РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ IX – НАЧАЛО XII вв.

РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ IX – НАЧАЛО XII вв. - student2.ru

Охарактеризуйте деятельность Великих киевских князей. В чем их заслуга перед русской историей?

ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ

РЮРИК (862-879)*

ОЛЕГ (879-912)

СВЯТОСЛАВ (964-972)

ВЛАДИМИР I (980-1015)

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019-1054)

ВЛАДИМИР МОНОМАХ (1113-1125)

Какова Роль монотеистической религии в укреплении государственности. 988 г. – официальная дата принятия Русью христианства. Чем обусловлен выбор именно этой религии? Раскройте перечисленные ниже положения.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

ПРИЧИНЫ ЗНАЧЕНИЕ
* Необходимость объединения племен * Оправдание социального неравенства * Повышение международного авторитета * Приобщение к византийской культуре * Формирование древнерусской народности *Утверждение монархической формы правления * Расширение международных связей * Развитие русской культуры (письменности, живописи, архитектуры) * Искоренение родовых обычаев (кровной мести и др.)

2 вопрос.Киевская Русь была непрочным государственным объединением. Назовите хронологические рамки феодальной раздробленности. Перечислите наиболее крупные княжества. Ослабление Киева и появление новых центров власти обусловлено рядом социально-экономических и политических причин (назовите их).

Рассмотрите формы проявления и последствия феодальной раздробленности:

1. Слабая центральная власть

2. Распад государства на отдельные княжества и земли

3. Разделы земель между Рюриковичами, междоусобные войны

4. Уязвимость для внешних врагов

5. Культурное и хозяйственное развитие отдельных земель.

6. Рост городов, ремесла и торговли

Определите положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности. Аргументируйте свою точку зрения. Сравните ситуацию в Восточной и Западной Европе. Согласны ли Вы с утверждением, что период феодальной раздробленности являлся закономерным этапом исторического развития?

Феодальная раздробленность ослабила русские земли, что способствовало завоеванию их монголо-татарами. Вспомните основные события и даты, связанные с монголо-татарским нашествием. Проанализируйте формы зависимости Руси от Золотой Орды.

РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ IX – НАЧАЛО XII вв. - student2.ru МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО НА РУСИ (1240-1480 гг.)

Формы вассальной зависимости

I. Экономические

1. Уплата ежегодной дани – «выхода»;

2. Содержание монгольских гарнизонов в русских землях;*

3. Отработка повинностей (извоз, строительство);

4. Создание выгодных условий для ордынской торговли.

II. Политические

1. Получение русскими князями у ордынских ханов ярлыков на княжение;*

2. Карательные набеги монголо-татар на русские земли;

3. Террор по отношению к русским князьям;

4. Принудительное участие русских дружин в военных действиях монголов.*

Рассмотрите последствия монголо-татарского ига для Руси:

1. Задержка экономического, политического и культурного развития

2. Закрепление феодальной раздробленности русских земель

3. Развитие деспотических форм правления (усиление личной власти великого князя и бесправие феодалов)

4. Разрыв экономических и политических связей между Северо-Восточной и Юго-Западной Русью

5. Изоляция русских земель от стран Европы, подрыв авторитета

Каковы долговременные структурные сдвиги в социально-экономической, политической сферах и духовной сферах? Можно ли говорить о переориентации Руси с Запада на Восток? В связи с этим вспомните о противостоянии Новгорода с немецкими и шведскими рыцарями.

Занятие 2

План

1. Особенности развития Российского государства в XV – XVI вв.

а) политическая система (Иван III, Иван IV);

б) социальная структура; общественные отношения.

2. «Смута».

3. Россия после смуты (XVII в.).

1 вопрос. Северо-восточная Русь постепенно становилась центром формирования единого государства. С начала XIV в. во главе процесса централизации становится Москва. Почему? Проанализируйте факторы (социально-экономические, политические и духовные), которые способствовали созданию единого российского государства. Сравните процесс образования единого Российского государства с аналогичным процессом в Западной Европе.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО

Наши рекомендации