Реформирование административно-территориального устройства в 1920-е годы на основе экономического принципа
Переход к новой экономической политике требовал изменить устройство страны в плане обеспечения рационального экономического взаимодействия районов, децентрализации управле-
ния экономикой, повышения местной хозяйственной инициативы и развития Советов как полноценных хозяйственных субъектов. Кроме того, было необходимо хоть в какой-то мере нивелировать национально-территориальный фактор, не отвечавший административным и экономическим требованиям развития государства. На первый план выдвигался хозяйственный принцип организации территории, который, с одной стороны, соответствовал идеологическим установкам о соотношении экономического базиса и политической надстройки, а с другой — имел серьезное научно-практическое обоснование. Отдельные вопросы экономического районирования успешно разрабатывались в России еще до революции, в частности Д. И. Менделеевым, теоретические воззрения которого затем были использованы советскими экономистами44.
В феврале 1920 года решением VII Всероссийского съезда Советов при Президиуме ВЦИК создана Административная комиссия для практической разработки нового административно-территориального деления, а при губернских и уездных исполкомах — местные комиссии, осуществлявшие^ подготовительную работу. В декабре 1920 года VIII Всероссийский съезд Советов подтвердил целесообразность перехода к новому делению, основанному на экономическом тяготении одного региона к другому. Разработка реформы с февраля 1921 года велась совместно с Госпланом, в системе которого создавалась специальная комиссия, а на местах — областными экономическими совещаниями, составлявшими предварительные проекты экономического районирования45. К созданию нового административно-территориального деления привлекались Наркомзем, ЦСУ, ряд научных коллективов, ученые и специалисты-практики.
В 1920—1921 годах была выработана черновая схема нового деления в соответствии с экономическим районированием, рассмотренная и утвержденная в мае 1922 года третьей сессией ВЦИК IX созыва. Его основу составляли следующие принципы: сосредоточение промышленности, природных богатств, технических культур, плотность населения, характер транспортных связей, тяготение населения к промышленно-распределительным пунктам, а также наличие энергетических ресурсов. В докладе Госплана на III сессии ВЦИК подчеркивалось, что «идея экономического районирования родилась непосредственно от идеи электрификации».
Таким образом, в виде отдельного района выделялась территория, отличающаяся определенным экономическим единством, позволявшим обеспечить «развитие района на базе наилучшего
использования всех возможностей при наименьших затратах»46. Вместо губерний, уездов и волостей на территории РСФСР образовывались области, округа и районы. Области первоначально назывались-экономическими, в отличие от автономных, но затем стали именоваться просто областями или краями, если в них входили национальные автономии. Структура власти и управления оставалась прежней, а вот права областных Советов и их исполкомов были существенно расширены по сравнению с губернскими. Так Положение об Уральской области, подчеркивая направляющую и планирующую роль облисполкома, закрепляло за ним не только право контроля за предприятиями местного значения, но и наблюдение за работой предприятий республиканского и союзного значения47.
Национальный принцип территориального устройства рассматривался как подчиненный общей цели развития народного хозяйства и фактически ограничивался сохранением границ при вхождении автономных образований в экономическую область или округ. В ряде случаев предлагаемое районирование, базируясь на практике двусторонних договоров с социалистическими республиками 1919—1921 годов, вовсе не учитывало существовавшего национального деления. Южный горнопромышленный район должен был включать только часть Украинской республики (Донбасс, Харьков, Днепропетровск) и Ростов-на-Дону. В Западный район включалась Белоруссия вместе со Смоленщиной. Все республики Закавказья и Северный Кавказ объединялись в единый Кавказский район.
В ходе обсуждения нового деления страны выявились разные позиции в понимании задач и содержания реформы, тесно связанной с решением острых политических вопросов. Предложенный вариант районирования ставил под вопрос существование национально-территориальных единиц как самостоятельных образований. Он также игнорировал политические цели территориального устройства общества — укрепление диктатуры пролетариата и руководящей роли партии. Выделение в качестве самостоятельного экономического района Вятско-Ветлужского края как единого сельскохозяйственного комплекса не устраивало политическое руководство.
