Идейно-теоретические основы партийной деятельности
В период формирования реальной многопартийности перед обществоведами вплотную встали вопросы типологии партий. Ее трудности связаны не только с различными методиками исследования, но и с реальными трансформациями российской многопартийности: в стране идут активные процессы становления все новых и новых партий, их переименования, смены лидеров, изменения политических позиций. Так, только в начале ХХI в. партийные лидеры стали принципиально подчеркивать свой идеологический характер - либеральный (Союз правых сил) или консервативный («Единая Россия»).
Как представляется, определяющей в отнесении партии к тому или иному лагерю является идеология, т. е. создание проектов общественного развития. Доктринальные позиции партии проявляются, как правило, в ее программных документах, отражающих основные идеологические предпочтения.
По определению одного из основателей партийного строительства в России В. Ленина, партийная программа — это «короткое, ясное и точное заявление всего, чего партия добивается и за что она борется»[76]. По мнению М. Раца, политическая программа — своеобразный тетраптих: 1) ценностей; 2) оценки сегодняшней ситуации; 3) представления об идеальном будущем; 4) системы методов, средств и организации борьбы за реализацию своих планов[77].
Подобное определение сходно со структурным определением самого понятия «идеология», включающего и аксиологический, и онтологический, и праксиологический контексты.
Любая идеология выполняет две главные функции, решает две основные задачи. Прежде всего, идеология в более или менее систематизированном и теоретизированном виде формулирует представление о наиболее фундаментальных интересах данного социального субъекта, о его наиболее важных и долговременных целях. Другая, не менее важная задача, — придать, по выражению К. Маркса, сформулированным идеологическим целям и ценностям характер всеобщих или общезначимых целей и ценностей. Другими словами, идеология всегда стремится скрыть, замаскировать, закамуфлировать свою привязанность к эгоистическим интересам определенной социальной группы либо доказать, что реализация данных интересов обеспечит прогресс для всего общества в целом. Идеология, которая конструирует интерпретации действительности, как некие целостности, является важнейшим символическим ресурсом, объясняющим социально-политическую действительность. Идеология не только объясняет индивидам то, что происходит, но и мобилизует на политические действия или поддержу таковых. Иными словами, идеология выходит за рамки повседневного локализма и дает индивидам интерпретации реальности, исходя из горизонта «большого общества».
XX в. характеризуется исчезновением четких, структурированных идеологий. По сравнению с учениями основоположников идеологические концепции современного мира значительно изменили свое содержание. Размываются границы между либерализмом и консерватизмом, консерватизмом и социализмом, социализмом и либерализмом.
Появляются и становятся массовыми синкретические направления идеологии — социал-демократия, вобравшая элементы либерализма и социализма, национал-социализм как синтез социалистических, традиционалистских и консервативных идей. Возникают терминологические модификации из классических доктрин: неолиберализм, неоконсерватизм, фундаментализм; различные новации в социалистической идеологии (неомарксизм, фрейдомарксизм и т. п.). Один из теоретиков современного коммунизма Р. Гароди в 60-х гг. ХХ в. пытался синтезировать марксизм и католицизм.
2.2.1.Российские консерваторы
Анализ идеологических лагерей мы начнем с консервативной доктрины, как наиболее широко представленной в современной многопартийности России.
Консерватизм как более или менее целостное политическое мировоззрение появляется в первой половине XIX в. во многом как ответ и реакция на «либеральный вызов». Возражая принципам утилитаризма, доминировавшим в воззрениях тогдашних носителей либеральных идей, противники консервативного подхода искали ценности в «старом добром времени», романтизируя его. В политической сфере консерватизм реализовал себя, прежде всего как апологет монархизма — овеянной вековыми традициями формы правления.
К началу XX столетия выковался тот набор консервативных ценностей, который определяет сущность данной идеологии: опора на традицию, вера в моральный порядок, отрицание революционных потрясений. Для консерватизма характерен пессимистичный взгляд на природу человека, из чего следовал умеренный элитизм[78].
В отличие от либерализма с его индивидуализмом консерваторы выступают за приоритетность национальных интересов (понимаемых как государственные). Не менее важными институтами выступают такие носители общественной морали, порядка и преемственности поколений (традиций), как церковь и семья.
