Принцип всеобщности и равенства налогообложения

Согл. КС РФ каждый обязан платить законно уст налоги и сборы. 3.Принцип всеобщности налогообложения состоит в том, что каждый член общества обязан по мере возможностей участвовать в создании централизованных фин фондов публичного характера. 4.Принцип равенства налогообложения означает запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере. Речь идет о формально-юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их налогово-правового статуса.

5. Принцип соразмерности налогообложенияПринцип равенства дополняется соразмерностью налогообложения, то есть учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога. 6. Принцип единства налоговой системы Россиивытекает из конституционных принципов единой фин-ой политики и единства экон-го пространства России. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экон деят ф.Л. и организаций.

7. Принцип определенности налогообложениявключает следующие требования: 1) при установлении налогов должны быть опр все элементы налогообложения; 2) акты З-ва о налогах и сборах должны быть сформ таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; 3) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов З-Ва о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

5. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ. НК РФ предусм одну классиф налогов и сборов:все налоги и сборы, взимаемые в РФ, делятся на федеральные, региональные и местные(п. 1 ст. 12НК РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, уст-ые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, уст-е НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соотв с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, уст-ые НК РФ и НПА представительных органов МС , вводимые в действие в соответствии с НК РФ НПА представительных органов МС и обязательные к уплате на территориях соотв муниципальных образований.

Налоги подразд на налоги, уплачиваемые ф.Л.; налоги, уплачиваемые орг-ми; смешанные налоги, уплачиваемые как ф.л, так и организациями.

По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деят.

Клас-ия налогов на прямые и косвенные.Критерием класс-ии выступает субъект, несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель, в свою очередь, становится налогоплательщиком.

Прямые налоги, в свою очередь, принято классиф. на личные и реальные. Размер личных налогов опр-ся полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика.

По масштабам применения косвенные налоги с опр долей условности можно разделить на универсальные и специальные. Универсальным является НДС, к-ым облагается реализация практически любого товара (работы, услуги). Обложению спец-ми налогами (например, акцизами) подлежит лишь узкий, ограниченный перечень товаров.

По порядку исчисления налоги подразд. на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых ф.л. (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, относятся к неокладным.

Налоги можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые). Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.Налоги классиф. на ординарные и чрезвычайные. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обст, к к-Ым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.

6. Элементы налогообложения.представляют собой набор параметров, необходимых и достаточных для исчисления и уплаты налога. Для признания налога законно установленным недостаточно лишь формально указать его в законе, необходимо исчерпывающе определить в законе все элементы налогообложения.

Налог можно считать законно установленным только в том случае, если законом прямо зафиксированы все существенные элементы налогового обязательства: объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Указанные элементы являются основными, их определение для законодателя обязательно. Факультативный элемент – налоговые льготы (предусматриваются законом по усмотрению законодателя).

Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога..

Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период показывает, как часто требуется платить тот или иной налог. Поэтому уплата налогов предполагает определенную регулярность, систематичность. Так, по налогу на доходы физических лиц налоговый период составляет один календарный год, по единому налогу на вмененный доход – квартал, по акцизам – календарный месяц.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить параметр, который будет положен в основу измерения объекта налогообложения. Но налоговая база – это не просто параметр; это параметр, выраженный в определенных единицах налогообложения. Таким образом, налоговая база представляет собой размер (величину) объекта налогообложения в единицах налогообложения.

Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются по каждому налогу отдельно. В НК предусматривается два метода учета налоговой базы – кассовый и накопительный. При кассовом методе для исчисления налоговой базы учитываются только те доходы (расходы), которые реально получены (произведены) налогоплательщиком. При накопительном методе главным для исчисления налоговой базы является момент возникновения имущественных прав и обязательств. Доходами здесь признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка представляет собой размер налогового платежа на единицу налогообложения.

В зависимости от измерения объекта налогообложения налоговые ставки выражаются: 1) в процентах к налоговой базе 2) в твердой денежной сумме, когда не единицу налогообложения устанавливается фиксированный размер налогового платежа (большинство акцизов, транспортный налог); 3) в комбинированной форме, сочетающей твердую и процентную составляющие

Виды налоговых ставок. Пропорциональная ставка имеет постоянную величину независимо от размера налоговой базы. Прогрессивная и регрессивная ставки с изменением налоговой базы также изменяются: с увеличением налоговой базы размер прогрессивной ставки возрастает, регрессивной – уменьшается.

