Регулятивная и охранительная подсистема правового регулирования
Напомним читателю, что при анализе функций права и правовой системы был сделан вывод о том, что управленческая, стабилизирующая функция права по отношению к конкретным общественным связям проявляется как регулятивная и охранительная функция. Это деление достаточно условно, ибо элементы охраны присутствуют в позитивном регулировании, а собственно позитивное регулирование содержит в себе охранительные начала. Указанные функции в той или иной мере присущи каждой отрасли, каждому правовому институту. Даже отдельная правовая норма, рассматриваемая как норма-предписание, предполагает существование и регулятивного, и охранительного начала.
Разумеется, соотношение этих начал в норме, институте и отрасли является весьма различным. В норме, очевидно, превалирует регулирующее или охранительное начало. Институт может как сочетать в себе регулирующее и охранительные начала (например, многие институты гражданского права), так и относиться по преимуществу либо к регулятивному, либо к охранительному. В свою очередь отрасли также могут как сочетать оба вида, например, гражданское и трудовое, так и быть проводником по преимуществу одного. Например, нормы особенной части уголовного права реализуют прежде всего охранительные свойства.
Однако эти положения нуждаются в обосновании. Иначе ими трудно руководствоваться при анализе структуры права, выявлении оснований для деления норм права на институты и отрасли.
Анализ соотношения регулирующих и охранительных аспектов в содержании правовых норм, видимо, должен прежде всего включать изучение механизма действия права. Для его уяснения возможно мысленное расчленение действия регулятивных и охранительных норм, анализ регулятивной и охранительной функций как явлений относительно самостоятельных.
Остановимся подробнее на содержании собственно регулятивной функции права. В самом общем виде она определяется существованием позитивных норм, указывающих, что должны делать субъекты
права при определенных ситуациях, какие следует выбирать варианты поведения, какие при этом возникают права и обязанности.
Наиболее распространено представление, что механизм правового регулирования складывается из трех основных звеньев: юридических норм (нормативной основы); субъективных прав и обязанностей (правоотношений); актов реализации прав и обязанностей'. Характеристика каждого из них применительно к реализации позитивных норм и является описанием содержания регулятивной функции права.
Правда, Т.Н.Радько усматривает содержание регулятивной функции в характеристике путей ее осуществления. К ним он относит:
а) определение правосубъектности граждан, б) закрепление и изменение их правового статуса, в) определение компетенции государственных органов, правового статуса общественных организаций и юридических лиц, г) определение юридических фактов, д) установление регулятивного правоотношения2.
Представляется, что такой путь анализа менее удачен. Дело в том, что определение правосубъектности, правового статуса и компетенции субъектов права имеет непосредственное отношение и к охранительной функции права. Реализация этих норм осуществляется не иначе как в рамках регулятивной и охранительной функций. В компетенции государственного органа могут быть как позитивные нормы, так и негативные (запреты). Нормы, характеризующие правоспособность и дееспособность граждан, одинаково важны для реализации как позитивных, так и охранительных норм. Следовательно, большинство из названных Т.Н.Радько путей является лишь предварительным условием реализации регулятивной и охранительной функций права.
Регулятивные нормы, непосредственно направленные на регламентацию общественных отношений путем предоставления их участникам прав и возложения на них обязанностей, давно проанализированы в юридической литературе. Так, С.С.Алексеев отмечает их право-установительный характер3. А.Ф.Черданцев рассматриваетих место в
' Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. С. 34; Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малысо. С. 728 и др.
2 Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. С.65.
3 Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.1.С.236; Право. Опыт комплексного
исследования. С.64.
системе норм и функциональные связи с иными нормами права'. Эту сторону регулятивных норм подчеркивает и М.И.Байтин2.
Назначение данных норм состоит в регламентации поведения субъектов (на основе имеющихся общих условий в виде наличия правосубъектности и наступления юридических фактов) при помощи указания на их юридические права и обязанности.