Особенностью России во все времена было то, что в разные исторические эпохи консерватизм занимал разные политические позиции, а консервативная идеология выражалась не столько общественными слоями, сколько правящей верхушкой государства.
«Консерватизм, — писал в этой связи Петр Струве, — отвлеченно рассуждая, есть чисто формальное понятие, могущее вмещать в себя какое угодно содержание. В советской России консерватизм означал бы направление мысли, утверждающее неприкосновенность коммунистически-партийного властвования»[79]. Применительно к сегодняшнему времени можно сказать, что консерватизм выражает удовлетворенность его сторонников нынешним положением вещей.
Клаус Эпштейн выделяет среди консерваторов три группы: «сторонников status quo», умеренных реформаторов и реакционеров[80]. Крайней формой консерватизма (фактически консерватизмом, доведенным до абсолютного предела) можно считать фундаментализм религиозного или национального толка.
В 1990-х гг. в России складываются такие неоконсервативные организации, как Партия российского единства и согласия (ПРЕС), движение «Наш дом — Россия», и движение «Единство».
«Единство», оправдывая свое название, прежде всего по отношению к неоконсервативному лагерю, в течение 2000–2002 гг. сформировало партию «Единая Россия» (далее ЕР), объединив движения и организации «Наш дом — Россия», «Вся Россия», «Отечество», ПРЕС и близкие им силы. В дальнейшем ЕР активно пополнялась депутатами, министрами, главами регионов и общественными деятелями, ряд из которых ранее состояли в других партиях.
Съезд новой партии определил ее роль и место как «центристской социальной партии с либеральными экономическими взглядами», «право-консервативной партии»[81]. Один из лидеров партии «Единая Россия» Валерий Богомолов, оценивая идеологию партии называет ее составляющие: «традиционные российские ценности, этические нормы: патриотизм, государственность, ответственность, справедливость, семья. забота о молодежи. … Идеология «Единой России» – это порядок, стабильность, консолидация общества»[82]. В этом перечне однозначно проступают прежде всего консервативные ценности. Юрген Хабермас схожий набор ценностей именовал «конституционным патриотизмом»
«Единая Россия» уверенно побеждала на всех последующих парламентских выборах: более 37 % голосов в 2003 г., 64 % в 2007 г. и 52.88 % в 2011 г. С 2007 года она имеет в Государственной думе (а несколько позднее и в Совете Федерации) квалифицированное большинство, большинство во всех региональных парламентах, в партии состоят 75 из 83 (90 %) российских губернаторов, 46,3 % депутатов муниципальных представительных органов по стране и 66 мэров столичных центров (84 %). Численность партии превысила 2,1 млн членов. Председателем партии в 2008-2012 гг. являлся В. Путин, а 22 мая 2012 г. в партию вступил и возглавил ее премьер-министр Д.Медведев.
Бурный рост «партии власти» привел к появлению в ней людей самых разных идейных позиций, что заставило руководство партии в апреле 2008 г. перейти к так называемой клубной программе развития партии, включающий Центр социально-консервативной политики, созданный еще в 2004 г. сторонниками левого крыла партии, Либерально консервативный клуб политического действия «4 ноября», пытающийся заместить либеральную нишу и Государственно-патриотический клуб. В апреле 2012 г. существовавшие в партии политические клубы преобразованы в три партийные платформы: Государственно-патриотическую, Социально-консервативную и Либерально-консервативную.
Идейная всеядность партии негативно оценивается экспертами, видящими в этом процессе прежде всего стремление к тотальному политическому монополизму. Именно этой цели, по их мнению, подчинена и последняя инициатива В. Путина по созданию Общероссийского народного фронта, в рамках которого партия пыталась объединить максимально возможное число общественных ассоциаций в свою поддержку на парламентских выборах 2011 г.
По оценке Г. Явлинского, социальной базой правящего консерватизма является 10–15 % населения, «которым в нынешних условиях живется достаточно комфортно, и они готовы поддержать любое правительство и любой режим, которые не будут, что называется, “раскачивать лодку”, ставя под угрозу их относительное, пусть даже во многом призрачное благополучие»[83]. Однако мощный административный ресурс, используемый партией, приводит к несравненно большим результатам электоральных акций.