На заседании Политбюро 28 марта и Пленуме ЦК РКП(б) 30 марта 1923 года разгорелась острая дискуссия об административно-территориальной реформе. Комиссия ВЦИК под руководством М. И. Калинина расценивала намеченные преобразования как этап в создании «всемирного совнархоза» и настаивала на усилении централизации в управлении48. Другой точки зрения
придерживался А. И. Рыков, указывавший на перегруженность центрального аппарата и связь эффективного развития области с децентрализацией управления49. Собравшийся в апреле 1923 года XII съезд партии принял весьма противоречивую резолюцию «О районировании». В целом план был одобрен, но рассматривался лишь как предварительная гипотеза, нуждающаяся в проверке и доработке на основании опыта. Был выдвинут еще один принцип районирования — приближение к населению местных органов власти50. Образование СССР и изменение курса реформы предопределили централизацию ее разработки. Создавалась совместная комиссия ЦИК СССР и ВЦИК во главе с Т. В. Сапроновым, а в центрах проектируемых областей учреждались Оргбюро и плановые комиссии.
В качестве опыта новое административно-хозяйственное устройство было введено в двух районах: в промышленном (Урал) и сельскохозяйственном (Северный Кавказ). На остальной территории новое деление вводилось постепенно по мере завершения эксперимента51.
Новое административно-хозяйственное деление влияло на преобразования в политической системе. Не случайно на октябрьском Пленуме ЦК партии (1924 г.) в унисон проводимой работе по новому делению было принято решение об «оживлении Советов». Создание сильных областных объединений во главе с Советами, в ведение которых передавались предприятия на соответствующей территории, превращало местные органы из административных в самостоятельные хозяйственные структуры. Предполагалось, что изменение положения Советов будет способствовать борьбе с бюрократизмом и послужит поддержке советской власти. Руководствуясь этим, ВЦИК принял новое положение о сельских, волостных и уездных Советах, расширившее их административно-хозяйственные функции и укрепившее материальную базу52. Однако выборы в городские и сельские советы 1924 года себя не оправдали. Во многих местностях активность избирателей не превышала 35 процентов53. На основе всестороннего анализа сложившейся ситуации Комиссия Оргбюро ЦК пришла к выводу, что это вызвано уже сложившимся представлением населения о Советах как об органах парадного характера, не имеющих реальной власти54.
Восприятие НЭПа как временной меры на пути к социалистической перспективе отвергало коренные изменения в политической системе. Одновременно легализация частного предпринимательства в связи с переходом к НЭПу и элементы демократии требовали усиления контроля со стороны партии над
государственным аппаратом с целью сохранения своей власти. Выступая на XII съезде РКП(б), Сталин заявил, что Учраспред-отдел не может в дальнейшем замыкаться в рамках губкома и обкома и должен охватить «все без исключения отрасли управления», поскольку партия при его помощи «держит в руках... хозяйственный аппарат и осуществляет свое руководство»55. В этот период номенклатурный принцип назначения кадров партийного и государственного аппаратов получил «партийно-законодательное» оформление и под контролем ЦК партии оказались все административно-управленческие кадры, начиная с предприятия и кончая центральными ведомствами, включая выборные должности56.
Номенклатура по вертикали пронизывала всю систему государственного управления. Орграспредотдел ЦК, созданный в 1924 году путем слияния Орготдела и Учраспредотдела, разработал специальную инструкцию «О формах согласования, назначений и перемещений руководящих работников местных учреждений», которая устанавливала три группы местной номенклатуры, фактически копировавшие центральную. По списку №1 руководящие кадры утверждались только ЦК партии, по списку № 2 — с согласия Орграспредотдела, по списку № 3 проходила ведомственная номенклатура.
