Соотношение норм международного права и норм национального законодательства России о правах и свободах
Международно-правовая защита прав человека в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Уставом ООН от 26 июня 1945 г.; Всеобщей Декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г.; Международным пактом о гражданских и политических правах человека от 19 декабря 1966 г.; Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.; Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и дополнительных протоколов к ней.
Указанная Конвенция ратифицирована в Российской Федерации Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ. В связи c ее ратификацией Российская Федерации приняла на себя обязательства по внесению изменений и дополнений в законодательство, регламентирующее порядок ареста, содержания под стражей и задержания; ареста c содержанием на гауптвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания, налагаемой во внесудебном порядке на военнослужащих – солдат, матросов, сержантов, старшин.
Конвенция от 4 ноября 1950 г. содержит нормы, направленные на: охрану жизни и здоровья человека (ст. 2 Конвенции – право на жизнь, ст. 1 Протокола № 6 – отмена смертной казни, ст. 3 Конвенции – запрещение пыток); охрану достоинства, независимости и равноправия людей (ст. 4 Конвенции – запрещение рабства и принудительного труда, ст. 8 Конвенции – право на уважение частной и общественной жизни, ст. 12 Конвенции – право на вступление в брак, ст. 14 Конвенции – запрещение дискриминации, ст. 5 Протокола № 7 – равноправие супругов); охрану развития и свободы самовыражения человека (ст. 9 Конвенции – свобода мысли, совести и религии, ст. 10 Конвенции – свобода выражения мнения, ст. 2 Протокола № 1 – право на образование).
Важно подчеркнуть, что после ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов и когда предполагаемое нарушение имело место.
Необходимо отметить, что Европейский суд по правам человека был создан 21 января 1959 г. Он является самостоятельным наднациональным судебным органом, созданным и действующим в рамках Совета Европы. Европейский суд по правам человека рассматривает споры между государствами – членами Совета Европы, участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод, если предметом спора является нарушение прав и свобод человека, предусмотренных Конвенцией и протоколами к ней. Но главным образом Европейский суд по правам человека рассматривает индивидуальные жалобы по поводу нарушения прав человека и основных свобод, предусмотренных Конвенцией. Европейский суд по правам человека также рассматривает петиции (жалобы) лиц, неправительственных организаций, группы лиц, которые ссылаются, что в отношении них были нарушены права и свободы, предусмотренные Конвенцией и протоколами к ней.
В связи c принятием России в Совет Европы 28 февраля 1996 г. и ратификацией ею Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод граждане Российской Федерации получили доступ в Европейский суд по правам человека. Жалобы направляются туда непосредственно заявителем. Государственные организации, включая уполномоченного по правам человека, не могут быть посредниками для пересылки жалобы. Первоначальное обращение может быть написано на русском языке. Кассационная инстанция российского суда считается последним средством решить проблему заявителя. После отклонения кассационной жалобы можно направить обращение в Европейский суд (в течение шести месяцев со дня получения соответствующего определения). Основанием для обращения в Европейский суд (при наличии других условий) является и отказ Конституционного Суда РФ (включая отказ в приеме заявления). Подача жалобы в Европейский суд не лишает заявителя права обратиться одновременно к уполномоченному по правам человека либо в надзорную инстанцию.
В случае неисполнения решения суда заявитель вправе направить обращение в Страсбург, сославшись на нарушение ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции (право на справедливое судебное разбирательство). Любая форма давления либо препятствие обращению в Европейский суд рассматривается последним как грубейшее нарушение норм Европейской конвенции и может привести к приостановке членства государства в Совете Европы.
В рамках данного вопроса представляется актуальной проблема признания решений Европейского суда по правам человека в качестве источника российского права и их реализации в качестве правового акта, имеющего для России обязательный характер.
Это тем более важно, что среди ученых и практиков в России до сих пор является распространенной точка зрения о том, что указанные решения носят для Российского государства рекомендательный характер, их реализация возможна только при условии обеспечения государственного суверенитета России, а индивид не может являться субъектом международного права.
В этой связи отрадно, что процесс совершенствования современного российского законодательства осуществляется c учетом решений Европейского суда и в соответствии c заложенными в них европейскими стандартами в области защиты прав человека.
В качестве примера можно привести постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда статей УПК РСФСР, в котором Конституционный Суд на основании толкования ч. 3 ст. 46 Конституции (о праве граждан обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека) определил: это положение «означает, что решения межгосударственных органов могут приводить к пересмотру конкретных дел высшими судами Российской Федерации, и, следовательно, открывает дорогу для полномочий последних по повторному рассмотрению дела в целях изменения ранее состоявшихся по нему решений, в том числе принятых высшей внутригосударственной судебной инстанцией».
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» содержится четкое разъяснение судам о том, что поскольку Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней, применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться c учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Таким образом, по вполне обоснованному замечанию судьи Европейского суда по правам человека А. И. Ковлера, все высшие суды страны предприняли меры по включению национальной судебной системы в общеевропейскую систему защиты прав человека, что, безусловно, свидетельствует о том, что, несмотря на очевидные трудности, европейские стандарты, заложенные и в Конституции 1993 г., пробили себе дорогу на российские просторы от Балтики до Тихого океана.
Вместе c тем предстоит дальнейшая огромная работа, направленная на формирование практики принятия частных судебных решений по конкретным делам в целях обеспечения выполнения обязательств Российского государства, вытекающих из его участия в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.