Причины роста консервативных настроений в российском обществе различны. Так, по мнению директора Института прикладной политики Ольги Крыштановской, одна из них в том, что «президент чрезвычайно убедительно демонстрирует реставрацию некоторых элементов советской системы»[84]. Но современный консерватизм весьма многогранен – его идеализация прошлого не ограничивается советским периодом – многие консерваторы ищут ценности в более глубоком (от дохристианской Руси у движений «Россы» и «Волхвы» до царской России у т.н. «имперских» партий) или в более близком («нулевые годы» как период стабильности) прошлом.
Несмотря на стремление ЕР заполнить всю нишу консервативно-ориентированной общественности, сам контент этой идеологии не позволяет этого сделать.
Ряд других «государственнических» («державных», «имперских», «патриотических») партий и организаций, не отрицая коренные постулаты консервативной идеологии, критикуют методы правящего режима как с левых или правых позиций. Они в большей степени ориентированы на другие идеологические составляющими консерватизма: имперский дух, антизападничество, изоляционизм, умеренный национализм, этатизм, популизм, как правило в пуристском обрамлении и некоторая (характерная для неоконсерватизма) социальная составляющая, в российском контексте связанная с советской эпохой.
Наиболее весомое место в этом лагере занимает Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Сегодня это старейшая партия страны[85], которая, несмотря на сохранение своего первоначального названия[86], уже с 1993 г. отошла от либеральной доктрины и стоит на консервативно-националистических позициях. Партия объявила себя «правоцентристской общественно-политической организацией, стоящей на бескомпромиссных патриотических позициях… считающей своей главной задачей… защиту национальных интересов России, защиту интересов русского народа, а также прав не отделяющих свою историческую судьбу от судьбы России национальных меньшинств в инонациональных регионах»[87]. Свое влияние партия строит прежде всего на харизматической фигуре своего лидера В. Жириновского, участвовавшего в президентских выборах в России с 1991 г., на небольших, но постоянно присутствовавших в Государственной думе РФ и региональных ассамблеях фракциях, наконец, на восприятии ряда партийных проектов действующей властью (например, идея укрупнения субъектов РФ, ряд внешнеполитических инициатив и т. п.).
В этом же лагере мы видим и возрождённую партию «Родина», первоначально созданную в августе 1998 года и под руководством Дмитрия Рогозина успешно участвовавшую в парламентских выборах 2003 г.: партия получила 9,02% голосов россиян и провела в парламент 29 депутатов. Однако уже в 2006 г. конфликты в партийном руководстве вынудили Д.Рогозина уйти из партии[88], а сама «Родина» стала частью «Справедливой России». После либерализации партийного законодательства партия была восстановлена[89] – находившийся на государственной службе Д.Рогозин формально не входит в нее и председателем избран депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Алексей Журавлев, однако связь вице-премьера с «Родиной» никем не отрицается. Восстановленная партия успела успешно поучаствовать в выборах местных представительных органов в Майкопе и Архангельске в 2013 году, заняв 5-е место в обеих ассамблеях, выдвигала своего кандидата на выборах мэра Новосибирска в апреле 2014 (А. Ксензов снял кандидатуру, но после выборов назначен первым вице-мэром).
В этой же нише «партийной государственности» за последние годы появился еще с десяток новых партий: Духовного Преображения России и Национальной безопасности России, «Великое Отечество» и «Защитники Отечества», «Молодая Россия», «Национальный курс» и др.
Особое место в стане «державных партий» занимают монархические партии. Казалось бы, почти вековой республиканизм нашего общества должен был свести на нет монархическую идею. Однако ее сторонники активно ее отстаивают. Первое собрание русских монархистов - Всероссийское совещание православно-патриотических сил - прошло еще в период существования СССР 21-23 сентября 1990г. 6-8 октября 1994г. прошло Всероссийское монархическое совещание; на котором в качестве гостей присутствовали российские политические деятели Александр Руцкой, Геннадий Зюганов, Александр Стерлигов, самозваные государи-императоры Павел II Романов-Шабадин из Петербурга (якобы потомок Павла I от графини Нелдовой) и Николай III Романов-Дальский из Москвы (якобы сын царевича Алексея), а также приглашенная из-за рубежа великая княгиня Ольга Куликовская. 22 июля 1995г. в Москве прошел III Всероссийский монархический съезд с участием вдовы великого князя Леониды Георгиевны.
