Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений

Среди ученых есть такие, которые отрицают существование земельного права как отрасли права и исключают тем самым наличие вопроса о соотношении норм этой отрасли и норм гражданского права. Некоторые авторы полагают, что земельные отношения даже в условиях рынка земли должны регулироваться только нормами земельного права.

Земельные отношения, при регулировании которых есть вероятность соприкосновения (соотношения) норм гражданского права и норм земельного права, условно можно разделить на три группы.

Первая группа отношений касается земли как объекта собственности и иных вещных прав. Здесь земля выступает как вещь.

Здесь нормы гражданского права регулирует земельные отношения в той мере в какой земля выступает как объект вещного права. В ситуации где земля выступает как природный объект, регулируется нормами земельного права. Там, где кончается вещно-правовой аспект в земельных отношениях, прекращает свое действие гражданское право и начинается сфера действия земельного нрава.

Так, согласно п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоря­жение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается (ст. 129), осуществляется их собственниками свобод­но. Это вещно-правовой аспект. Но поскольку оборот касается земли как природного объекта, то он может осуществляться при условии, что не нанесет ущерба окружающей среде, в том числе, разумеется, и самой зем­ле.

Во вторую группу входят отношения, связанные с оборотом земли как объектом частной собственности. Оборот земли вообще можно определить как переход земельного участка от одного субъекта прав на землю к другому. Если земельный участок не приватизирован, т.е. является государст­венной или муниципальной собственностью, оборот земли регулируется по нормам зе­мельного права.

Если же земельный участок приватизирован и является объектом ча­стной собственности, то мы имеем рыночный оборот земли, осуществ­ляемый по нормам гражданского права с учетом норм земельного права. Но каждая отрасль имеет свой предмет веде­ния.

Третью группу составляют обязательственные отношения, объектом которых является земля. Касаясь соотношения также можно сказать об элементах совместного ведения гражданского права и земельного права. ГК РФ (ст. 454-491) определяет общие положения купли-продажи (понятие, условия, обязанности сторон и др.). Особенности же купли-продажи земли регулируются нормами зе­мельного права. В них определяются случаи и порядок приобретения го­сударственных и муниципальных земель в собственность граждан и юри­дических лиц.

Общие правила и порядок наследования имущества, в том числе и земли, определяются нормами гражданского права (см. ст. 1181, 1182 ГК РФ). Но и здесь учитываются требования земельного законодательства о предельных размерах земельного участка, о его целевом использовании и т.д.

Большая (основная) группа отношений возникает по поводу земли как природного объекта. Они формируют четвертую группу земельных отношений и нормами гражданского права практически не регулируются.

Что касается четвертой группы отношений, то это все другие зе­мельные отношения. Их можно назвать земельными отношениями в чистом виде. Именно они составляют предмет зе­мельного права как отрасли права. Это отношения по предоставлению и изъятию земель, по землеустройст­ву, осуществлению земельного контроля и многие другие. Эта группа отношений гражданским правом вообще не регулирует­ся.

Таким образом, правовая природа земельных отношений далеко не­однородна. Отдельные группы земельных отношений в условиях рынка земли регулируются и нормами гражданского права и нормами земельно­го права, но в пределах предмета их ведения. Большая часть земельных отношений регулируется только нормами земельного права.

Говоря о соотношении, необходимо отметить, что существует такое явление как включение норм одной отрасли права в законода­тельство другой отрасли права. Делается это, как известно, в целях обеспечения единого правового поля для однород­ных отношений. Гражданское законодательство исключением не является. В нем можно обнаружить нормы земельного права, т.е. нормы, регулирующие публичные, а не частные земельные отношения. Земельно-правовую природу имеют ст. 265-270 (основания приобре­тения права пожизненного наследуемого владения, так как в них решают­ся вопросы о вещных правах на землю, а вполне кон­кретные, которые непосредственно касаются судьбы земельного участка исключительно как природного объекта. Решение таких вопросов подпа­дает под действие норм земельного права.

Охрана земель (состояние земель в России и необходимость их охраны, цели, содержание и основные меры по охране земель)

«Земля и другие природные ресурсы, согласно ст. 9 Конституции РФ, - используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей тер­ритории». На необходимость охраны земель как условия жизни и деятельности человека указывается и в ЗК РФ (п.1. ст. 12).

