Место и роль нравственных характеристик в профессиограмме государственного и муниципального служащего
В современных условиях роль духовных стимулов в процессе управления значительно повышается. По мнению большинства ученых и специалистов, сегодня уже невозможно управлять обществом, ориентируясь только на административные методы, нужна ориентация на высокую культуру, нравственность, организованность самих государственных и муниципальных служащих, стимулируя не только интенсивность труда, но и факторы, ей способствующие (добросовестность, служебный долг, забота о государственном интересе). Соответственно повышаются и требования к аппарату органов государственной и муниципальной власти, к личности государственного и муниципального служащего. Эти требования не сводятся только к наличию профессиональных знаний, к ответственному и добросовестному исполнению служебных функций, верности государственным и общественным интересам. По мере продвижения к гражданскому обществу и расширения возможностей государственной и муниципальной службы повышается значение нравственных качеств служащих, а уровень духовного развития личности чиновника, культуры поведения и административного этикета становится одним из критериев его профессиональной пригодности.
В научной литературе уже высказывалась точка зрения, согласно которой нравственность не следует рассматривать лишь как объективированную мораль, только как практическое снятие противоречия между личным и общественным. Прежде всего, она означает саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. Если мораль как система норм и правил регулирует поведение с учетом интересов определенной социальной группы и ее целей (например, профессиональная мораль государственной и муниципальной службы основной целью деятельности государственных и муниципальных служащих считает служение общественному интересу), то нравственность служит развитию универсальности индивида, направлена не только к воспроизводству существующих в обществе отношений, но прежде всего – к их творческому обогащению и развитию. Сказанное не означает, что мораль и нравственность – два различных типа нормативной регуляции. Речь в данном случае идет лишь о противоречии между идеалом и реальностью, между должным и сущим, внешним и внутренним, между словами и делами, самосознанием и внешними санкциями и т.д.
Первостепенным значением в системе нравственных характеристик любой профессии является понятие нравственной культуры работника. Как качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности нравственная культура проявляется, как:
1) культура нравственного сознания;
2) культура нравственных чувств;
3) культура поведения.
Как культура нравственного сознания нравственная культура выражается в знании моральных требований общества, в способности человека сознательно обосновывать цели и средства своей деятельности. Однако известно, что люди, знающие, что есть добро, тем не менее совершают и зло. Поэтому очень важным является следующий уровень нравственной культуры, обеспечивающий внутреннее приятие моральных целей и средств, внутреннюю готовность к их реализации и выражающийся в культуре нравственных чувств. Она включает в себя способность к моральной рефлексии, к сочувствию и сопереживанию, а также такие социальные чувства, как коллективизм, патриотизм, гуманизм и др. В свою очередь, культура поведения характеризует способность к выбору и практической деятельности. Посредством культуры поведения реализуются поставленные и принятые нравственные цели, формируется активная жизненная позиция.
Исходя из перечисленных компонентов нравственной культуры, в зависимости от их зрелости ученые выделяют несколько уровней и характеристик индивидуальной нравственной культуры:
• низкий уровень нравственной культуры, когда человек не обладает элементарными моральными знаниями и потому часто нарушает общепринятые нравственные нормы;
• "мозаичная культура", характеризующая отрывистые моральные знания, соседствующие с нравственными поступками, которые совершаются под воздействием общественного мнения, традиций в семье и т.д.;
• рациональный тип нравственной культуры, отличающийся чисто вербальным усвоением моральных норм без внутренней убежденности в их правомерности и необходимости;
• эмоционально-экспрессивная культура, связанная с наличием у человека обостренного нравственного чувства добра и зла при одновременной нехватке знаний и чаще всего воли для их материализации;
• высокая зрелость нравственной культуры, когда глубокие и научно обоснованные знания находятся в единстве с богатством чувств и практическим действием.
Для государственной и муниципальной службы значение индивидуальной нравственной культуры особенно велико, так как задача формирования корпуса высокоморальных, ответственных, профессионально подготовленных служащих, как показывают исследования, – это вопрос не только нравственной социализации, но и нравственного самовоспитания. Более того, в процессе освоения должности государственным и муниципальным служащим нравственная социализация и нравственное самовоспитание идут параллельно. В своей деятельности служащему приходится постоянно сталкиваться с непростым выбором между личными и общественными интересами, между такими понятиями, как долг, справедливость, патриотизм с одной стороны, и личное материальное благополучие, привилегии – с другой. Поведением служащего в этой ситуации чаще всего руководят стыд или страх перед возможностью общественного осуждения и порицания, тогда как его поступками и поведением должна руководить совесть.
