Право собственности хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ
Как все это работает. | За счет вкладов (доли, акции)+ в процессе деятельности Первоначальное основание= УФ 1) Не мб менее размера, уст.зак-вом 2) Требования к порядку формирования УФ …Уставный фонд хозяйственного общества не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав…. 3) Требования по соот-вию УФ тов и обществ и их чистых активов …Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов хозяйственного общества окажется менее уставного фонда, это общество обязано в установленном порядке уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости его чистых активов…. 4) Требования к порядку изменения УФ …В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда хозяйственное общество в течение тридцати дней с даты принятия такого решения обязано письменно уведомить кредиторов общества об уменьшении….. |
Право собственности производственных кооперативов.
Имущество и прибыль | · Делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. · Могут быть неделимые фонды (Если предусмотрено Уставом) · Прибыль и имущество после ликвидации распр.в соответствии с трудовым участием членов |
Паевые взносы членов кооператива, составляющие его паевой фонд, образуют мин. размер имущества .
Все имущество кооператива делится на паи его членов, что не превращает его в общую долевую собственность, а означает существование обязательственных отношений.
Следует различать понятия паевого взноса и пая. Теоретически размер паевого взноса может совпадать с размером пая, в случае если в кооперативе нет другого имущества. В зависимости от состояния дел в кооперативе размер пая может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Размер пая члена кооператива устанавливается уставом и может зависеть как от паевого и других взносов, так и от трудового участия членов кооператива в его деятельности, либо члены кооператива могут определить для всех равную долю и т.д.
Уставом производственного кооператива может быть предусмотрено образование за счет части принадлежащего кооперативу имущества неделимых фондов, используемых на цели, определяемые уставом. Если в соответствии с уставом кооператива определенная часть его имущества передается в неделимый фонд, то это имущество не включается в пай члена кооператива, а потому на него не может быть обращено взыскание по личным долгам члена кооператива.
Считается, что уставом кооператива может быть предусмотрено создание и других целевых фондов, в частности резервного для покрытия непредвиденных расходов, а также для обеспечения развития кооператива.
Право собственности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Имущество | 1) Принадлежит ему на праве собственности. 2) Состав=вклады в УФ+им-во приобретенное и произведенное в процессе деятельности 3) В соб-ти может иметь необходимые для производства с/х продукции и ее переработки, хранения, транс и реализации насаждения, хозяйственные и иные постройки, сооружения, скот, технику итд. 4) Соб-ть это также плоды и доходы |
В Уставе | 1) Размеры УФ и вкладов 2) Размер долей членов 3) Порядок формирования имущества, условия распоряжения им |
УФ | Первоночальное основание. Формируется при создании из вклыдов. Делится на доли. |
От-ть | Отвечает по обязательствам всем принадл. Ему имуществом |
Ликвид | Имузество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов распределяется между членами пропорционально их долям в установм фонде и с учетом личного труд.участия |
Право собственности некоммерческих организаций.
Специфич. особенности | 1)Назначение собственности- для достижения целей, указанных в Учр.док 2)Особенность правового режима соб-ти:учредители не имеют никаких прав в отношении соб-ти 3)Субъект-вся организация 4)Другие основания (способы) возникновения · Вступительные и членские взносы · Безвозмездные и благотворительные взносы · Совершение сделок · Завещание 5)Особые условия реализации суб.правомочий ВПР: только в соответствии с целями. Распор- только собственник | |||||
Потребительский кооператив | ОО,религ | Фонд | Учреждение | Ассоциации и союзы | Респ. Гос.ОО | |
Имущество | Создается за счет паевых взносов, принадлежит на праве соб-ти. | М.иметь необходимое им для мат.обеспеч. деятельности. Члены не сохраняют право на им-во, преданное и на взносы | Формируется за счет им-ва учредителей, должно быть у них на пр.соб-ти. | Остается в соб-ти учредителя | - | 1)в соб-ти любое им-во для целей 2)собственники- сами РГОО 3)им-во приобретенное за счет гос. средст=соб-ть РБ |
Понятие государственной собственности. Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь (понятие, правовое регулирование, принципы, субъекты, объекты, способы приватизации).