7. Налоговые правоотношения (НП), правовой статус участников налоговых правоотношений.Участник налогового правоотношения – правосубъектное лицо, у которого в рамках НП возникают субъективные юрид права и обяз-Ти. В качестве участников НП НК называет: налогоплательщиков; налоговых агентов; налоговые и таможенные органы. К таким участникам, например, относятся представители налогоплательщиков – законные и уполномоченные. Значительную роль в НП играют банки. В сфере налогового контроля могут быть задействованы эксперты, специалисты, понятые, свидетели.

Регистрирующие и иные органы обязаны согласно НК сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков.

Важнейшими субъектами НП являются РФ , субъекты РФ, муниципальные образования.

Законодательные (представительные) органы власти играют решающую роль в правоотношениях по установлению и введению налогов на соответствующей территории.

Основными субъектами налогового права являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов – с другой. Участие всех иных лиц в налоговых правоотношениях носит факультативный, подчас эпизодический характер.

8.Налоговые агенты, их обязанности, ответственность за неисполнение этих обязанностей. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Статус налогового агента имеют: а) организации в отношении налога на доходы физических лиц; б) российские контрагенты иностранных юридических лиц, не имеющих постоянного представительства на территории РФ, в отношении некоторых налогов (НДС, налог на прибыль организаций); в) российские организации, выплачивающие учредителям (акционерам) проценты или дивиденды.

Признак налогового агента – его устойчивая правовая связь с налогоплательщиком, те наличие финансовых (денежных) взаимодействий между налоговым агентом и налогоплательщиком. Как правило, налоговым агентом является лицо, выплачивающее доходы налогоплательщику.

Институт «налоговых агентов» необходим российской налоговой системе по следующим причинам.

Во-первых, возложение обязанности по исчислению и уплате налога непосредственно на физических лиц является для них чрезмерно обременительным, прежде всего, в силу экономико-правовой квалификации. Такая ситуация очевидна при уплате налога на доходы работодателями в отношении своих работников. Квалифицированным специалистам бухгалтерии намного проще исчислить налог, чем обычным работникам, не знакомым с налоговым законодательством.

Во-вторых, в случаях, когда налогоплательщики объединены в рамках одного коллектива, экономически невыгодно взимать налоги у каждого из них в отдельности. В этом случае целесообразно, чтобы работодатель, выплачивая заработную плату и иные доходы работникам, исчислил и удержал у них соответствующие налоги, а затем уже перечислил общую массу собранных налогов в бюджет (внебюджетный фонд). При этом значительно облегчаются возможности налогового контроля, ведь требуется проверить законность финансовой деятельности только одного лица вместо множества других – непосредственных налогоплательщиков.

В-третьих, в отношении налогоплательщиков – иностранных граждан и организаций возможности контроля и государственно-властного воздействия у российских налоговых органов существенно ограничены.

Правовой статус налоговых агентов и налогоплательщиков во многом совпадает. Они имеют одинаковые права, если иное не предусмотрено НК РФ Обязанности у налоговых агентов значительно сужены. Налоговые агенты обязаны: а) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; б) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; в) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; г) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

9. Представители налогоплательщика, их права и обязанности

Налогоплательщик вправе участвовать в НП лично либо через представителя. Личное участие в НП не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Общее кол-во представителей у одного налогоплательщика законом не ограничивается. Представительство в НП означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика – представляемого лица. НК выделяет два вида налоговых представителей – законные и уполномоченные.Законные представители – представители, уполномоченные представлять налогоплательщика на основании закона или учредительных документов организации. Законными представителями налогоплательщика-организации являются его органы – единоличные (директор, его заместители и др.) и коллегиальные (правление, совет директоров и др.). Действия или бездействие законных представителей организации, совершенные в связи с ее участием в НП, признаются действиями (бездействием) самой организации. Вина организации в совершении налогового правонарушения опр-ся в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) к-ых обусловили совершение данного налогового правонарушения. Законными представителями налогоплательщика – ф.л. признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соотв с ГЗ: родители, усыновители, опекуны и попечители. Законное представительство в сфере налогообложения физических лиц необходимо в связи с отсутствием у некоторых категорий налогоплательщиков (несовершеннолетние, недееспособные) налоговой дееспособности. Уполномоченные представители – представители, уполномоченные представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физ или юрид. лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками НП.При этом не могут быть уполномоченными представителями должностные лица гос и муниципальных органов.