Но здесь могут встретиться известные трудности. Дело в том, что в зависимости от характера прав и обязанностей, устанавливаемых регулятивными нормами, их предложено подразделять на обязывающие, запрещающие и управомочивающие3. Обязывающими принято считать нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия. Управомочивающие нормы - нормы, устанавливающие право на совершение тех или иных действий. И те, и другие являются предписаниями, адресованными различным участникам общественных отношений. Они представляют собой конкретизацию одного из двух наиболее общих способов воздействия, применяемых для организации поведения людей, - дозволения. Другой способ - запрет.
Нужно заметить, что по этому поводу (о способах воздействия на общественные отношения) среди ученых нет полного единства. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой существует три равноправных способа: дозволение, запрет, предписание (обязывание) определенного поведения. Такой позиции придерживаются Л.С.Явич4, О.С.Иоффе5 и другие исследователи6. Но по поводу их позиции высказаны и возражения. Так, В.М.Горшенев пишет, что элемент связывания присутствует и в дозволении, и в запрете. Пред-
' Черданцев А.Ф. Специализация и структура норм права // Правоведение. 1970. № 1.С. 44-45.
2 Нормы советского права.С. 164.
3 Алексеев С.С. Проблемы теории права. T.I. С. 234; Право. Опыт комплексного исследования. С. 64.
''Явич Л.С. Право и коммунизм. М., 1962. С.61. 5 Иоффе О.С. Юридические нормы и человеческие поступки // Актуальные вопросы советского гражданского права. М., 1964. С.17-18.
Помимо чисто юридического аспекта указанные способыимеют и весьма значительный политический и социальный аспект. См. об этом: ЛазаревВ.В.Запрет и дозволение как технико-юридические способы формулирования правовой нормы // Проблемы юридической техники / Под ред В.М.Баранова. Н. Новгород, 2000. С. 402.
писание - общее свойство всех норм права, независимоот конкретного способа воздействия, который они закрепляют'.
Но эту мысль можно продолжить. Элемент дозволения присутствует и в обязывании (обязывая, дозволяешь вести себя определенным образом), и в запрете (запрещая определенное поведение, дозволяешь вести себя по-другому). Равным образом и в дозволении, и в обязывании есть элемент запрета. Это, кстати, отмечает и С.С.Алексеев, признающий регулирующее воздействие запретов на общественные отношения2. В результате получается, что В.М.Горшенев прав, когда говорит о двух, а не о трех путях. Очевидно, что это позитивный (с ним связана регулятивная функция права) и негативный (с ним связана охранительная функция) пути.
Таким образом, регулятивную функцию выражают прежде всего нормы двух разновидностей: обязывающие и управомочивающие. Они выражают позитивное содержание правовой регламентации. Что же касается запрещающих норм, то их характеристика должна быть более подробной и взвешенной, чем просто выведение из числа регулятивных, как делают некоторые авторы. Иначе возникает неразрешимый по существу вопрос: чем отличаются регулятивные запрещающие нормы от охранительных?
Дело не сводится к тому, что запрет - это лишь технический прием, который можно использовать для формулирования любой по содержанию нормы. Ведь наряду с нормами, содержащими запрет конкретного поведения и санкцию за его нарушение, имеются нормы, включающие запрет, но не имеющие в своей структуре санкции за его нарушение. Обычно этот запрет выражен словами «лицо не вправе», «иное поведение не допускается» и т.д. В качестве примера можно привести ч.З ст.264,4.2 ст.267 ГК РФ. Здесь нет конкретных санкций. Это по своей сути регулятивные нормы, тогда как нормы уголовного и административного права, содержащие конкретные санкции, являются, безусловно, охранительными.
' Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. С. 50. Возражает и А.Г.Братко. Он полагает, что наряду с указанными способами есть еще правовое ограничение (Брат-ко А. Г. Запреты в советском праве.Саратов, 1979. С. 22). Но здесь характеристика способа связана с иными факторами. А именно - с зависимостью от желательного типа поведения индивида.