Приватизация | исключительно возмездное отчуждение (продажа) объектов приватизации субъектам приватизации +плановость |
Объекты | · предприятия как имущественные комплексы государственных унитарных предприятий · акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ, находящиеся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц |
Субъекты | "инвестор": · физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства, · юридические лица как Республики Беларусь, так и иностранные · иностранные государства и их административно-территориальные единицы, · международные организации и иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами. |
Органы | · Госкомимущество и его территориальные органы · МИРО в отношении имущества, являющегося коммунальной собственностью. |
Способы | продажа акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ на аукционе, по конкурсу, а также акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления, продажа предприятий как имущественных комплексов на аукционе и по конкурсу. |
Приватизация предприятий как имущественных комплексов. | Первым этапом : создание комиссии, которая осуществляет все основные подготовительные работы: определяет состав подлежащего приватизации предприятия как имущественного комплекса; выявляет дебиторов и кредиторов; знакомится с документами, касающимися деятельности государственного унитарного предприятия; принимает решение об условиях дальнейшего использования объектов, находящихся только в собственности государства; определяет оценочную стоимость предприятия; составляет заключение о начальной цене продажи, условиях продажи (в случае продажи по конкурсу) и др. è Комиссия готовит соответствующее заключение, èНа основании которого орган приватизации готовит проект решения о приватизации. èПосле принятия решения о приватизации орган приватизации обеспечивает публикацию информационного сообщения о проведении аукциона (конкурса) по продаже объекта приватизации. èПосле публикации информационного сообщения орган приватизации принимает поступающие заявления на участие в аукционе (конкурсе) и создает комиссию по проведению аукциона (конкурса). èДанная комиссия проводит аукцион (конкурс), определяет победителя и оформляет соответствующий протокол.Продажа предприятия оформляется договором купли-продажи, заключаемым между органом приватизации и субъектом приватизации èПосле государственной регистрации договора купли-продажи происходит передача предприятия новому собственнику - покупателю по передаточному акту. |
Приватизация акций. | èОрганы и организации, осуществляющие управление акциями и долями в уставных фондах хозяйственных обществна основании планов приватизации выходят с соответствующим предложением о продаже акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ в Госкомимущество, èГКИ готовит проект решения о приватизации. èПосле принятия решения о приватизации орган приватизации обеспечивает публикацию информационного сообщения о проведении аукциона либо конкурса по продаже акций |
Продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. | Решения принимаются соответственно Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом (по акциям, находящимся в собственности Республики Беларусь) либо в порядке, определенном местными Советами депутатов По общему правилу акции могут быть переданы в доверительное управление профессиональным участникам рынка ценных бумаг. èПередача акций в доверительное управление осуществляется по конкурсу. èС победителем конкурса заключается договор доверительного управления акциями с правом их выкупа. Таким образом, данный способ приватизации направлен на привлечение в проблемные организации с преобладающей долей государственной собственности эффективных управленцев, при этом бонусом за выведение акционерного общества из кризисного состояния будет служить возможность покупки находящихся в доверительном управлении акций по их номиналу на момент нахождения их в убыточном состоянии. |
64.Право государственной собственности (понятие, субъекты, объекты, содержание, способы осуществления).
