятие имело чисто социальную наполненность, выражало некий выработанный самими людьми закон человеческого общежития. Понятие права в римской юридической культуре имело много различных оттенков. Правом могли обозначаться правила общежития в отличие от нравов и обычаев. Право могло обозначать определенное общественное или государственное состояние – в отличие от бесправия. Наконец, право могло сливаться с более общим понятием правопорядка вообще. Под этим словом могла пониматься совокупность норм, отличающаяся по своему источнику: право писаное - право неписаное; по историческому значению: право новое – право древнее. Jus обозначало и субъективное право: право кого либо на выражение воли, на завещание или даже более узко – на отказ от опекуна.
Несмотря на множественность своих значений, для того чтобы быть правом в юридическом смысле, т. е. функционирующим в сфере регулирования общественных отношений, право должно было отвечать некоторым основным критериям. По большому счету их можно выделить два: а) властно-обязывающая принудительность; б) выраженность в конкретных юридических нормах, представляющих особую форму существования этого права. Такое светское, конкретно-юридическое понимание права возникает в Риме на рубеже конца IV начала III в. в. до н. э. Связано это во многом с именем Гнея Флавия, который первым опубликовал сборник процессуально-правовых формул, впоследствии совокупность этих формул стали именовать цивильным правом (jus zivile).
Так, собственно и возникла наука юриспруденция – наука о праве (jus), т. е. правоведение. Знатоки права стали называться юристами. Начало систематическому публичному преподаванию юриспруденции положил первый верховный понтифик Тиберий Корунканий, который в 253 г. до н. э. в присутствии своих учеников начал разбирать юридические вопросы, и открыто высказывать по ним свое мнение.
Существенное значение также имело деление всего права на публичное и частное. Публичное право, согласно классическому определению Ульпиана, относится к положению римского государства, частное право – к пользе отдельных лиц. Римские юристы большей частью интересовались частным правом (и особенно гражданским), но в то же время много внесли и в публичное право (государственное, административное, финансовое, военное право).
Значительный вклад в римскую юриспруденцию внес выдающийся римский оратор, политик и одновременно юрист-теоретик и практик М. Т.Цицерон (II-I в. в. до н. э.). Он исходил из единой естественно-правовой концепции закона (позитивного права) и государства. По его мнению, они суть различные выражения одного и того же единого разумного и справедливого начала –естественного права, которое возникает намного раньше, чем любой закон, чем какое-либо государство. Определяя государство как «дело народа» (res publika).
Подлинного расцвета римская юриспруденция достигла в последний период республики, и особенно в первые два века империи. Занятие правом в целом было в традициях римского общества и считалось одним из почетнейших и благороднейших видов деятельности. Сформировалось несколько видов правотворческой и правоприменительной деятельности юристов: 1) составление рекомендательно-обязательных сделок (позже из этого выросли нотариусы); 2) ответы на запросы частных лиц, а также судей и должностных лиц; 3) составление судебных формул; 4) написание сочинений, трактатов по самостоятельно выбранному юридическому вопросу.
Уже первые римские императоры стремились заручиться поддержкой влиятельных юристов и во времена Августа наиболее известные юристы получили специальное право давать ответы от имени императора. Такие ответы пользовались большим авторитетом и постепенно стали обязательными для судей. Однако со второй половины III века начинается упадок римской юриспруденции. В этот период власть императоров становится абсолютной, а их воля – единственным источником права. Юристы стали работать главным образом в качестве чиновников императорских канцелярий. Вместе с тем комментарии римских юристов сохранил прежнее значение источника права. В 426 году был принят специальный закон «О цитировании юристов», в котором обязательная сила признавалась за сочинениями 5 римских юристов – Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая.При различии мнений этих юристов предписывалось придерживаться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов предпочтение голосов отдавалось Папиниану. Сочинения этих выдающихся юристов легли в основу проведенной в VI веке во время правления византийского императора Юстиниана кодификации – всесторонней систематизации всего римского права.
