Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Организация центрального и местного управления

К IX в., времени образования Древнерусского государства, у восточ-

ных славян установилась феодальная собственность на землю и сложи-

лись классы - феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые кресть-

яне. В господствующий класс феодалов входили киевские князья, мест-

ные (племенные) князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых

людей, дружина князей.

Земельные владения князей росли за счет экспроприации общинных

земель, колонизации земель других племен, захвата пустошей. Киевские

князья, стоявшие во главе Древнерусского государства, начинали счи-

тать себя верховными собственниками всех земель, ранее принадлежав-

ших крестьянам-общинникам. Дань (полюдье) постепенно превращалась

в феодальную ренту (часть продукта прибавочного труда, которую по-

лучает собственник земли). Сбор дани приобретал насильственный ха-

рактер и зачастую вызывал активное сопротивление крестьян.

Крупными феодалами были правители и других княжеств - предста-

вители великокняжеской династии, местные князья. В класс феодалов

входили бояре - крупные землевладельцы, захватившие общинную зем-

лю, княжеские дружинники, получившие землю от князя. Такое земель-

ное владение именовалось вотчиной, постоянным владением, которое

могло быть передано по наследству.

Все группы феодалов находились в отношениях сюзеренитета-

вассалитета. Верховным сюзереном был великий князь, его вассалами -

местные князья - сюзерены своих бояр и служилых людей. Вассалы

несли военную службу. Наиболее влиятельные участвовали в заседаниях

княжеского совета. Привлекалось к участию в совете и высшее духо-

венство. Феодалы-вассалы в качестве вознаграждения за службу полу-

чали земельные владения (на праве либо вотчины, либо землевладений,

предоставленных им на время службы или пожизненно). Это усиливало

зависимость крестьян от местной знати, которой они платили феодаль-

ную ренту. Постепенно все в большей мере определялось положение, в

силу которого вся земля принадлежала тому или иному феодалу. Право

собственности феодалов на землю (на которой жили и работали кресть-

яне) выражалось прежде всего в том, что они получали с крестьян фео-

дальные подати. Позднее зависимость крестьян от феодалов приобретала

все более жесткую форму, а право собственности на землю получило

более четкое выражение.

С ростом феодального землевладения и увеличением могущества

феодалов росли и их политические права. Феодалы получали от своих

сюзеренов-князей так называемые иммунитета, освобождались от пла-

тежа дани в пользу князя и приобретали право иметь дружину, судить

зависимое от них население, собирать различные подати, т.е. прерогати-

вы административной, военной и судебной власти. Политическая власть

становилась все в большей мере атрибутом крупной феодальной собст-

венности. Одновременно возникало и право (право-привилегия), охра-

нявшее положение знати, складывающуюся феодальную иерархию.

Крупнейший кодекс русского феодального права XI-XII вв. - Русская

Правда - определял ряд привилегий господствующего класса: повышен-

ные наказания за убийство феодала или причинение ему имущественно-

го ущерба, более широкие права

Класс феодально-зависимых крестьян складывался различными пу-

тями. Процесс феодализации привел к тому, что свободных крестьян-

общинников почти не стало, основное крестьянское население попало

под ту или иную форму феодальной зависимости. Этот процесс шел

одновременно с формированием феодальной собственности на землю.

Как уже указывалось, большое значение имели превращение дани в

феодальную ренту, раздача земель боярам, дружинникам, монастырям,

прямое насилие, внеэкономическое принуждение. Шел также процесс

экономического закабаления. Разорившись, общинники вынуждены бы-

ли идти к феодалу в зависимость на различных условиях (например,

закупничества, патроната, найма и т.д.

Основной группой крестьянства были смерды, жившие общиной,

имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависи-

мость смердов от феодалов, князей могла быть большей или меньшей,

но главным образом выражалась в том, что они были обязаны платить

феодалам дань, подати, т.е. отбывать феодальные повинности. Жизнь и

имущество смердов охранялись по закону в значительно меньшей мере

по сравнению с феодалами.

Положение смердов нельзя определить как крепостное состояние.

Они не были прикреплены к земле и личности феодала, но их феодаль-

ная зависимость (в большей или меньшей мере) не вызывает сомнения

Другую категорию зависимого населения составляли закупы - смер-

ды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг ка-

кое-то имущество у господина и гарантировавшие возвращение долга

как бы самозакладом.

Были и другие категории феодально-зависимого населения - изгои,

люди, вышедшие из общины; прощенники - это попавшие под так назы-

ваемое "покровительство", патронат церкви, монастырей или светских

феодалов и обязанные за это работать в их хозяйствах.

Наряду с феодально-зависимым населением господствующие классы

в Древнерусском государстве эксплуатировали и рабов (холопов)1. Наи-

более древними источниками холопства являлись плен, рождение от

рабыни. Но Русская Правда указывала и многие другие пути превраще-

ния свободных людей в рабов: самопродажу в рабство, брак с рабыней,

поступление в услужение (в тиуны, ключники) "без ряду" (т.е. без вся-

ких оговорок), банкротство. Холопом мог стать беглый закуп, в холопов

превращали людей, совершивших тяжкие преступления (поджог гумна,

конокрадство)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

По форме правления Древнерусское государство было типичной

раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим

(сюзереном) по отношению к местным князьям. Он владел самым боль-

шим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями

строились на основе договоров - крестных грамот, определявших права

и обязанности великого князя (защищать вассалов, оказывать им по-

мощь и получать, в свою очередь, помощь от вассалов), а также права и

обязанности князей-вассалов

Древнерусское государство было монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великие князья сосредоточивали в своих руках и исполнительную власть, бу­дучи главой администрации. Великие князья выполняли также функ­ции военачальников, они сами возглавляли войско и лично водили рать в бой. Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о 83 своих больших походах. Некоторые князья погибали в бою, как это случи­лось, например, со Святославом.

Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала раз­личного рода международные договоры — военного, торгового и ино­го характера. Как тогда было принято, договоры имели устную и пись­менную формы. Уже в Х в. Древнерусское государство вступило в до­говорные отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Германией, а также с венграми, варягами, печенегами и др. Дипломатические пе­реговоры вели сами князья и направляемые ими посольства. Иногда посольство возглавлял и сам монарх, как это было, например, с кня­гиней Ольгой, ездившей с посольством в Византию.* Выполняли князья и судебные функции.

Фигура князя родилась из племенного вождя, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, ве­ликий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходя­щей линии, т. е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение — княгиня Ольга.

Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обой­тись без того, чтобы выслушать мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжи мужи.

Иногда в Древнерусском государстве созывались также феодаль­ные съезды, съезды верхушки феодалов, решавшие междукняжеские споры и некоторые иные важнейшие дела. По мнению С. В. Юшкова, именно на таком съезде была принята Правда Ярославичей

Великокняжеский престол передавался по наследству (сначала по

принципу старшинства - старшему в роду, а затем - "отчины", т.е.

сыну).

Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет

крупных феодалов — бояр, духовенство. Совет не имел четко определен-

ной компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы

управления, внешней политики, судили, принимали законы.

После укрепления местных феодальных княжеств для решения во-

просов, касавшихся всех русских земель, созывались феодальные съезды. Так, на съезде, состоявшемся в 70-х годах XI в., обсуждались новые

статьи Русской Правды (Правды Ярославичей). Для обеспечения единст

ва русских земель в борьбе с кочевниками, половцами созывались Лю-

бечский (1097 г.), Долобский (1103 г.) феодальные съезды. На первом

этапе существования Древнерусского государства еще сохранялась деся

тичная (оставшаяся от прежней военной организации) система управле-

ния, когда^десятские, сотские, тысяцкие получали некоторые функции

государственного управления.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание — вече. Выросшее из традиции племенных сходов, оно приоб­ретает более формализованные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных долж­ностных лиц, в качестве организационного центра действу­ют «старцы градские» (старейшины). Определяется компе­тенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (сло­бод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новго­роде). Исполнительным органом вече был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин).

Десятичная система еще не отделяла центральное управление от местного. Однако позже такая дифференциация возникает. В централь­ном управлении складывается так называемая дворцово-вотчинная система. Она выросла из идеи соединения управления великокняжес­ким дворцом с государственным управлением. В великокняжеском хо­зяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие, конюшие и пр. Со вре­менем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью, предостав­ляют им для этого необходимые средства. Так личный слуга стано­вится государственным деятелем, администратором.

Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государ-

ственными делами, были дворцовые слуги. Наиболее важными из них

были дворецкий (дворский), управлявший княжеским двором, воевода,

возглавлявший вооруженные силы, конюший, обеспечивавший княже-

ское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов на-

ходились различные слуги — тиуны. Такая система управления называ-

лась дворцово-вотчинной.

Местное управление осуществлялось доверенными людь­ми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административ­ную систему. Ресурсы для своего существования местные ор­ганы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).

Органом местного крестьянского самоуправления остава­лась территориальная община — вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земель­ных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределе­нием, решение судебных споров, расследование преступле­ний и исполнение наказаний. «Вервь» XI—XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общины.

Государственная власть постепенно усиливала свой кон­троль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, отчиной начинает управлять приказчик-посельский. Однако в Древней Руси община представляла собой достаточно авто­номное образование с собственными суверенными правами, и главным ее оппонентом оказывалась боярщина — институт, основанный на вотчинном землевладелиц.

Система местного управления была проста. Кроме местных кня­зей, сидевших в своих уделах, на места посылались также представи­тели центральной власти — наместники и волостели. Они за свою служ­бу получали от населения «корм». Так сложилась система кормления.

Основу военной организации Древнерусского государ­ства составляла великокняжеская дружина, сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, которые зависели от милостей монарха, но от которых зависел и он сам. Они жили обычно на кня­жеском дворе или вокруг него и всегда были готовы в любые походы, в которых искали добычи и развлечений. Дружинники были не толь­ко воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла поли­тику князя. Вассалы великого князя приводили с собой дружины, а также ополчение из своих слуг и крестьян. Каждый мужчина умел вла­деть оружием, правда, весьма нехитрым в то время. Боярских и кня­жеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их с собой в поход.

В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными пред­ставителями администрации, включая, как уже говорилось, самого ве­ликого князя. Однако существовали специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников — лиц, собиравших уголовные штрафы за убий­ство. Вирников сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции осуществляли и церковные органы. Существовал также вотчинный суд — право феодала самому судить зависимых от него людей. Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.

Наши рекомендации