2 Алексеев С.С. Правовые запреты в структуре советского права // Правоведение-1973. №5. С.43. 78
Итак, получается, что нормы, регулятивные по своему характеру, являются управомочивающими и обязывающими. Последние могут носить характер обязывания активного поведения и воздержания от определенных действий. В этом случае они могут быть сформулированы как запрещающие, но отличающиеся от охранительных отсутствием конкретных санкций за их нарушение. Более того, эти нормы, вероятно, должны быть охарактеризованы как нормы, через'которые осуществляется связь регулятивной и охранительной функций. С одной стороны, они регулируют позитивное поведение, устанавливая общие запреты. Но, запрещая, они приближаются к охранительным, которые также пресекают определенное поведение, но уже под угрозой применения конкретных юридических санкций.
Во многих случаях нормы, носящие характер общих запретов, могут быть названы нормами-принципами охранительного плана. Таковы, например, нормы природоохранительного законодательства, которыми запрещается ухудшение состояния природной среды. Близкий им характер носят и ряд норм трудового права, в которых установлен запрет на требование выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст.60 Трудового кодекса РФ), запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст.64 ТК РФ), запрет на требование от лица, поступающего на работу, документов, помимо предусмотренных законом (ст.65 ТК РФ), и ряд других. В случае нарушения этих запретов наступает, как правило, дисциплинарная ответственность в соответствии с нормами, предусматривающими конкретные санкции за противоправное поведение, являющееся следствием нарушения указанных статей.
Разумеется, было бы более правильно наряду с указанными запретами установить и конкретные составы соответствующих дисциплинарных проступков должностных лиц. Этого не сделано, но возможность привлечения прямо оговорена, например в статье 195 ТК (по требованию представительного органа работников), и предусмотрена в ст. 145 УК РФ в отношении лиц, нарушивших общий запрет в отказе от приема на работу, предусмотренный в ст. 64 ТК РФ в отношении женщин по мотивам беременности или наличия детей.
Остановимся далее на характеристике второго важнейшего звена механизма регулирования правом - правоотношений. Деление норм на регулятивные и охранительные в соответствии с признанием наличия одноименных функций ведет к необходимости выделения для анализа двух видов соответствующих правоотношений. Регулятивные правоотношения складываются на основе регулятивных норм и устанавливают субъективные права и юридические обязанности участни-
ков общественных отношений.Их назначение - регламентация общественно значимого поведения, являющегося нормальным, естественным с точки зрения права.
Эти отношения возникают на основе правомерного поведения и образуют главное содержание правопорядка. Общество заинтересовано в развитии регулятивных правоотношений, которые выступают в качестве конкретной юридической формы реализации возникших на основе норм и юридически значимых обстоятельств субъективных прав и юридических обязанностей. При этом регулятивные отношения, опосредуя самые различные сферы жизнедеятельности общества, являются формой организации и осуществления государственной власти, государственного управления и отправления правосудия. Они отражают важнейшие политические отношения, в том числе между гражданами и государственными органами, между звеньями государственного аппарата и хозяйствующими субъектами.
Значение регулятивных отношений состоит главным образом в том, что они закрепляют особенности конкретного поведения субъектов, точное содержание их прав и обязанностей. В реальной жизни эти правоотношения, образуя определенную систему, взаимодействуют друг с другом'. Регулятивные правоотношения предложено подразделять (в зависимости от характера субъективных прав и обязанностей и возможных вариантов их сочетания) на правоотношения активного и пассивного типов. Первые, по мнению С.С.Алексеева, складываются на основе обязывающих норм и характеризуются возложением обязанностей положительного содержания, т.е. совершения определенных действий в интересах управомоченного. Пассивные правоотношения складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются тем, что положительные действия совершаются управомоченными, а на других возлагаются обязанности пассивного характера, т.е. воздержания от поведения известного рода. В качестве примера первых называют обязательственные правоотношения, к числу пассивных отнесены многие конституционные правоотношения и отношения собственности2.