Одним из направлений кадровой политики в это время становится идеологический постулат, что «в государстве диктатуры пролетариата управляют рабочие». Однако приход рабочих в государственный аппарат создал большие проблемы. Партийное руководство прекрасно сознавало, что «выдвиженцы» себя не оправдывали, но не отказывалось от них, поскольку это позволяло «не сделать их специалистами государственного управления», сохранив за собой монополию, но «воспитывать их в партийном отношении». Е. Г. Гимпельсон, проведя всестороннее изучение феномена «орабочивания» государственного аппарата, выявил интересную закономерность: чем выше были руководящие должности, осуществлявшие общеполитическое руководство и деятельность ведомства, тем значительнее был процент рабочих, их занимавших. На «ответственных» же должностях, требующих определенных знаний, образования, опыта, процент рабочих был намного меньше. По данным партийной переписи
•7 года, председателями горсоветов, например, были 40,7'процента рабочих, а на административно-хозяйственных должностях — всего 10,3 процента57. Результатом «орабочивания» стадо снижение интеллектуального уровня руководящих кадров, непрофессионализм в управлении на всех уровнях.
Одним из методов управления становится совмещение партийных и советских должностей. Его суть в государственном управлении раскрыл Л. М. Каганович на XIV партийной конференции, отметивший, что «секретарь губкома, член бюро губко-ма», обычно являющиеся членами Совета, «имеют полную возможность... осуществлять контроль и руководство»58.
Курс на индустриализацию, провозглашенный на XV съезде партии, кардинально изменил подход к проблеме административно-территориального устройства. Повсеместное внедрение планового начала в экономику и усиление контроля центра за развитием территории требовали завершения районирования всей страны в течение предстоящей пятилетки59. В этот период руководство районированием полностью взяли на себя партийные органы. Созданная комиссия Оргбюро ЦК ВКП(б) под председательством А. П. Смирнова, стремившаяся сохранить могущество центрального партаппарата, не была расположена завершать реформу, усматривая в ней «распыление власти». Предложенная система районирования явно противоречила сложившейся централизованной модели государственного управления. Высказывались опасения, что расширение прав областей приведет к полной реконструкции центрального аппарата. «Районирование ближайших районов дает и по партийной линии минусы, — откровенно признавался В. М. Молотов, — ибо сейчас ЦК непосредственно управляет губкомами, а после должен будет управлять через областные центры, т. е. появятся новые инстанции»60. Усиление власти партаппарата в вопросах районирования сводило на нет демократические тенденции, существовавшие в решении этого вопроса в начале 1920-х годов.
Реформа свелась к более рациональному распределению территории61. В условиях сверхцентрализации и административно-командной системы центральные ведомства лишали созданные области политической и экономической самостоятельности за счет увеличения числа предприятий союзного значения. Принятое 23 июня 1927 года постановление ЦИК СССР «О правах и обязанностях местных органов власти» как будто продолжало курс на «оживление Советов», расширяло их полномочия по административному и общему управлению, превращая их в органы контроля за развитием территории.
К концу 1929 года в РСФСР и союзных республиках был завершен переход к областному, окружному и районному делению. Основным звеном стали края и области, количество которых по сравнению с губернским делением сократилось до 13. В союз-^ ных республиках были созданы лишь округа и районы. Новые
территориальные единицы наряду с экономическими выполняли административно-политические и социальные функции.
Ускоренное введение нового деления в значительной степени деформировало разработанную- схему районирования. Области создавались преимущественно на базе прежних административно-территориальных единиц, без учета их экономического и культурного потенциала, решения об их образовании выносились в спешке, их границы и центры часто корректировались. Например, центром Западной области становился то Брянск, то Смоленск, а Калужская губерния входила в состав области то целиком, то частью. Это же имело место при создании районов, резко отличавшихся размерами территории, численностью населения, материально-технической базой, числом и качественным составом низовых органов власти — сельских советов.
Районирование не успело выявить своих преимуществ, не смогло обрести свое законченное выражение и остановилось на этапе административного формирования с некоторым использованием экономических факторов.