В монархическом движении в России существует два течения: соборники, выступающие за созыв Земского собора, на котором будет избран монарх из лучших людей русских и легитимисты - сторонники восстановления династии Романовых и сословной монархии. Последние опираются на Закон о престолонаследии 1797г., согласно которому право на престол имеют только те Романовы, которые произошли от «равнородных» браков; предпочтение отдается лицам мужского пола, но в случае их отсутствия передаются по женской линии. Поэтому, считают они, на престол может претендовать только потомки двоюродного брата Николая II великого князя Кирилла Владимировича – прежде всего его правнук Георгий Михайлович, родившийся в Испании и никогда не бывший в России. В настоящее время Минюстом России зарегистрированы по крайней мере 3 партии, выступающие с консервативно-монархических позиций - Российская консервативная партия «За нашу Родину» (председатель Михаил Юрьевич Лермонтов – полный тезка и потомок поэта), Монархическая партия России (председатель экс-депутат Госдумы Антон Баков) и партия «Самодержавная Россия» (председатель Дмитрий Меркулов). Но неформальным духовным лидером этого течения является известный кинорежиссер Никита Михалков, чей «Манифест просвещенного консерватизма. Право и Правда» (2010) называют своей программой лидеры этих партий.
На крайне правом фланге консерватизма мы встречаем сторонников доктрины «консервативной революции»— националистические, порой откровенно нацистские группировки, организации исламского фундаментализма, сторонники имперской идеологии и политики, установления националистической или расистской диктатуры в стране. Они лишь частично институированы в легальные политические движения, но получают систематические отказы в легализации как партии[90] и ведут в своем большинстве нелегальную или полулегальную деятельность (партии «Великая Россия», «За право славных», «Русь», «Святая Русь», «Державная Россия - Русь», «Национальный Фронт» и другие).
2.2.2. Партии социалистической ориентации
Другой мировой мировоззренческой концепцией, широко представленной в партийных институциях России, является социалистическаяидеология, имеющая давние корни в истории России. Уже с 90-х гг. ХIХ в. процесс образования политических организаций социалистической ориентации в России превратился в устойчивую тенденцию. Две наиболее крупные партии этого лагеря — Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры) — были главными организаторами революции 1917 г. в России и установления общественного строя, который официально именовался социализмом.
В.И.Ленин в 1917 году, обозначая предлагаемый новой России строй, характеризовал его так: «Социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической»[91]. Его последующие трансформации взглядов на социализм более известны: диктатура пролетариата, затем « в союзе с беднейшим крестьянством», и наконец в 1922 г. «строй цивилизованных кооператоров».
Известна мысль Маркса: идеи, овладевая массами, становятся материальной силой[92]. Считается, что для распространения идеи (превращения ее в «материальную силу») необходимо получить поддержки 5% популяции. Это достигается распространением идеи среди 50% населения. После перехода через 20-процентный барьер сторонников идеи она живет своей жизнью и не требует дополнительной коммуникативной поддержки. Естественно, что за 73 года своего государственного существования социализм приобрел широкое число сторонников, которые составили мощную социальную базу левых партий в России в 1990-е гг.
Последние годы СССР, однако, привели к разочарованию многих советских граждан, в том числе и членов КПСС, в выбранной модели социалистического общества. Активные дискуссии о «путях социализма» конца 80-х – начала 90-х годов XX века привели к образованию широкого спектра партий, в той или иной степени ориентированных на социалистические идеалы
Наиболее крупная партия этого лагеря (свыше 150 тыс. членов) — Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Ее бессменным председателем является Геннадий Зюганов. Анализ программных документов этой партии показывает, что ее социалистическая идеология имеет во многом консервативный характер. Совсем не случайно один из корифеев сегодняшней консервативной мысли Александр Солженицын, указывая на реальный консерватизм Г. Зюганова, в своих статьях пишет, что к источникам марксизма-ленинизма относится формула «Самодержавие. Православие. Народность»[93].
Среди аксиологических ценностей КПРФ — общегосударственная (корпоративная) собственность; плановое распределение производственных фондов и трудовых ресурсов, потребительских товаров и услуг, безналичность расчетов, плановое ценообразование и планируемый фонд заработной платы, силовые структуры как гарант порядка. Ностальгическая тоска партии по исчезнувшей «первой стране реального социализма» все больше толкает их к союзу с имперскими силами в противоположном лагере – последние события вокруг Крыма и Украины ярко это подтверждают.