Однако вряд ли можно с этим полностью согласиться. В литературе по этому поводу были высказаны возражения^. Дополним их, указав, что запреты нельзя относить только к области реализации управомочивающих норм, как это вытекает из утверждения С.С.Алексеева. К
' Алексеев С.С. Механизмправового регулирования в социалистическом госу-дарстве.С.148.
2 Алексеев С.С. Проблемы теории права. T.I. С. 269-270.
3 Бабаев В.К. Социалистические правоотношения. Владивосток, 1972. С. 21. 80
тому же он и сам признает, что обязанности по воздержанию от определенных действий могут существовать и в активных правоотношениях'. Кстати, эти случаи не ограничиваются упоминаемым им издательским договором, но относятся, например, и к трудовому, участники которого обязаны блюсти дисциплину труда (ст. 56, 189 ТК РФ).
Запрет, таким образом, является оборотной стороной реализации и обязывающих (к положительному поведению), и управомочивающих норм. Пассивные обязанности являются содержанием любого регулятивного правоотношения. И управомоченное, и обязанное лицо исполняют обязанности, возникающие на основе запрещающих норм. Но, разумеется, для того и другого они могут быть разными по содержанию. Кроме того, запрещающие нормы не могут быть основой конкретных регулятивных правоотношений. Они в одинаковой мере могут быть связаны с любым регулятивным правоотношением.
Следовательно, существенных различий между правоотношениями, возникающими на основе обязывающих и управомочивающих норм, усмотреть невозможно. Более того, поскольку правоотношения, как правило, складываются на основе не одной, а целой группы норм, они «вбирают» в себя особенности реализации многих. Возьмем, к примеру, обязательственные отношения или трудовое правоотношение. Они формируются на основе целой системы правовых предписаний. Права, возникающие на основе управомочивающих норм для одного участника правоотношений, являются обязанностями для контрагента. Исполнение обязанностей, возложенных предписывающими нормами, по своему содержанию совпадает с реализацией права требования, имеющегося у другой стороны. Таковы правоотношения, складывающиеся между продавцом и покупателем по договору купли-продажи, между работником и работодателем по трудовому- договору и т.д.
Хотя, разумеется, соотношение между обязыванием и управо-мочиванием может быть весьма различным. Так, в административном праве решающее значение имеют правоотношения, возникающие на основе обязывающих норм. В гражданском праве, напротив, обязанности подчинены правонаделению2.
Подведем некоторые итоги. Мы установили, что правоотношения регулятивного характера складываются на основе управомочивающих и обязывающих норм, что в конкретной связи субъектов они
Алексеев С. С. Проблемы теории права. T.I. С. 271.
Яковлев В.Ф. Реализация права и отраслевые методы регулирования отношений // Проблемы применения советского права: Учен. труды Свердл. юрид. ин-та. 1973. Вып.22. С.7.
взаимно дополняют друг друга. Но вместе с тем признано, что известную роль играют и запреты общего характера, устанавливаемые запрещающими нормами. Какова же природа связи субъектов по поводу их соблюдения? Можно ли назвать ее правоотношением и к какому типу (регулятивным или охранительным) следует ее отнести?
Думается, что связь между субъектами по поводу запретов, устанавливаемых в процессе осуществления регулятивной функции права, подобна связи между государством и гражданами по поводу соблюдения запрещающих норм охранительного характера. Ряд цивилистов и теоретиков права такие отношения называют абсолютными, поскольку все субъекты права обязаны воздерживаться от нарушения данного конкретного права, установленного соответствующей нормой. Принципиальных возражений против признания таких связей правоотношениями не должно быть'. Но это правоотношения иного порядка, нежели те, которые принято называть относительными. Они отличаются неполной персонифицированностью. Поэтому по своей природе они близки к правоотношениям, называемым общерегулятивными, поскольку, как и они, на одном полюсе имеют неопределенный круг субъектов. Можно утверждать, что правоотношения, называемые абсолютными, и общерегулятивные - это, в сущности, явления одного порядка . Они могут быть охарактеризованы как условия существования собственно регулятивных правоотношений, представляющих собой связь конкретных субъектов права, имеющих взаимные права и обязанности.