Понятие | Как экономическая категория -является основной формой присвоения, с помощью которой обеспечиваются потребности населения Республики Беларусь. В объективном: совокупность правовых норм, регулирующих присвоение материальных благ Республикой Беларусь или АТЕ в лице компетентных органов и устанавливающих порядок владения, пользования и распоряжения государственным имуществом. В субъективном: это совокупность правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, закрепленным за РБ или АТЕ. | |||
Возникает | Общие основания Специальные: 1) реквизиция. При чрезвычайных обстоятельствах имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества; 2) конфискация. В случаях, предусмотренных законодательными актами, имущество может быть безвозмездно изъято в виде санкции за совершенное преступление или иное правонарушение; 3) национализация. Обращение имущества, находящего в собственности ФЛ или ЮЛ, в государственную собственность на основании закона со своевременной и полной компенсации стоимости и других убытков; 4) обращение в государственную собственность бесхозяйного недвижимого имущества. Такое имущество регистрируется Организацией по регистрации недвижимого имущества. Право коммунальной собственности может быть признано в судебном порядке; 5) получение налогов, сборов и пошлин; 6) переход в собственность государства выморочного имущества. Ст. 1039 ГК. Если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто не имеет право наследовать, либо все отказались от наследства, то наследство признается выморочным.Такое имущество переходит в собственность АТЕ по месту нахождения имущества; 7) безвозмездная передача имущества от субъекта права государственной собственности. 1) | |||
Субъекты | Республиканская : Республика Беларусь и АТЕ. Согласно ст.126 ГК, РБ не отвечает по обязательствам АТЕ, АТЕ не отвечают по обязательствам друг друга и РБ. Осуществление функции собственника в отношении имущества, являющегося собственностью РБ, и организация управления этим имуществом возложена на Совет Министров (ст.107 КРБ). Министерство экономики является подчиненным Правительству РОГУ, вырабатывающим государственную политику в сфере управления государственным имуществом и приватизации. Управление имуществом, находящегося в собственности РБ, осуществляет Государственный комитет по имуществу РБ. Также он обеспечивает ведение реестра имущества, находящегося в собственности РБ. В структуру Госкомимущества входит департамент с правами ЮЛ – Фонд государственного имущества. В пределах компетенции полномочиями по управлению собственностью РБ обладает также Президент РБ, Нацбанк, РОГУ и иные государственные организации. Коммунальная: МСД, МИРО. Непосредственное распоряжение коммунальной собственностью осуществляют соответствующие исполкомы и администрации. Они также принимают решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности. | |||
Объекты | Исключительная: ü земли с/х назначения, ü объекты военного и специального назначения, ü оборонные объекты, | ü сильнодействующие ядовитые вещества ü автомобильные дорог общего пользования, ü метрополитен, ü ж/д транспорт общего пользования. | ||
Отчуждение - в пределах республиканской или коммунальной собственности соответственно, эти объекты не могут быть предметом залога, доверительного управления, и не подлежат приватизации Могут передаваться в аренду без права выкупа или в безвозмездное пользование, а аткже могут быть предоставлены в концессию | ||||
Республиканская | Коммунальная | |||
Казна Республики Беларусь: ü средства республиканского бюджета; ü золотовалютные резервы; ü другие объекты, находящиеся только в собственности государства; ü иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами; Имущество, закрепленное за республиканскими юридическими лицами. | Казна АТЕ: ü средства местного бюджета; ü иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами; Имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами. | |||
Правовой режим имущества не одинаков. В зависимости от того, относится оно к распределенному или нет. Распределенная часть – это имущество, которое государство закрепило за своими ЮЛ. В отношении этого имущества государство осуществляет только контроль. В отношении нераспределенной части имущества государство осуществляет управление. Постановлением СМ о20.12.2006 №1687 утверждено Положение о реестре имущества, находящегося в собственности РБ. К объектам учета реестра относятся: 1) здания, сооружения, изолированные помещения, кроме жилых, не завершенные строительством капитальные строения и иное недвижимое имущество 2) нематериальные активы 3) земельные участки, выделенные в пользование республиканским ЮЛ 4) акции или доли участия в хозяйственных обществах или товариществах, принадлежащие республиканским ЮЛ. Не подлежат учету: земля, недра, воды, леса, особо охраняемые природные территории и природные ресурсы, государственный жилищный фонд, имущество,относящееся к государственному и мобилизационному материальным резервам и историко-культурным ценностям. Субъектами реестра являются: РОГУ и иные государственные организации, подчиненные Правительству, республиканские ЮЛ. Ведение реестра осуществляется фондом государственного имущества и его территориальными фондами | К объектам права коммунальной собственности относятся: 1) имущество исполнительных и распорядительных органов, 2) жилищный фонд, 3) предприятия торговли, бытового обслуживания, 4) учреждения образования, здравоохранения и т.д. Согласно решениям органов местного управления, формируется коммунальная собственность АТЕ соответствующего уровня. | |||