10. Права и обязанности налогоплатильщика. Налогоплательщики – орг. и физ.л., на к-ых в соотв с НК возложена обязанность уплачивать соотв налоги и (или) сборы. Основу налогово-правового статуса налогоплательщиков составляет совок закрепленных НЗ субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения.

Налогоплательщики имеют право: 1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию; 2) получать от Минфина РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от фин-х органов в субъектах РФ и ОМС– по вопросам применения регионального законодательства и муниципальных НПА о местных налогах и сборах; 3) использовать налоговые льготы; 4) получать отсрочку рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит; 5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 6) представлять свои интересы в НП лично либо через своего представителя; 7) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 8) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; 9) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства; 10) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц; 11) обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц. Юридические обязанности налогоплательщиков: 1) уплачивать законно уст налоги; 2) встать на учет в налоговых органах; 3) вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; 4) представлять в НО по месту своего учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность; 5) представлять НО документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; 7) предоставлять налоговому органу необх инф и док 8) в течение 4 лет обесп сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

11 Права и обязанности налоговых органов.Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба по налогам и сборам (ФНС России) и ее территориальные подразделения на местах. Создание каких-либо иных НО, не входящих в единую централизованную систему ФНС России, не допускается. Правовой статус НО помимо НК регулируется Законом РФ «О налоговых органах», Положением о ФНС России и целым рядом ведомственных нормативных актов. ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ. Вышестоящие НО вправе отменять решения нижестоящих НО в случае их несоотв НЗ.Основная цель деятельности НО– обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов.Налоговые органы вправе: 1) требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; 2) проводить налоговые проверки; 3) производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, когда есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 4) вызывать в НО налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений; 5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на их имущество; 6) определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках; 7) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений НЗ ; 8) взыскивать недоимки и пени; 9) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и налоговых агентов сумм налогов и пени; и др. Для защиты фискальных интересов гос-тва НО предоставлено право предъявлять в суды иски: а) о взыскании налоговых санкций; б) о признании недействительной гос-ой регистрации юрид лица или ИП ; в) о ликвидации организации; и т.д.

Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать НЗ ; 2) осуществлять налоговый контроль; 3) вести учет орг-ий и ф. л; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним НПА , порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях НО и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; и др.

12. Организационные принципы построения налоговой системы На данный момент в налоговой системе России действуют следующие основные организационные принципы: принцип единства налоговой системы, принцип подвижности (эластичности), принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, принцип стабильности и принцип множественности. Принцип единства налоговой системы Россиивытекает из конституционных принципов единой фин-ой политики и единства экон-го пространства России. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экон деят ф.Л. и организаций.

13. Законодательство о налогах и сборах. Особенности введения в действие актов законодательства о налогах и сборах. По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 НК). Для отдельных видов актов законодательства в НК предусмотрены дополнительные условия их вступления в силу:

– акты федерального, регионального или местного законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия;

– все остальные акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:

– устанавливающие новые налоги и (или) сборы;

– повышающие налоговые ставки, размеры сборов;

– устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

– устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений;

– иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Независимо от указанного в самом тексте акта порядка его введения в действие обратную силу будут иметь акты законодательства о налогах и сборах:

– устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

– устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Помимо указанных, если такая возможность будет прямо предусмотрена в самом тексте акта, обратную силу будут иметь также следующие акты законодательства о налогах и сборах:

– отменяющие налоги и (или) сборы;

– снижающие размеры ставок налогов (сборов);

– устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;

– иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

14. Исчисление сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Действие актов законодательства о налогах и сборах в пространстве.Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются:

– календарной датой;

– указанием на событие, которое должно неизбежно наступить;

– указанием на действие, которое должно быть совершено;

– периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

Квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

16. Принудительное взыскание налога, сбора, пени. В случае неуплаты или неполной уплаты налога и (или) сбора в установленный срок эта обязанность исполняется принудительно за счет:
-средств налогоплательщика в банках (ст.46 НК РФ);
-имущества налогоплательщика (ст.47 и 48 НК РФ).