В связи с этим необходимо вернуться к содержанию регулятивной функции права. С.С.Алексеев считает, что она складывается из регулятивной статической и регулятивной динамической функций. Первая закрепляет общественные отношения в тех или иных правовых
' Такие возражения высказывает Р.О.Халфина.См.: ХалфинаP.O. Общее учение о правоотношении. М., 1974.С.119-120), развивающая концепцию, согласно которой правоотношением является лишь связь конкретных субъектов права (с. 30-31). Поэтому в работе отрицается и существование общерегулятивных правоотношений
2 С.С.Алексеев, являющийся одним из авторов концепции, отдельные положения которой подвергаются здесь сомнению, сам признает близость абсолютных правоотношении общерегулятивным. (См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. С. 148). Кроме того, он пишет, что общерегулятивные правоотношения, так же, как и абсолютные, направлены на закрепление существующих общественных порядков и образуют в единстве основу, на которой затем складываются конкретные регулятивные отношения. (См.:Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. С. 273). 82
институтах и нормах. Вторая выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения'.
По этому поводу в литературе был высказан ряд возражений. Суть их состоит в том, что статическая и динамическая функции выделены на основании, которое должно быть принято во внимание и при анализе охранительной функции, поскольку, охраняя общественные отношения, право может как закреплять их, так и способствовать возникновению и развитию новых. Да и само конкретное охранительное отношение развивается во времени, имеет внутреннюю динамику. Поэтому справедливо утверждение, что в основе выделения охранительной, отделения ее от регулятивной, и деления последней на статическую и динамическую функции лежат различные критерии2. Критерий деления на статическую и динамическую функции может быть положен в основу членения и охранительной.
Что же касается регулятивной функции, то ее статическое содержание выражено в существовании общерегулятивных правоотношений, причем они включают и так называемые абсолютные. Это означает закрепление в правовых нормах правоспособности и дееспособности субъектов права, их правового статуса, закрепление компетенции государственных органов, формулирование составов правомерных юридических фактов, влекущих существование отношений общего характера. Сюда же следует отнести установление запретов поведения определенного вида, которые содержатся в нормах, не снабженных конкретной санкцией3.
Динамический аспект регулятивной функции предопределен самой природой правового регулирования, ибо в конечном счете оно направлено на понуждение к реальным действиям. Именно в поведении субъектов получают реальное выражение правосубъектность, правовой статус и компетенция. При этом, как уже отмечалось, субъекты
' Алексеев С.С. Проблемы теории права. T.I. C.97.
2 Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. С. 34; Смирнов
В.Г. функции советского уголовного права. С.9. • .'•••"
Т.Н.Радько пишет, что установление запретов можно отнести и к регулятивной, и к охранительной функциям, но целесообразно их рассматривать в охранительной. Думается, что дело не в целесообразности. Различна природа самих запретов (см.: Радько Т.Н. Понятие и виды функций социалистического права. С. 122). Как уже отмечено, наряду с общими запретами существуют конкретные запрещающие нормы, природа которых иная. Подробнее об этом см.:
Алексеев С.С. Правовые запреты в структуре советского права // Правоведение. 1973. № 5. Автор, отмечая близость общих запретов нормам государственного права, полагает, что конкретные запрещающие предписания входят в комплексы норм соответствующих основных отраслей права.
