Анализ деятельности Инспекции ФНС России № 26 по г. Москве
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, а так же осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ.
Ключевые направления деятельности ФНС РФ по созданию благоприятной налоговой среды:
1. Осуществление налогового контроля на основе критериев риска: развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля;
2. Качественное и быстрое решение споров с бизнесом, снижение нагрузки на суды: развитие досудебных (внесудебных) способов урегулирования налоговых споров;
3. Создание комфортных условий для уплаты налогов: внедрение единого стандарта обслуживания налогоплательщиков. Развитие интернет-сервисов;
4. Проведение работы по повышению налоговой грамотности: размещение разъяснений на Интернет–сайте ФНС РФ и материалов в средствах массовой информации;
5. Оптимизация процедур, связанных с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: упрощение процедур, связанных с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сокращение их количества и сроков их прохождения. Оn–line регистрация.
6. Расширение сервисов для возможности получения налогоплательщиком информации и услуг через интернет: на Интернет–сайте ФНС РФ размещено 39 электронных сервисов.
Показатели, характеризующие эффективность деятельности ФНС:
1. Повышение эффективности использования инструментов налогового администрирования, направленных на мотивирование налогоплательщиков к добровольной уплате налогов и применению в сделках цен, соответствующих рыночным;
Критерием оценки является:
1. Количество выездных налоговых проверок;
2. Эффективность налоговых проверок.
Таблица 1
Динамика эффективности налоговых проверок ФНС, 2012–2014 г.
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |
Количество выездных налоговых проверок (тыс. ед.) | 56 тыс. ед. | 41 тыс. ед. | 36 тыс. ед. |
Эффективность налоговых проверок (доначислено на 1 выездную проверку, млн. руб.) | 5,6 | 6,9 | 8,2 |
Ключевым элементом таблицы 1 является обратно пропорциональная связь: количество выездных налоговых проверок должно снижаться, когда эффективность сумма доначислений на 1 выездную проверку, а, соответственно, эффективность налоговых проверок должна увеличиться.
Показатели за период с 2012 года по 2014 год свидетельствуют о недостаточной эффективности развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля, снижение количества выездных налоговых проверок при одновременном повышении их эффективности так же не является достаточным.
2. Формирование единой правоприменительной практики и создание условий для защиты интересов налогоплательщиков в рамках досудебного урегулирования вопросов;
Критерием оценки является: количество дел, решенных в судебном порядке.
Таблица 2
Динамика досудебных решений за 2013–2014 г.
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |
Количество дел, решенных в судебном порядке | 12,3 тыс. | 11 тыс. | 10,5 тыс. |
Ключевым элементом таблицы 2 является снижение количества дел, решенных в судебном порядке, что является показателем эффективного решения споров, а так же снижения затрат на судебное производство.
Показатели за период с 2013 года по 2014 год свидетельствуют о недостаточной эффективности досудебного порядка урегулирования налоговых споров (на 0,5 тыс. дел), что бы способствовало доведению до суда наиболее значимых дел.
3. Повышение эффективности мер урегулирования налоговой задолженности и снижение рисков образования налоговой задолженности;
Критерием оценки является: соотношение объема налоговой задолженности и объема поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему РФ.
Таблица 3
Динамика соотношения объема налоговой задолженности и объема поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему РФ 2012–2014 г.
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |
Соотношение объема налоговой задолженности и объема поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации | 10,3 % | 10,2 % | 9,3 % |
Ключевым элементом таблица 3 является снижение соотношение объема налоговой задолженности и объема поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему РФ.
Показатели за период с 2012 года по 2014 год свидетельствуют о недостаточно эффективном снижении объема налоговой задолженности и объема поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации (на 1 %).
4. Совершенствование оказываемых налогоплательщикам услуг, направленных на повышение налоговой грамотности, и создание благоприятных условий для исполнения ими обязанностей по уплате налогов;
Критерием оценки является: доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов.
Таблица 4
Динамика удовлетворенности налогоплательщиков качеством работы налоговых органов за 2012–2014 г.
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |
Доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов | 75,6 % | 76,6 % | 79,3 % |
Ключевым элементом таблицы 4является повышение доли налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов.
Показатели за период с 2012 года по 2014 год свидетельствуют о недостаточно эффективном повышении доли налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов (на 3,7 %).
5. Оптимизация процедур, связанных с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
Критерием оценки является: количество пакетов электронных документов, направленных на государственную регистрацию через интернет.
Таблица 5
Динамика интернет регистрации за 2012–2014гг.
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |
Количество пакетов электронных документов, направленных на государственную регистрацию через интернет | 33 104 | 102 287 | 190 204 |
Ключевым элементом таблицы 5 является повышение количества пакетов электронных документов, направленных на государственную регистрацию через интернет с целью снижения документооборота на бумажных носителях, а так же упрощения процедуры регистрации.
Показатели за период с 2012 года по 2014 год свидетельствуют о недостаточно эффективном повышении количества пакетов электронных документов, направленных на государственную регистрацию через интернет (на 157 100 ед.).
6. Совершенствование мер по противодействию коррупции.
Критерием оценки является: доля налогоплательщиков, дающих высокий уровень оценки работе, проводимой ФНС РФ по противодействию коррупции.
Таблица 6
Динамика положительной оценки деятельности ФНС по противодействию коррупции за 2012–2014 г.
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |
Доля налогоплательщиков, дающих высокий уровень оценки работе, проводимой Федеральной налоговой службы России по противодействию коррупции | 55 % | 83 % | 85 % |
Ключевым элементом таблицы 5 является повышение доли налогоплательщиков, дающих высокий уровень оценки работе, проводимой ФНС РФ по противодействию коррупции.
Показатели за период с 2012 года по 2014 год свидетельствуют о недостаточно эффективном повышении доли налогоплательщиков, дающих высокий уровень оценки работе, проводимой ФНС РФ по противодействию коррупции (на 30 %, однако, в период с 2013 по 2014 на 2 %).
Подводя итоги второй главы необходимо отметить, что проведенный анализ деятельности ФНС выявил основные проблемы, на решение которых будет направлена программа мероприятий, предлагаемая в следующей главе данной ВКР.