Охрана земель в России обусловлена неблагоприятным их состояни­ем. Особую тревогу вызывает состояние с/х земель. В составе земель этой категории до 120 млн.га эрозионнопасных и подверженных водной и ветровой эрозии земель. Площадь оврагов составляет более 2 млн.га, а заовраженных земель -свыше 5 млн.га.

Интенсивно развиваются процессы заболачивания и подтопления земель, ухудшается состояние естественных лугов и пастбищ. Продолжается опасное загрязнение почвы токсичными производст­венными отходами, радиоактивными веществами.

Охрану земель можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле на охрану земель в той или иной степени направлена вся система норм, регулирующих земельные отношения. С этой точки зрения к охране земель имеет отношение правильное решение вопросов собственности на землю, привлечение к ответственности за нарушение зе­мельного законодательства и др.

В узком смысле охрана земель - это выработка и принятие специ­альных мер по предупреждению (предотвращению) и устранению нега­тивного (отрицательного) антропогенного и техногенного воздействия на землю. Именно в этом смысле и предусматривает охрану земель глава 12 ЗК РФ.

Пункт 2 ст. 12 ЗК РФ определяет цели охраны земель. Ими являют­ся:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, наруше­ния земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Деградированными признаются земли, на которых в результате ан­тропогенных или природных факторов происходят устойчивые негатив­ные процессы изменения состояния почв.

Загрязнение земель (почв) - содержание в почвах химических со­единений, радиоактивных элементов, в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружаю­щую среду, плодородие земель с/х назначения.

Захламлением земель признается размещение в неустановленных мерах твердых производственных и бытовых отходов (остатки сырья, материалов, бумага, текстиль, стек­лянные и пластмассовые емкости и т.п.).

Нарушение земель - механическое разрушение верхнего слоя земли, в результате чего земля утрачивает свою хозяйственную ценность и является источником отрицательного воздействия на окружающую сре­ду.

К другим негативным воздействиям на землю можно отнести их засоление и заболачивание, иссушение и уплотнение и др.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы.

Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев в сохранении и восстановлении плодородия почв, может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Мероприятия но охране земель

Рекультивация земель понимается как комплекс работ, направлен­ных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценно­сти, а также на улучшение условий окружающей среды. Осуществляется в два этапа, технический и биологический.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

• разработке месторождений полезных ископаемых;

• ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объ­ектов и сооружений;

• складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;

Рекультивация осуществляется за счет собственных средств юриди­ческих и физических лиц, по вине которых произошло нарушение земель.

Мелиорация земель

Основным документом, является ФЗ «О мелиорации земель».1 Мелиорация земель - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, и других мелиоративных мероприятий.3

В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различает­ся 4 типа мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая, химическая мелиорация.

Мелиорация земель проводится на основе проектов. Мелиорация земель проводится гражданами и юридическими лицами, имеющими лицензии на осуществление этого вида деятельности. Финансирование мелиорации земель осуществляется за счет средств федерального и региональных бюджетов, а также за счет средств собственников, владельцев и пользователей мелиорируемых земель и других не запрещенных законом источников.

Воспроизводство плодородия земель

Когда речь идет о воспроизводстве (сохранении и повышении) плодородия земель, имеются в виду земли сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения, где земля (почва) выступает как основное средство производства.

Рекультивация и мелиорация земель способствуют воспроизводству, сохранению и повышению плодородия земель.

ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Плодородие земель с/х назначения - способность почвы удовлетворять потребность с/х культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле и обеспечивать урожай с/х культурных растений.

Воспроизводство плодородия земель с/х назначения понимается как сохранение и повышение плодородия земель этой категории посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных и иных мероприятий. Воспроизводство плодородия земель с/х назначения - задача двух уже называвшихся групп субъектов.

Напомню, что это: 1) органы государственной власти Федерации и СРФ, а также органы местного самоуправления; 2) собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков.

Финансирование мероприятий по воспроизводству плодородия с/х земель осуществляется за счет бюджетов всех уровней, за счет средств с/х организаций и иных не запрещенных законом источников.

Консервация земель

Консервация земель как временное исключение их из хозяйственного оборота осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загязненных территорий.

Если деградирование и загрязнение земель произошло по вине собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, то мероприятия по консервации земель осуществляются за их счет. Решение о дальнейшем использовании восстановленных в результате консервации земель принимают органы местного самоуправления.

Названные виды мероприятий выполняются обеими группами субъектов охраны земель, консервация - в основном органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Наши рекомендации