вступают в конкретные правоотношения, представляющие собой связь, возникающую на основе норм и характеризующуюся наличием взаимных прав и обязанностей. Происходит своеобразная конкретизация общерегулятивного правоотношения, реализация его содержания применительно к определенной жизненной ситуации, предусмотренной в определенной правовой норме, устанавливающей взаимные права и обязанности. Это происходит при наличии жизненных обстоятельств, известных науке и практике как юридические факты. Под ними должны пониматься такие реалии, с которыми нормы права связывают те или иные последствия, прежде всего такие, которые вытекают из отмеченной выше конкретизации права применительно к определенным субъектам и конкретной ситуации (возникновение регулятивного правоотношения). Но не следует забывать, что само возникновение общерегулятивных правоотношений также связано с юридическими фактами (например, рождение, приобретение гражданства, утверждение компетентным органом акта об образовании юридического лица или его регистрации и т.д.)'.
Таким образом, если суть статического аспекта состоит в закреплении содержания общерегулятивных правоотношений, то суть динамической стороны заключается в констатации прав и обязанностей субъектов и последующей констатации общих прав и обязанностей в субъективные права и обязанности участников правоотношений2.
Заключительным звеном правового регулирования, как уже отмечалось, являются акты реализации, совершаемые субъектами права
' По вопросу о роли юридических фактов см.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. T.I. С. 341-371; Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве М., 1958; Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961; и др. На отмеченную особенность юридических фактов обратил внимание В.Б.Исаков. См: Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. С. 62-63.
2 Несколько иная позиция у В.М.Горшенева. Он признает существование статической и динамической функций правового регулирования. Но рассматривает их применительно не к значению права для конкретных общественных отношений, а к целям и задачам правового регулирования всей совокупности общественных связей . Действительно, право, как и правовая система в целом, закрепляет одни общественные отношения, способствует развитию других и вытесняет третьи. Но это несколько иной аспект исследования. Так, способст-вование развитию определенного вида отношений может быть осуществлено путем закрепления правового статуса их участников, регламентации их прав и обязанностей в конкретной ситуации, возложения ответственности за их неисполнение. См.: Горшенев В.М. Способы и организационно-правовые формы правового регулирования в социалистическом обществе. С. 37-43. 84
при исполнении предписаний, трансформировавшихся в конкретные права и обязанности. С их совершением происходит «перевод» пред- • писаний юридических норм в фактическое, реальное поведение, на которое было направлено правовое регулирование'.
Соблюдая установленные запреты, субъекты выполняют возложенные на них обязанности и реализуют (используют) предоставленные нормами права. Причем это может осуществляться как в фактическом поведении, зачастую не требующем специального юридического оформления (например, передача вещи по договору, использование ее контрагентом), так и в принятии актов-документов (например, совершение платежного документа, получение акта, констатирующего принадлежность лицу определенного блага). Во многих случаях такие акты действительны при опосредовании их властной деятельностью государства. Последняя является также важным фактором существования регулятивных отношений между государственными органами.
Правовое регулирование, как уже отмечалось, складывается из реализации наряду с механизмом собственно регулирования-охранительной функции. В социально-политическом аспекте ее суть заключается в вытеснении правовыми средствами отношений, противоречащих интересам общества . С учетом связи с регулятивной функцией она должна характеризоваться как функция, направленная на охрану, защиту отношений, являющихся правомерными, установившимися на основе регулятивных правовых норм. Существование охранительной функции связано с возможностью применения мер государственного
' Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. С. 160-161. 2 Поэтому В.М.Горшенев предлагает назвать ее негативной функцией (см.:
Горшенев В.М. Указ. соч. С.41). Думается, что название «охранительная» точнее, ибо речь идет о роли права по отношению не ко всем общественным связям, а лишь к конкретным отношениям субъектов. Именно в рамках анализируемой функции они охраняются и защищаются. Указанный социально-политический аспект этой функции права подчеркивают и другие авторы (см., напр.: Мельников А.А. Социальные функции советского гражданского процесса // Советское государство и право. 1975. N& 1. С. 21-22).Н.Н.Рыбушкин, признавая охранительную функцию элементом, частью регулятивной, тем не менее справедливо подчеркивает социальную роль запрещающих норм, заключающуюся в вытеснении вредных общественных отношений. (См.: Ры-бушкин Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. Казань, 1990. С. 47). Однако здесь мы уделяем внимание прежде всего специально-юридическому аспекту существования охранительной функции.