Используя традиционную для коммунистов социальную базу, наиболее обще именуемую трудящимися, партия не только ведет работу в этих социальных стратах, но и налаживает блоковые связи с другими близкими по социальным интересам партиями (Партия ветеранов России (председатель Ильдар Резяпов), Партия возрождения села (лидер бывший вице-премьер Александр Заверюха), Партия человека труда (Роман Мазур) и др.
Вместе с тем в самом коммунистическом движении нет единства. Еще летом 2004 г. недовольство политикой руководства КПРФ заставило достаточно большую группу сторонников коммунистической идеологии дистанцироваться от него и образовать самостоятельную партии «Патриоты России» (лидер Геннадий Семигин). Она декларирует себя как умеренно левую народно-патриотическую партию, активно выступала на региональных выборах в 2006–2013 гг., смогла провести своих кандидатов через процентный барьер и создать фракции в десятке региональных парламентах и городских представительных органах. Близка к их позициям Партия Мира и Единства, созданная еще известной деятельницей левого движения Сажи Умалатовов. В период ужесточения партийного законодательства ПМЕ объединилась с партией «Патриоты России», но в 2012 г. восстановила свое самостоятельное существование.
Серьезная борьба между партиями идет за такой электорат как пенсионеры. Если первоначально КПРФ рассматривала их чуть ли ни как свою монопольную базу, то в 1997 была создана Партия пенсионеров России, активно и успешно участвовавшая в избирательных кампаниях 2002-2006 года. Однако в 2006 г. в результате политических интриг партия самоликвидировалась и пополнила своими членами «Справедливую Россию».
Либерализация партийного законодательства 2011 года, снизившая минимальную численность до 500 членов, стимулировало появление ряда новых партий, которые, по сути конкурируют с парламентскими партиями, отбирая ее электорат. Как уже сказано возродилась ПМЕ, вновь зарегистрирована Партия пенсионеров, а параллельно ей создана Российская партия пенсионеров за справедливость. Создана партия с ностальгическим названием «Рожденные в Союзе Советских Социалистических Республик». Бывший первый секретарь Московского горкома партии Юрий Прокофьев создал и возглавил Всероссийскую социалистическую народную партию «Отчизна». Восстановил свою партию Российский Общенародный Союз (РОС) бывший союзник коммунистов Сергей Бабурин. Кроме того, Минюст зарегистрировал ряд партий, прямо именующих себя коммунистическими: Коммунистическую партию социальной справедливости Владимира Артемова, партию «Коммунисты России» Максима Сурайкина, подана заявка на регистрацию Российской Коммунистической Рабочей партии, а известный активист лево-коммунистического движения Виктор Тюлькин возглавил и зарегистрировал партию «Российский Объединённый Трудовой Фронт».
Оттеснить КПРФ с поля социально-ориентированного электората с правых позиций пытается партия «Справедливая Россия» (СР), о социал-демократическом характере которой неоднократно заявлял ее лидер С. Миронов. Партия была создана 28 октября 2006 г. в результате объединения ряда партий: «Родина», Партия жизни, Партия пенсионеров, «Развитие предпринимательства», Конституционных демократов, Социалистическая единая партия России (СЕПР), Народная, Экологическая партия «Зеленые». Рост СР прежде всего был связан с тем, что Сергей Миронов в течение почти десяти лет возглавлял верхнюю палату российского парламента, членами партии являются 6 сенаторов, партия имеет фракции в Государственной думе и в 12 региональных представительных органах.
Умеренная оппозиционность «Справедливой России», к тому же заключившей в феврале 2010 г. политическое соглашение с партией «Единая Россия» о коалиционных действиях, заставляет экспертов оценивать ее как несамостоятельную, «партию-спойлера» (от англ. to spoil — портить), созданную по заказу Кремля лишь для отбирания голосов у партий левого лагеря. Соглашательская позиция руководства партии вызывает критику у части ее активистов (О. Дмитриева, Е. Мизулина) и даже выход из партии (Г. и Д. Гудковы, И.Пономарев). Последние стали участниками другой социал-демократической структуры - «Альянса зеленых и социал-демократов», возглавляемого Геннадием Гудковым и ученым и миллионером Глебом Фетисовым.