Средневековая юридическая мысль в Европе развивалась под заметным влиянием римской юриспруденции. С возникновением в Европе первых городов в XII веке появляются люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью. При монастырях возникают школы, сначала они были только «внутренними» – в них обучали молодых монахов, а затем они начали обучать учеников с разных мест. Исследования в области права (как и медицины) сначала сосредоточились в Италии. Здесь появились первые юридические школы - в Павии, Равенне и других городах.
В XII веке всех затмила школа в Болонье. В этом городе начали выступать известные знатоки римского права, комментировавшие Кодекс Юстиниана, здесь монах Грациан впервые создал кодекс канонического права, который облегчил обучение квалифицированных правоведов для нужд Церкви. В это же время за римским правом признается статус основного источника права, и связано это главным образом с деятельностью юристов возникшего в конце века Болонского университета,который вскоре стал центром тогдашней юридической мысли. В этом же направлении развивалась юриспруденция и в других университетах – Падуе, Пизе, Париже, Орлеане и др.
Таким образом, первые университеты в Европе возникли на базе школ при монастырях: некоторые из них вскоре пришли в упадок, а некоторые превратились в университеты. Термин «университет» означал поначалу «совокупность профессоров и студентов, обучающихся в одном центре». С течением времени некоторые центры учености, имевшие факультеты теологии, права или медицины стали университетами уже в другом, современном смысле: они имели хартии, уставы и устоявшиеся формы управления
К XIII веку наиболее передовые позиции занимал Парижский университет. Он был создан представителями монашеского ордена доминиканцев и францисканцев. Чуть позже был основан коллеж Сорбонна, который затем и дал название Парижскому университету. В университете функционировало 4 факультета: теологии, свободных искусств, медицины и права. Обучение в университете было долгим, хотя и приходили туда гораздо более молодыми, чем сегодня. Основной формой обучения была лекция, которая сопровождалась комментариями и замечаниями. Затем позднее лекции становились более свободными и похожими на современные. Заметной чертой университетской жизни являлись диспуты. На них обсуждались спорные вопросы: сначала формулировалась проблема, потом излагались и обосновывались различные мнения, студенты давали ответы, после следовало решение профессора. Несколько раз в год устраивались более свободные обсуждения, открытые для преподавателей, студентов и гостей, на них могли обсуждаться какие угодно вопросы.
Юридическая наука и юридическое образование в эпоху Нового времени приобретает все более отчетливые современные черты и все больше отходит от присущего средневековью духа схоластики и догматики. Юридическое мировоззрение периода Реформации и Возрождения было ориентировано на принципиально новые гуманистические ценности и было пронизано антифеодальным и антирелигиозным духом. Именно в этот период получили становление концепции естественного права, общественного договора, прав и свобод человека, юридического равенства, разделения властей и др. Дальнейшее динамичное развитие получают европейские университеты. По сути Новое время – это база всей современной юриспруденции, в это время творили такие выдающиеся мыслители, как Н. Макиавелли, Дж. Локк, Г. Гроций, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, И. Кант, Гегель и др. В этот период появились первые профессиональные юристы, многие из современных юридических профессий.
Содержание современного юридического образования
В настоящее время профессия юриста принадлежит к числу наиболее востребованных. Работать юристом считается престижным. В последние годы значительно расширилась сфера применения юридических знаний и навыков. Юридическая подготовка требуется для занятия различных должностей, подчас даже напрямую и не связанных с правом. В связи с возрастанием роли и значимости юридической профессии существенно повысились требования к уровню юридического образования. У работодателя, который берёт на работу выпускника юридического факультета, нет времени и средств чему–то его учить. Прежде всего, он хочет видеть перед собой специалиста, который прекрасно ориентируется в правовом пространстве, обладает, пусть даже небольшим опытом работы по специальности, готов к быстрым изменениям обстановки. Задача современного юридического образования состоит в том, чтобы подготовить высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста, который был бы востребован на рынке юридических услуг. Конечно, профессиональный успех зависит не только от качественного образования, есть много других факторов, но без указанной составляющей он просто невозможен.