принуждения в случае, если предписания регулятивных правовых норм не соблюдаются или не используются'.
Однако ставить знак равенства между реализацией государственного принуждения и охранительной функцией было бы неверно. Ибо властный, принудительный характер может носить и реализация многих регулятивных норм, в частности, устанавливающих различные льготы и поощрения2. В этом плане охранительная функция уже государственного принуждения. Но и нельзя ограничивать охранительную функцию борьбой с правонарушениями, ибо она включает и воздействие норм, содержащих санкции вне конкретного охранительного правоотношения, и некоторые другие моменты3. Охранительная функция связана с наличием специфических правовых норм, названных охранительными, о которых говорилось выше. Охранительные нормы — это нормы, снабженные санкцией, указанием на конкретные последствия нарушения предписаний регулятивных норм. Именно так понимается суть охранительных норм О.Э.Лейстом4, А.Ф.Черданцевым5 и рядом других авторов. Нужно лишь попытаться соотнести запрет и запрещающие нормы с понятием охранительных норм.
Т.Н. Радько справедливо пишет, что запрет может применяться как форма словесного выражения юридической нормы, как прием пра-вотворчества6. Поэтому, как и отмечалось, ряд регулятивных норм формулируется в виде запретов, а некоторые охранительные — как
' Следует напомнить, что в условиях демократии любое государственное принуждение должно выступать исключительно в виде правового принуждения. См. об этом подробнее: Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. М., 2000. С. 206.
2 На это справедливо указывает А.В.Малько, когда описывает механизм реализации льгот и поощрений . См.: Малько А.В. Правовые льготы и поощрения:
понятие, признаки, функции // Вопросы теории государства и права: Актуальные проблемы современного российского государства и права / Под ред. М.И.Байтина. Саратов,. 1998. Вып. 1(10). С.57.
3 См: Решетов Ю.С. Механизм правореализации в условиях развитого социализма. Казань, 1980. С.72-73.
4 Лейст О.Э. Санкции в советском праве. М., 1962. С. 21-24.
5 Черданцев А.Ф. Специализация и структура норм права // Правоведение. 1970. № 1.С. 44.
6 Радько Т.Н. О роли запретов в правовом регулировании // Тр. Высшей следств. школы МВД СССР. Волгоград. 1969. Вып. 1. С.88. В связи с этим представляется неточным неоднократно допускаемое Т.Н.Радько отождествление запретительных предписаний и охранительных норм (с. 90, 98). Он прав, когда пишет, что все запреты имеют охранительный характер, но не прав, когда считает, что все запреты суть охранительные нормы. 86
управомочивающие или обязывающие . Но запрет как прием право-творчества при создании регулятивных норм отличается тем, что при его применении не указывается конкретная мера последствий. Запрет в данном случае играет информационную роль — он указывает на вид нежелательного действия. Причем одним запретом можно предусмотреть большое количество конкретных действий, нежелательных для общества и государства2.
В общем виде любая регулятивная норма содержит в себе скрыто (а иногда, как уже отмечалось, и прямо) указание на недопустимость иного, кроме предусмотренного нормой, варианта поведения -запрет общего характера. Охранительные нормы, формулируя санкции, конкретизируют эти запреты. Но иногда они сконструированы так, что самого запрета в них прямо не содержится. С другой стороны - в конкретной охранительной норме можно видеть ее регулирующую роль, основанную на содержании общего запрета. Так, в любой норме особенной части УК содержатся именно такие запреты, несоблюдение которых влечет вступление в действие данной охранительной нормы. Таким образом, мы установили, что охранительные нормы - это прежде всего нормы, содержащие указание на меры принуждения, применяемые к лицу, либо не выполняющему предписания регулятивной нормы, охраняемой соответствующей охранительной, либо не следующему общему запрету, являющемуся стороной, моментом охранительных норм3.