В случае неуплаты налога, сбора, пени организацией в течение трех месяцев после наступления срока их уплаты налоговый орган выставляет ей требование об уплате налога, сбора, пени в соответствии со ст.69 НК РФ, согласно которому налогоплательщик обязан погасить имеющуюся задолженность в течение 10 дней. Если налогоплательщик проигнорирует полученное требование, то налоговый орган выносит решение о принудительном взыскании суммы налога со счета налогоплательщика (инкассовое поручение). Данное решение выносится в течение 60 дней после окончания срока действия требования.

Взыскание налога, сбора, пени может производиться с рублевых и валютных счетов, за исключением депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок его действия.

Налоговый орган вправе произвести также взыскание налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента как юридического, так и физического лица.

17. Изменение срока уплаты налога, сбора, а также пени.

Изменением срока уплаты налогов и сборов признается перенос установленного законодательством срока на более поздний, что равнозначно предоставлению налогоплательщику кредита на сумму, в отношении которой принимается решение бюджетных орга­низаций разных уровней или внебюджетных фондов. При этом за пользование таким своеобразным кредитом предусматривается уплата процентов, как правило, более льготных по сравнению с процентами за коммерческие банковские кредиты.

Срок уплаты может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов за неуплаченную в срок сумму.
Срок уплаты налога не может быть изменен в случае:
-возбуждения уголовного дела при наличии нарушений налогового законодательства;
-рассмотрения дела о налоговом либо об административном правонарушении, связанном с несоблюдением законодательства о налогах;

-достаточных оснований для предположений, что лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств либо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

Изменение сроков уплаты налогов производится в виде:
-отсрочки;
-рассрочки;
-налогового кредита;

-инвестиционного налогового кредита.

18. Требование об уплате налога , сбора а также пеней. Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В требовании об уплате налога должны быть определены следующие признаки:

- основание требования;

- содержание требования;

- его адресат;

- налоговый орган, который направляет требование.

Фактические данные, содержащиеся в требовании об уплате налога (сбора), выявляются в ходе контроля за соблюдением законодательства о налогах (сборах) и охватывают сведения о: - сумме задолженности по налогу;

- размере пеней (исчисляется на момент направления требования);

- сроке уплаты налога в соответствии с законодательством об уплате налога или сбора;

- сроке исполнения требования налогового органа;

- мерах обеспечения, подлежащих применению в случае неисполнения требования.

налоговый орган, который обязан направить налогоплательщику или иному обязанному лицу требование об уплате налога (сбора), определяется в соответствии с пунктом 5 комментируемой статьи (по месту учета налогоплательщика или иного обязанного лица).

Требование об уплате налога передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

19.. Способы обеспечения исполнения обязанности носят исключительно имущественный характер и призваны гарантировать государству реальное безусловное исполнение обязательства фискальнообязанного лица, ориентируя последнего к надлежащему исполнению своего соответствующего обязательства по уплате налога и сбора.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами (п. 1 ст. 72 НК РФ):
1. залогом имущества;
2. поручительством;
3. пеней;
4. приостановлением операций по счетам в банке;
5. наложением ареста на имущество налогоплательщиков

20. Федеральные налоги. Федеральными признаются налоги и сборы, уст-ые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ 1. Налог на добавленную стоимость – (НДС) относится к числу основных налогов и занимает наибольший удельный вес в доходах федерального бюджета. Как правило бремя уплаты НДС лежит на конечных потребителях товаров и услуг.

2. Акцизы - Порядок исчисления и уплаты акцизов определен в гл.22 НК РФ. Подакцизными товарами являются: алкогольная продукция, табак, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, нефтепродукты и др.

Налогоплательщиками акцизов в соответствии со ст.179 НК РФ выступают: 3. Налог на доходы физических лиц - Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц определен гл. 23 НК РФ.

Плательщики налога подразделяются на две группы:

1. физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ. Этот статус имеют лица, проживающие на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

2. физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами. Этот статус имеют лица, находящиеся на территории страны менее 183 дней в году.

4. Единый социальный налог)

21. Региональные налогипризнаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам относятся:

1. налог на имущество организаций;

2. налог на игорный бизнес;

транспортный налог

22.Местные налоги признаются налоги, которые установлены НК РФ и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах.Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нпа представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов РФ

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Наши рекомендации