Ученые РАГС в свое время предложили оригинальную нравственную типологизации) чиновничества, положив в ее основу имеющиеся в литературе по этике нравственные типологизации личности и материалы конкретных социологических исследований.
1. Потребительский тип. Авторы квалифицируют его как самый низкоморальный тип чиновника, для которого личная польза и выгода являются главной ценностью и почти единственным мотивом поведения. Работники такого склада видят счастье в славе, деньгах, престиже, власти. Они, как правило, активны, решительны, подчас проявляют смелость, настойчивость, однако делают это исключительно в своих амбициозных интересах.
2. Конформистский тип. К этому разряду следует отнести тех служащих, для которых свойственны коммуникабельность и склонность к компромиссу как незаменимые качества для аппаратной работы. Такие люди отличаются бесконфликтностью, всегда стремятся к согласию с окружающими, они чаще всего воспитаны, строги к себе и другим, заботятся о своей репутации, их усилия обычно направлены на достижение целей коллектива, собственные интересы уходят на второй план. Их жизненное кредо – счастье и добропорядок достижимы только общими усилиями.
3. Аристократический тип. Характерной чертой этого типа чиновников является обостренное чувство собственного достоинства, интеллигентность, высокое самосознание, способность к самоконтролю, они отвечают за свои действия и поступки прежде всего перед своей совестью. Такие люди, как правило, тяжело приживаются в аппарате, их свободолюбие и, следовательно, асоциальность в поступках, с точки зрения общепринятых норм административного управления, равнозначна иррациональности.
4. Героический тип. Это, наверное, наиболее редкий, идеальный тип чиновника, по-настоящему социально ориентированный. Такие служащие – не только хорошие и квалифицированные исполнители, но и настоящие борцы за идеалы справедливости, они способны бороться с обстоятельствами и преодолевать трудности. Их действия основаны исключительно на рациональной аргументации, ими восхищаются, на них равняются. Люди такого склада незаменимы в органах власти при возникновении кризисных ситуаций, хотя, с другой стороны, они не всегда могут правильно соотносить цели и средства.
Факты свидетельствуют, что на практике моральное сознание и поведение чиновников весьма различно и неоднородно. Именно поэтому необходима постоянная и серьезная работа по формированию и совершенствованию нравственной культуры государственных и муниципальных служащих, характеризующей внутреннюю детерминацию их поведения, а не чисто внешнее соблюдение моральных норм. Как показывают психологические исследования, подчинение только внешним требованиям влечет за собой внутреннюю пустоту, отсутствие сопротивляемости и избирательности но отношению к внешним воздействиям, ведет к конформизму, пассивно-приспособительскому сознанию и поведению.
Возрастание роли нравственной культуры в профессиограмме государственных и муниципальных служащих во многом определяется особым положением государственного и муниципального служащего в обществе и, в частности, публичным характером его деятельности, именуемым в специальной литературе "эффектом аквариума". Находясь под постоянным и пристальным вниманием общественности, служащие государственных и муниципальных органов власти обязаны проявлять сдержанность, аскетизм, демонстрировать должное личное поведение, ответственное отношение к профессиональному долгу и профессиональной чести.
Наряду с понятиями профессиональной чести и профессионального долга, следование которым помогает государственным и муниципальным служащим находиться на высоте и поддерживать высокий уровень нравственности, важное место в их профессиограмме занимает понятие гражданской чести. Это объясняется высокой социальной значимостью государственной и муниципальной службы, понимаемой в российской традиции как служение государству, народу, отечеству.
Не меньшее практическое значение в рамках рассматриваемой проблемы имеет вопрос о том, как соотносятся нравственная культура и профессионализм государственного и муниципального служащего. Опытным путем доказано, что в реальной жизни эти понятия тесно связаны, находятся в диалектическом единстве. Ни для кого не секрет, что больше всего любителей обогащения, безыдейного потребительства, себялюбцев находится среди тех, для кого нет разницы, чем заниматься в жизни. Напротив, настоящий профессионал, человек, верный своему профессиональному долгу, значительно реже оказывается карьеристом, льстецом, интриганом.
Проводимые в последние годы социологические исследования показали, что большинство людей, сталкиваясь с неэтичным поведением, грубостью, некомпетентностью и бездушием чиновников, связывают проблему повышения эффективности функционирования властно-управленческих структур в первую очередь с профессионально-личностным фактором. Они рекомендуют приглашать на службу в государственные и муниципальные органы власти прежде всего профессионалов и порядочных в нравственном отношении людей. Этот факт свидетельствует, что большинство людей понимают, что не только власть портит человека, ее могут с таким же успехом портить циники и аморальные личности, плохие кадры.