Охранительные нормы отличаются друг от друга по целому ряду признаков. Так, некоторые из них носят более общий характер и сами нуждаются в «расшифровке», конкретизации, в охране их другими, более конкретными охранительными нормами. Например, ст. 378 ТК РФ содержит указание: лица, виновные в нарушении прав и гарантий деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом. Подобный характер носят и положения ст. 220 ТК РФ, устанавливающие в общем плане ответствен-
Черданцев А.Ф. Указ. соч. С. 45.
Радько Т. Н.О роли запретов в правовом регулировании.С. 94.Отмечая теснейшую связь между регулятивными и охранительными норма-*№, их взаимодействие, нельзя все же согласиться с неоднократным утверждением Т.Н.Радько, что охранительная функция, как и регулятивная, осуществляется при помощи всех видов норм права. (Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. С. 108, 114).Если бы это было так, то для анализа Рв^лирования и охраны как самостоятельных функций не было бы оснований. Точнее, элемент охраны есть и в регулировании, а регулирование содержит в себе и охранительные начала. Впрочем, далее автор говорит об этом.
ность работодателя и должностных лиц за нарушение требований охраны труда. Эти нормы, бесспорно, имеющие охранительный характер, конкретизируются соответствующими положениями, содержащимися в иных нормативных актах. Примеры норм подобного рода приводятся и в работах А.Ф.Черданцева, Т.Н.Радько.
Существенное значение имеют различия между охранительными нормами по характеру самих санкций, содержащихся в них. Эти различия связаны прежде всего с отраслевой принадлежностью охранительных норм. Нормы уголовного и административно-карательного права содержат прежде всего санкции штрафного характера, предусматривающие для виновных известные лишения, дополнительные обременения. Иной характер носят санкции большинства других отраслей права. В гражданском праве они обеспечивают прежде всего защиту конкретных субъективных прав, поэтому наряду со штрафными большое место занимают восстановительные санкции. Само принуждение здесь является иным, чем в уголовном праве, т.к. оно подчинено регулированию. Задача охраны зачастую сводится не столько к наказанию правонарушителя, сколько к обеспечению реального исполнения обязанностей, восстановлению нарушенного права, возмещению причиненного имущественного ущерба и т.д.' В общем плане можно заметить, что соотношение между штрафными и восстановительными мерами - дело, видимо, достаточно тонкое и деликатное. Так, наличие на сегодняшний день большого количества правонарушений в сфере экономики в значительной мере может быть связано с преимущественно восстановительным характером санкций норм и малым количеством штрафных, выполняющих, помимо прочих, превентивные функции.
Яковлев В.Ф. Реализация права и отраслевые методы регулирования отношений. С. 14; Черданцев А.Ф. Указ. соч. С.48. Оба автора отмечают, что в подобных случаях имеет место применение диспозиций регулятивных норм. Это верно в том смысле, что фактические последствия предусмотрены действительно в диспозиции регулятивной нормы. Но применятся все же санкция охранительной нормы, скрыто содержащейся в регулятивной. Гипотезой такой охранительной нормы будет несоблюдение диспозиции. Так, норма о взыскании алиментов на детей с родителей состоит фактически из двух: родители обязаны содержать своих детей - регулятивная норма, если они их не содержат, то обязаны выплачивать алименты - охранительная норма. Применение же санкции (принудительное взыскание алиментов) есть одновременно реализация диспозиции регулятивной нормы. См.: Базылев Б.Т. Юридическая ответственность как институт советского права // Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. М., 1974. С. 157,158.