Образование, в том числе и юридическое, складывается из двух составных частей: обучения и воспитания. Указанные составляющие дополняют друг друга. Формирование личности любого человека (воспитание) в условиях современной действительности должно быть направлено на становление его как деятеля, что возможно только при получении знаний, привитии навыков и умений (обучение). Обучение и воспитание должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. В случае если этого не будет, можно подготовить специалиста, прекрасно разбирающегося в юридических тонкостях, но совершенного не умеющего себя подать, либо наоборот, человека воспитанного, приятного, но не обладающего фундаментальными юридическими знаниями. Кроме того, одной из важнейших задач современного юридического образования является выработка у обучающихся способности брать на себя ответственность за собственное развитие. Уже с первого курса обучения студент должен иметь перед собой ясную картину того, чему он обучается, зачем ему это нужно, где могут быть востребованы его знания и умения.
Современное юридическое образование представляет собой процесс непрерывного личностно–профессионального становления юриста в рамках учебного заведения, результатом которого является достижение им определённого уровня профессиональной компетенции, позволяющего ему работать в сфере юриспруденции. Юридическое образование, предоставляемое высшими учебными заведениями, регулируется Законом «О образовании» .
Важную роль в структуре высшего юридического образование играют государственные стандарты высшего профессионального образования (далее государственные стандарты).
Положения стандарта обязательны для применения высшими учебными заведениями Республики Казахстан, осуществляющими подготовку бакалавров и специалистов с высшим специальным образованием, независимо от их формы собственности, ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.
В связи с подписанием Болонской декларации нашей стране предстоит непростая работа по согласованию и соизмеримости квалификаций для системы высшего образования.
В завершение хотелось бы отметить, что юридическое образование на современном этапе развития Казахстана претерпевает серьёзные изменения. Абитуриенты, студенты, выпускники юридических вузов должны быть в курсе этих изменений, чтобы не нарушались их права и законные интересы, чтобы они смогли выбрать ту систему получения знаний и формирования профессиональных навыков, которая была бы наиболее приемлема для них.
Юридическая наука
Юридическая наука представляет собой разновидность общественной науки, изучающую право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, функционирование государства и политической системы общества в целом. Юридическая наука является одной из старейших общественных наук. Исторически её появление обусловлено зарождением и развитием права. Возникновение юридической науки связано с именами древнегреческих философов. В древнем Риме юридическая наука получила колоссальное развитие благодаря деятельности римских юристов. Многие правовые конструкции и положения, выработанные римскими юристами, не утратили своего значение и в наше время. Сплав римского права и греческой философии способствовал окончательному формированию юридической науки.
Современная юридическая наука – сложное, многоаспектное явление. Предмет юридической науки составляют закономерности, события, факты, идеи. Юридическая наука объединяет в себе теоретические знания и деятельность. Теория является высшей формой организации знаний, дающей целостное представление о закономерностях, действующих в какой–либо области. Что касается научной деятельности, то она является основным средством, помощью которого формируются и развиваются теоретические знания.
Традиционным для юридической науки является её деление на общетеоретические науки (теория государства и права, история государства и права); отраслевые науки (административное право, гражданское право, трудовое право и т.д.); специальные прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, юридическая психология и другие). Важнейшей общетеоретической наукой является теория государства и права. В рамках данной науки изучаются закономерности развития таких институтов как государство и право, исследуются их сущность, принципы, сходства и различия. Что касается отраслевых наук, то предмет их анализа составляют нормы права, складывающиеся в различных сферах правового регулирования. Специальные, прикладные юридические науки носят вспомогательный характер. Как правило, они направлены на изучение способов и методов осуществления отдельных юридических действий, оценку результатов правового регулирования и т.д. Данные науки широко пользуются достижениями других наук. В частности, судебная статистика активно пользуется методами математического анализа, юридическая психология базируется на принципах общей психологии, криминалистика заимствует достижения технических наук.
Как уже отмечалось, юридическая наука – это не только система знаний, но и деятельность, где эти знания производятся и соответственно потребляются. Что касается производства знаний в области юридических наук, то им профессионально занимаются научно – исследовательские институты.