В этом же сегменте левого движения в последние месяцы созданы и зарегистрированы Российская экологическая партия «Зеленые», Социал-демократическая партия России, Российская Социалистическая партия, Партия Социальной защиты, Партия Социальной солидарности, Социально-Прогрессивная Партия России, Партия за справедливость, партия «Союз Труда», Трудовая партия России, Партия Социальных Реформ. Еще 2 десятка оргкомитетов социалистических и социал-демократических партий ждут решения своей легализации в Минюсте РФ.
Особого внимания заслуживает история одной из старейших российских партий «Яблоко»[94], чье место в идеологическом спектре одни исследователи находят на правом фланге социал-демократии, а другие – в лагере левых либералов. «Яблоко», созданное в качестве предвыборного блока еще в 1993 г.[95], в течение десятилетия являлось одним из активных участников политического процесса, имея свою фракцию в государственных думах первых трех созывов (1993–2003 гг.), своих представителей в Совете Федерации, правительственных кабинетах, структурах региональной власти, на постах мэров полутора десятков городов России. Один из основателей партии Владимир Лукин 10 лет был уполномоченным по правам человека в РФ, член руководства партии Игорь Артемьев занял пост руководителя Федеральной антимонопольной службы, академик Алексей Арбатов был представителем России в Комиссии по проблемам оружия массового уничтожения.
Однако в новых политических условиях партия в значительной степени утратила свои позиции, проиграв все последующие парламентские выборы и не преодолев процентного барьера ни на одних региональных выборах. Причину этого эксперты видят, в частности, в высокой амбициозности лидера партии, приведшей к уходу из состава «Яблока» таких знаковых политиков, как Ю. Болдырев, В. Игрунов, Е. Мизулина, а также препятствующей солидарному блокированию «Яблока» с дружественными партиями. В июне 2008 г. XV съезд партии принял отставку Явлинского и избрал председателем партии С. Митрохина, что, однако, не привело к росту ее популярности.
Причины снижения электоральной привлекательности «Яблока», как и других либеральных партий носят, конечно, не только субъективный характер. Наиболее значимым фактором здесь является размер социальной базы либеральной идеологии.
2.2.3. Либеральные партии России
Считается, что истоки либеральной идеологии лежали в сознании революционной, и в больше степени протестантской буржуазии западноевропейских стран XVII-XVIII вв. Именно отсюда такие принципы либерализма как свобода, самоценность личности, толерантность и демократия, которые после Французской революции окончательно разделились на 2 идеологии - либерализм и революционную демократию, ставшую социализмом, хотя неоднократно блокировались в борьбе с общим врагом. Само слово «либерализм» (от liber – свободный) появилось в начале XIX века в Испании, а во французский академический словарь оно было внесено только в 1878 г.
Первыми провозвестниками либеральных идей в России были так называемые западники, приложившие немалые усилия для разработки и реализации реформ второй половины XIX в. В начале XX в. появляются первые партийные структуры, прежде всего кадеты. После Октября 1917 г. кадетская партия сохраняет лидирующее влияние в органах власти на территории, свободной от Советов. Кадеты входили в состав правительства гетмана Скоропадского на Украине, Крымского правительства, «делового кабинета» генерала Хорвата, возглавляли так называемое Временное правительство Урала, занимали посты в органах власти при Колчаке, Деникине, Юдениче. Крах Белого движения привел к длительному перерыву в либеральной традиции в России. В советское время либерализм считался одной из негативных ценностей и использовался как правило с уточнением «гнилой».
Возобновление либеральной традиции стало возможным лишь в конце 1980-х гг., когда возникли предпосылки для создания реального партийно-политического плюрализма. Именно тогда зарождаются первые политические партии и организации (Демократический Союз, Конституционно-демократическая партия — Партия народной свободы, Демократическая партия России (ДПР)), в той или иной степени подчеркивающие свою приверженность либеральным ценностям.
Наиболее массовой организацией либералов того времени стал избирательный блок, а позднее движение «Демократическая Россия». К началу 90-х годов фракция этого движения в корпусе народных депутатов РФ была самой крупной.
В 1993–1998 гг. крупнейшей либеральной партией страны была партия «Демократический выбор России» (ДВР). К 1999 г. либералы России сформировали Союз правых сил (СПС), успешно выступивший на парламентских выборах. Однако это был последний успех либералов - на думских выборах 2003, 2007 и 2011 гг. они не попали в Государственную Думу, утратили позиции в структурах исполнительной власти и стали для многих конкурентов как слева, так и справа главным объектом критики. Часть либералов (представители партий СПС, «Гражданская сила», ДПР) объединились в партию «Правое дело», стоящую на позициях лояльности к политике Кремля. Другие либеральные объединения («Яблоко», незарегистрированные Партия народной свободы (ПАРНАС), коалиция «Другая Россия», Объединенное демократическое движение «Солидарность», Объединенный гражданский фронт и некоторые другие) встали на путь радикальной оппозицией правящему режиму.
Причины падения популярности либерализма видится прежде всего в том, что в России сложился, по выражению Бориса Макаренко, «не тот либерализм»[96].Как известно, в широком либеральном движении есть, по меньшей мере, три течения – экономический либерализм (главная цель которого свобода предпринимательства), социальный либерализм (обеспечения всем достойного существования), политический либерализм (для него главное охрана прав индивида и меньшинства).
Именно модель экономического либерализма была взята за образец российскими реформаторами начала 1990-х. Однако, частная собственность на крупную промышленность, по мнению Марка Урнова - самая непопулярная идея либерализма, ее поддерживает только 3% населения[97]. Известно крайне негативное отношение большой части общества к либерально-экономическим реформам Гайдара-Чубайса и, несмотря на то, что либералов уже давно нет в правительстве[98], именно их обвиняют в сегодняшних социально-экономических проблемах.
Позиции социального либерализма не стали для российских либералов ключевыми и их перехватили как партия власти, так и левая оппозиция.
Наконец, не разделяется в обществе и такой принцип политического либерализма как здоровый скепсис по отношению к власти. Прежде всего это связано с широко распространёнными патерналистскими настроениями в стране и высокой степени зависимости граждан от государства[99]. Элитарность «пафоса индивидуальной свободы и принятия на себя ответственности» в сравнении с пафосом «авторитарного коллективизма с ответственностью, перекладываемой на вождей»[100] распространялась на сравнительно небольшую часть населения, т.н. «уверенный средний класс». По-видимому, 10% голосов, полученных М.Прохоровым на президентских выборах 2012 года были реальной оценкой социальной базы либерализма. Однако именно тогда появляется и иное определение этого слоя – «креативный класс»: у них самый высокий уровень образования, более половины являются руководителями различного уровня, т.е. принадлежат к элите. В этом либеральные лидеры видят свои перспективы.
Некоторое оживление либеральных симпатий произошло в конце 2011 года, что было связано с одной стороны явным углублением авторитарных тенденций во власти, с другой
снижением требований к минимальной численности партий. Возникли десятки оргкомитетов партий либеральной ориентации – как ранее существовавших (Конституционно-Демократическая партия, Союз Правых Сил) так и новых (Партия Защиты Российской конституции, Либеральная партия России, Партия Конституционного Права Гражданина России и др.).
Уже в мае 2012 г. Минюст России официально зарегистрировал Республиканскую и Демократическую партии России. Пытаются добиться регистрации ПАРНАС, Партия 5 декабря и партия Прогресса.
Подводя итоги рассмотрению идейно-политических позиций современных российских партий, мы можем констатировать, что идеологическая дихотомия конца 1980 – начала 90-х гг. («коммунисты» и «демократы») весьма изменилась. С политической арены ушли или маргинализировались многие радикальные партии и течения как правого, так и левого толка, выросло число системных партий. Вместе с тем демократические параметры общества требуют организации возможности различных социальных групп реализовывать свои политические интересы через партийную деятельность.
Контрольные вопросы и задания:
- Как вы понимаете выражение «аксиологический контекст»
- Какие аксиологические ценности консерватизма вы можете назвать
- В чем вы видите праксиологические задачи социалистических партий
- Почему, на ваш взгляд, либеральная идеология пользуется малой поддержкой в нашем обществе
- Какие политические партии действуют в вашем регионе? Знаете ли вы что-нибудь об их программах
- В чем отличие коммунистической идеологии от социал-демократической
- Кто является социальной базой российского консерватизма?