Оплата труда руководителя организации
В главе 43 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации. Однако конкретных норм об оплате их труда в ней нет.
Согласно статье 274 ТК РФ, права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Так, в статье 145 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.
Особенности оплаты труда руководителей государственных предприятий предусмотрены в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)".
В частности, оплата труда указанных руководителей состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки 1 разряда рабочего по основной профессии, определенной коллективным договором на данном предприятии, исходя из следующих показателей:
Списочная численность предприятия (человек) и кратность к величине тарифной ставке 1 разряда рабочего основной профессии от:
200 до 1500 - до 10;
1500 до 10 000 - до 14;
свыше 10 000 - до 16.
Размер должностного оклада в указанных пределах устанавливается с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции.
Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия посредством внесения изменений (дополнений) в трудовой договор.
Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия рекомендуется выплачивать за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, за вычетом средств, направленных на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год.
В развитии и конкретизации названного постановления Правительства Российской Федерации в письме Минтруда России от 28 апреля 1994 г. N 727-РБ предусматривается, что это постановление обязательно для применения на государственных предприятиях производственных и непроизводственных отраслей, в которых пакет акций, находящихся в государственной собственности, обеспечивает более 50 процентов голосов на собрании акционеров. В акционерных обществах, где в государственной собственности находится пакет акций, обеспечивающий менее 50 процентов голосов на собрании акционеров, условия оплаты труда, предусмотренные указанным постановлением, могут быть установлены решением Совета директоров или собрания акционеров по предложению представителя исполнительного органа в акционерном обществе.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменен. и допол.) не предусматривает ограничение вознаграждения руководителей АО. В пункте 10 статьи 65 Закона закреплено, что установление размеров выплачиваемых членам исполнительного органа АО вознаграждений и компенсаций входит в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества, если уставом общества это отнесено к его компетенции.
При установлении должностных окладов руководителям предприятий, Минтруд рекомендует иметь в виду, что постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрены верхние пределы кратности к величине тарифных ставок разряда, из которой устанавливаются должностные оклады руководителям предприятий. Должностной оклад определяется из списочной численности работников на 1-е число месяца, в котором заключен трудовой договор.
При изменении списочной численности работников предприятия в сторону уменьшения в связи со снижением объемов производства из-за неплатежеспособности потребителей, конверсии и по другим объективным причинам контракты с руководителями в части размера должностного оклада могут не пересматриваться.
Должностной оклад руководителю предприятия устанавливается органом исполнительной власти в фиксированной сумме (в рублях). Повышение оклада производится одновременно с увеличением тарифных ставок на данном предприятии применительно к порядку повышения (индексации) заработной платы, определяемому отраслевым (тарифным) соглашением.
В письме Минтруда России также предусмотрено, что должностные оклады руководителей предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором данного предприятия. В целях обеспечения единого подхода в отрасли при определении основной профессии, необходимо следовать положениям отраслевого (тарифного) соглашения, в котором указана профессия рабочих и уровень минимальной тарифной ставки 1 разряда.
Если же в отраслевом (тарифном) соглашении или коллективном договоре предприятия не указана основная профессия, то она определяется органом исполнительной власти, заключающим трудовой договор. При этом рекомендуется считать основной ту профессию, которая занимает наибольший удельный вес по численности рабочих.
Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" регулирует отношения по установлению размера заработной платы генерального директора. Так, в законе закреплено, в частности, что оклад директора народного предприятия за отчетный финансовый год не может более чем в 10 раз превышать средний размер оплаты труда одного работника народного предприятия за тот же период.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 11 декабря 2003 г. N 6949-р утвержден Примерный трудовой договор с руководителями государственного унитарного предприятия, в соответствии с которым оклад руководителя не может быть менее 10-кратного минимального размера оплаты труда.
При рассмотрении вопроса об оплате труда заместителю руководителя, при его временном заместительстве руководителя следует учитывать, что Кассационная коллегия Верховного Суда РФ от 11 марта 2003 г. определила: признать не действующим со дня вынесения настоящего решения подпункт "а" (абзац 3) и абзац 4 пункта 1 разъяснения Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29 декабря 1965 года N 30/39 (в ред. от 11 декабря 1986 г.) "О порядке оплаты временного заместительства" в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника, а также главного инженера организации.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ от 11 марта 2003 г. при вынесении своего определения исходила из положений, содержащихся в статье 74 (ныне статья 72.2) и статьи 151 ТК РФ. Трудовой кодекс РФ предусматривает: оплата труда по фактически выполняемой работе при временном переводе на другую работу должна производиться за весь период такого перевода (до 1 месяца в течение календарного года). Обязательно производство доплаты за совмещение профессий (должностей) и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы за весь период такого совмещения либо исполнения дополнительных обязанностей.
В определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ также отмечается, что, согласно статье 21 ТК РФ, работник имеет право на выплату в полном объеме заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы.