Сущность и теории рынка труда
Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. Рынок рабочей силы, или как его еще называют, рынок труда, имеет принципиальную особенность - его составляющими являются непосредственно живые люди, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка рабочей силы в целом.
Рынок труда - важнейшая составная часть в системе факторов производства, условий экономической жизни общества, рынок труда выполняет многосторонние функции: именно на рынке труда определяются величина заработной платы, ее форма и другие условия найма работников, их занятость и структура, динамика безработицы, мобильность рабочей силы, возможности повышения квалификации работников и др.
Рынок труда - это особая экономическая категория, которая представляет собой сложную систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств (заработная плата) необходимых для воспроизводства рабочей силы. В роле продавца с предложением рабочей силы выступает население, а в роле покупателя со спросом на рабочую силу выступает работодатель.[1]
Рынок труда выполняет две основные социально-экономические функции: распределение людских ресурсов по альтернативным видам занятости (по профессиям, отраслям, предприятиям, территориям) и распределение доходов в форме окладов, заработной платы как стимула и как вознаграждения за труд. Реализация этих функций рынка труда должна содействовать: эффективности, т.е. максимизации производительности, отдачи от людских ресурсов, максимизации доходов, экономическому росту государства, социальной справедливости и, наконец, обеспечению равных для всех возможностей доступа к рабочим местам и профессиональной подготовке.
Труд - наиболее сложный в своем использовании экономический ресурс. Как и любой другой ресурс, труд продается, покупается и имеет цену, которая зависит от индивидуальных способностей человека и конкуренции на рынке труда.
По отношению к рынку труда население делится на категории:
1. Экономически активное население - та часть населения, которая обеспечивает предложения рабочей силы для производства товаров и услуг. Это понятие объединяет в себя и занятых и безработных. К занятым относятся лица обоего пола, трудоспособного возраста, которые в данный период: выполняют работу на условиях найма за вознаграждение (заработная плата) либо полный, либо не полный рабочий день; временно отсутствующие на работе по причине болезни, отпуска и т.д.; выполняют работу без оплаты на семейном предприятии. К безработным относятся лица обоего пола, трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период: не имеют работы; занимаются поисками работы, т.е. обращаются в государственную службу занятости, либо самостоятельно, либо предпринимают шаги к организации собственного дела; готовы приступить к работе немедленно.
2. Экономически неактивное население - это население страны, которое по ряду объективных причин не может выступить на рынке труда с предложением рабочей силы (дети, нетрудоспособные инвалиды и неработающие пенсионеры).[2]
Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
Работодатель - наниматель, который может быть представлен различными "фигурами" в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности (государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.). Задача руководителя - оказать помощь подчиненным выбрать для себя тот вид труда, который в наибольшей степени соответствует его профессиональным способностям. Во многих случаях работники не достигают желаемых результатов в труде, разочаровываются в своей работе только потому, что они не прошли профотбор, им не оказали помощи в профессиональной ориентации.
Наемные работники - это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социальных приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.)
Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.
Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на данный период времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении. Общий спрос должен быть количественно равен численности занятого населения плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает он в силу наличия рабочих мест.
Спрос на рабочую силу формируется по отраслям и в количественном выражении должен совпадать с общей дополнительной потребностью предприятий и организаций в работниках. При расчете спроса на рабочую силу определяются потребность предприятий в новых работниках и потребность предприятий в работниках.
Регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономически-выгодный механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющий цену труда. Цена труда побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и так далее. Цена труда также колеблется от спроса и предложения труда на рынке. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет, когда наем работников дает ему прирост после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель осуществляет это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке - в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.[3]
Таким образом, механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции ведут к росту безработицы.
Таким образом, рынок труда – это обширное понятие, которое имеет множество определений и видов, а также выполняет ряд важных функций, таких как социальная, экономическая, размещающая, селективная, стимулирующая.